Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные и детеныши»
С детьми первой младшей группы
Программное содержание:
Образовательные:
- учить детей различать взрослых животных и их детенышей;
- учить отвечать на вопросы по содержанию;
- уточнить характерные признаки внешнего вида диких животных.
Развивающие:
- развивать движения, воображение, речевое общение со взрослыми и друг с другом;
- развивать умение детей передавать простейшие образные действия персонажей;
- расширять активный словарный запас детей, совершенствовать грамматическую структуру их речи;
- развивать координацию движений, чувство ритма, мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к животному миру, к окружающей жизни, любознательность;
- воспитывать положительное отношение к подвижным играм и физическим упражнениям.
Предварительная работа воспитателя:
- изготовление декорации зимнего лиса, макеты деревьев, ёлочек;
- подготовка оборудования;
- заучивание стихотворений, физкультминуток;
- изучение методической литературы: «Стихи и рассказы о животном мире» Громова О.Е., «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет» Картушина М. Ю., «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Савина Л.П.
Предварительная работа с детьми:
- Рассматривание с детьми картинок с изображением диких животных и детенышей (зайца, лисы, медведя, волка).
- Беседа о характерных признаках внешнего вида диких животных.
- С малоактивными, застенчивыми детьми работа на развитие координации движений, чувство ритма, мелкой моторики рук, по ориентированию в пространстве, выполнение движений соответствующие тексту (собираться в кружок, кружиться).
- С активными детьми проведена работа по заучиванию стихотворений.
Индивидуальная работа на занятии:
Вводной части занятия индивидуальная работа с Эльзой в запоминании времени года, в проговаривании свойств снега. В основной части занятия работа с Ариной, Наташей в развитии координации движений, мелкой моторики рук, с Камиллой в правильном выполнении упражнений. По ходу занятия проводится индивидуальная работа в случае затруднений в четком проговаривании слов и коротких предложений, выполнении физических упражнений.
Дидактическое обеспечение занятия:
Дементьев, Семернин «Простая песенка», В. Шаинский, М. Матусовский «Вместе весело шагать», мольберт.
Демонстрационный материал: декорация зимнего леса, макеты деревьев, ёлочки, игрушки животных и детенышей (зайчик, лиса, медведь, волк), дидактические картинки с изображением взрослых диких животных и их детенышей, автор Светлана Вохринцева.
Структура занятия:
Вводная часть
Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию.
- Вступительная беседа
Основная часть
Цель: реализация задач программного содержания.
Методические приемы:
- беседа с опорой на декорацию зимнего лиса;
- художественное слово (чтение отрывка стихотворения И.Сурикова «Зима» с выполнением движений в соответствии с текстом);
- игра «Зайка серенький сидит» (выполнение движений в соответствии с текстом);
- беседа, чтение стихотворения Л. Парамоновой;
- беседа с детьми;
- физминутка с выполнением движений;
- беседа с детьми;
Заключительная часть
Цель: подвести итог занятия.
- Рассматривание и беседа с опорой на дидактические картинки с изображение взрослых животных и детенышей.
Ход занятия
Вступительная беседа. Дети стоят вокруг воспитателя.
- Ребята на прогулке мы наблюдали с вами за погодой, за деревьями, катались с горки на ледянках, наблюдали, как старшие дети катаются на лыжах. Интересно, а что же сейчас происходит в лесу? Хотите отправиться в путешествие в зимний лес и посмотреть, какие живут там животные. Лес большой и в нем можно заблудиться, поэтому старайтесь двигаться дружно, не обгонять друг друга. А чтобы, весело было идти, мы будем петь песенку (заходят под музыку А. Дементьев, Семернин «Простая песенка»).
Зашагали ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ-топ-топ.
Ну-ка веселее: топ-топ-топ,
Вот как мы умеем: топ-топ-топ.
- Ну, вот и пришли мы с вами в лес. Посмотрите, пожалуйста, сюда (дети смотрят на декорацию зимнего леса). Какие здесь деревья?
(Большие, маленькие.)
- Скажите, а что на деревьях?
(Снег.)
- Правильно зимой деревья покрыты снегом (индивидуальная и хоровая работа в проговаривании короткого предложения). А кто знает, какой снег зимой?
(Холодный, мокрый, белый.)
- Правильно. А сейчас я вам расскажу стихотворение, а вы повторяйте за мной движения (детям читается отрывок из стихотворения И.Сурикова «Зима»).
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
- Молодцы! А теперь давайте пойдем дальше. Посмотрим, какие животные живут в лесу (дети идут и видят зайчиху под ёлочкой). Кто же это сидит под ёлочкой?
(Зайчик.)
- Это мама зайчиха. Скажите, пожалуйста, какая она (обращается внимание детей на зайчиху).
(Пушистая, маленькая.)
- Правильно (детям разрешается потрогать, погладить). Уши у зайчихи длинные, она очень хорошо слышит. Посмотрите, как я показываю (указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем).
Зайка серенький сидит и ушами шевелит,
Раз-два, раз-два и ушами шевелит!
(В случае затруднений проводится индивидуальная помощь или попросить показать руками ушки на голове.)
- Молодцы. Ребята у мамы зайчихи есть сын зайчонок. Это ее детеныш. Он еще маленький (сравнивают внешний вид с мамой).
- Ребята, посмотрите, какой у нас грустный зайчонок. Давайте развеселим его, хорошо! Я буду показывать вам движения, а вы повторяйте за мной. Слушайте внимательно.
Зайка серенький сидит и ушами шевелит
Вот так, вот так он ушами шевелит (садятся на корточки, прикладывают кисти рук к голове, сгибают и разгибают ладони).
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть (встают, ритмично хлопают в ладоши).
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Прыг-скок, прыг-скок, надо зайке поскакать (прыгают на месте).
Кто-то зайку напугал
Зайка прыг и убежал (топают ногами).
- Молодцы, ребята! Посмотрите, какой у нас зайчонок стал веселый. Скажите, пожалуйста, от кого зайчик убежал?
(От лисички, от волка.)
- Правильно зайчик убежал от лисы. Ребята прежде, чем отправиться дальше, давайте мы поиграем с нашими пальчиками.
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.
- Посмотрите, а кто там прячется? (детям показывается лиса).
(Лиса.) (Детям разрешается потрогать, погладить.)
- Ребята, лиса живет в норе вместе с лисятами. Это ее детеныши. (Отрывок из стихотворения Л. Парамоновой.)
У лисицы — лисята в норе.
Она прячет их глубоко.
Пусть проводят время в игре.
Ведь уходит лиса далеко.
- А кто покажет, как лисичка ходит? (Дети показывают, в случае если не смогут оказать помощь.) Молодцы! Ребята, давайте мы пойдем дальше. Может ещё, кого встретим.
- Ой, посмотрите, это берлога и там кто-то спит. Кто же это? (Дети смотрят на игрушку.)
(Мишка.)
- Правильно. Ребята у мамы медведицы есть медвежата, они спят в берлоге. Поэтому громко не кричите, мишку не сердите. А вы знаете, как мишка будет просыпаться? Давайте я вам покажу, а вы повторяйте за мной. Поднимаем вверх сначала левую, потом правую руку и встаем на носочки. (В случае затруднений оказать помощь маленьким и малоактивным детям.)
Молодцы, все умеют потягиваться, как мишка.
- Давайте я вам расскажу про мишку стишок, а вы повторяйте за мной движения.
Как под горкой подставляют ладонь под кулачок.
Снег, снег. опускают руки, шевелят пальцами.
И на горке кладут ладонь на кулачок.
Снег, снег. опускают руки, шевелят пальцами.
А под снегом подставляют ладонь под кулачок.
Спит медведь кладут ладони, сложенные «лодочкой», под щеку.
Тише, тише, подносят к губам указательный палец одной, затем другой руки.
Не шуметь. грозят указательным пальцем.
(В случае затруднений оказать индивидуальную помощь.)
- Ребята нам пора возвращаться. Понравилось вам наше путешествие в зимний лес? (Послушать высказывания детей.) К сожалению, нам не удалось увидеть всех зверей, живущих в лесу. Скажите, кого мы встретили в лесу? (На мольберте выставляются дидактические картины с изображением взрослых животных и их детенышей: зайчика, лису, медведя. В случае затруднений оказать помощь детям.)
- Правильно, молодцы, ребята. Но мы с вами видели еще детенышей. Кто помнит? (Послушать ответы детей.)
- Мы видели зайчонка, лисят, медвежат и волчат. Скажите, а это, какие животные?
(Дикие.)
(В случае если скажут, что домашние, объяснить ошибку.)
- Правильно это дикие животные. Они живут в лесу и сами добывают себе пищу. Ребята, давайте попрощаемся с дикими животными и их детенышами и скажем «До свидания» (дети уходят под музыку В. Шаинский, М. Матусовский «Вместе весело шагать»).
Читайте также |
---|
«Волшебный домик». Конспект бинарного показа организованной образовательной деятельности в рамках…
«Волшебный домик». Конспект бинарного показа организованной образовательной деятельности в рамках образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» для детей...
Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе…
Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе жизни «Айболит спешит на помощь» Цель: 1. Уточнить и расширить знания детей...
Экологический проект «Моя Югра – моя планета!»
Экологический проект «Моя Югра – моя планета!» Средний дошкольный возраст