Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные и детеныши»

С детьми первой младшей группы

 

 

Программное содержание:

Образовательные:

- учить детей различать взрослых животных и их детенышей;

- учить отвечать на вопросы по содержанию;

- уточнить характерные признаки внешнего вида диких животных.

Развивающие:

- развивать движения, воображение, речевое общение со взрослыми и друг с другом;

- развивать умение детей передавать простейшие образные действия персонажей;

- расширять активный словарный запас детей, совершенствовать грамматическую структуру их речи;

- развивать координацию движений, чувство ритма, мелкую моторику рук.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к животному миру, к окружающей жизни, любознательность;

- воспитывать положительное отношение к подвижным играм и физическим упражнениям.

Предварительная работа воспитателя:

  1. изготовление декорации зимнего лиса, макеты деревьев, ёлочек;
  2. подготовка оборудования;
  3. заучивание стихотворений, физкультминуток;
  4. изучение методической литературы: «Стихи и рассказы о животном мире» Громова О.Е., «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет» Картушина М. Ю., «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Савина Л.П.

Предварительная работа с детьми:

  1. Рассматривание с детьми картинок с изображением диких животных и детенышей (зайца, лисы, медведя, волка).
  2. Беседа о характерных признаках внешнего вида диких животных.
  3. С малоактивными, застенчивыми детьми работа на развитие координации движений, чувство ритма, мелкой моторики рук, по ориентированию в пространстве, выполнение движений соответствующие тексту (собираться в кружок, кружиться).
  4. С активными детьми проведена работа по заучиванию стихотворений.

Индивидуальная работа на занятии:

Вводной части занятия индивидуальная работа с Эльзой в запоминании времени года, в проговаривании свойств снега. В основной части занятия работа с Ариной, Наташей в развитии координации движений, мелкой моторики рук, с Камиллой в правильном выполнении упражнений. По ходу занятия проводится индивидуальная работа в случае затруднений в четком проговаривании слов и коротких предложений, выполнении физических упражнений.

Дидактическое обеспечение занятия:

Дементьев, Семернин «Простая песенка», В. Шаинский, М. Матусовский «Вместе весело шагать», мольберт.

Демонстрационный материал: декорация зимнего леса, макеты деревьев, ёлочки, игрушки животных и детенышей (зайчик, лиса, медведь, волк), дидактические картинки с изображением взрослых диких животных и их детенышей, автор Светлана Вохринцева.

Структура занятия:

Вводная часть

Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию.

- Вступительная беседа

Основная часть

Цель: реализация задач программного содержания.

Методические приемы:

- беседа с опорой на декорацию зимнего лиса;

- художественное слово (чтение отрывка стихотворения И.Сурикова «Зима» с выполнением движений в соответствии с текстом);

- игра «Зайка серенький сидит» (выполнение движений в соответствии с текстом);

- беседа, чтение стихотворения Л. Парамоновой;

- беседа с детьми;

- физминутка с выполнением движений;

- беседа с детьми;

Заключительная часть

Цель: подвести итог занятия.

- Рассматривание и беседа с опорой на дидактические картинки с изображение взрослых животных и детенышей.

 

Ход занятия

Вступительная беседа. Дети стоят вокруг воспитателя.

- Ребята на прогулке мы наблюдали с вами за погодой, за деревьями, катались с горки на ледянках, наблюдали, как старшие дети катаются на лыжах. Интересно, а что же сейчас происходит в лесу? Хотите отправиться в путешествие в зимний лес и посмотреть, какие живут там животные. Лес большой и в нем можно заблудиться, поэтому старайтесь двигаться дружно, не обгонять друг друга. А чтобы, весело было идти, мы будем петь песенку (заходят под музыку А. Дементьев, Семернин «Простая песенка»).

Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ-топ-топ.

Ну-ка веселее: топ-топ-топ,

Вот как мы умеем: топ-топ-топ.

- Ну, вот и пришли мы с вами в лес. Посмотрите, пожалуйста, сюда (дети смотрят на декорацию зимнего леса). Какие здесь деревья?

(Большие, маленькие.)

- Скажите, а что на деревьях?

(Снег.)

- Правильно зимой деревья покрыты снегом (индивидуальная и хоровая работа в проговаривании короткого предложения). А кто знает, какой снег зимой?

(Холодный, мокрый, белый.)

- Правильно. А сейчас я вам расскажу стихотворение, а вы повторяйте за мной движения (детям читается отрывок из стихотворения И.Сурикова «Зима»).

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

- Молодцы! А теперь давайте пойдем дальше. Посмотрим, какие животные живут в лесу (дети идут и видят зайчиху под ёлочкой). Кто же это сидит под ёлочкой?

(Зайчик.)

- Это мама зайчиха. Скажите, пожалуйста, какая она (обращается внимание детей на зайчиху).

(Пушистая, маленькая.)

- Правильно (детям разрешается потрогать, погладить). Уши у зайчихи длинные, она очень хорошо слышит. Посмотрите, как я показываю (указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем).

Зайка серенький сидит и ушами шевелит,

Раз-два, раз-два и ушами шевелит!

(В случае затруднений проводится индивидуальная помощь или попросить показать руками ушки на голове.)

- Молодцы. Ребята у мамы зайчихи есть сын зайчонок. Это ее детеныш. Он еще маленький (сравнивают внешний вид с мамой).

- Ребята, посмотрите, какой у нас грустный зайчонок. Давайте развеселим его, хорошо! Я буду показывать вам движения, а вы повторяйте за мной. Слушайте внимательно.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит

Вот так, вот так он ушами шевелит (садятся на корточки, прикладывают кисти рук к голове, сгибают и разгибают ладони).

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть (встают, ритмично хлопают в ладоши).

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Прыг-скок, прыг-скок, надо зайке поскакать (прыгают на месте).

Кто-то зайку напугал

Зайка прыг и убежал (топают ногами).

- Молодцы, ребята! Посмотрите, какой у нас зайчонок стал веселый. Скажите, пожалуйста, от кого зайчик убежал?

(От лисички, от волка.)

- Правильно зайчик убежал от лисы. Ребята прежде, чем отправиться дальше, давайте мы поиграем с нашими пальчиками.

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко

И отправились в дорожку.

- Посмотрите, а кто там прячется? (детям показывается лиса).

(Лиса.) (Детям разрешается потрогать, погладить.)

- Ребята, лиса живет в норе вместе с лисятами. Это ее детеныши. (Отрывок из стихотворения Л. Парамоновой.)

У лисицы — лисята в норе.

Она прячет их глубоко.

Пусть проводят время в игре.

Ведь уходит лиса далеко.

- А кто покажет, как лисичка ходит? (Дети показывают, в случае если не смогут оказать помощь.) Молодцы! Ребята, давайте мы пойдем дальше. Может ещё, кого встретим.

- Ой, посмотрите, это берлога и там кто-то спит. Кто же это? (Дети смотрят на игрушку.)

(Мишка.)

- Правильно. Ребята у мамы медведицы есть медвежата, они спят в берлоге. Поэтому громко не кричите, мишку не сердите. А вы знаете, как мишка будет просыпаться? Давайте я вам покажу, а вы повторяйте за мной. Поднимаем вверх сначала левую, потом правую руку и встаем на носочки. (В случае затруднений оказать помощь маленьким и малоактивным детям.)

Молодцы, все умеют потягиваться, как мишка.

- Давайте я вам расскажу про мишку стишок, а вы повторяйте за мной движения.

Как под горкой подставляют ладонь под кулачок.

Снег, снег. опускают руки, шевелят пальцами.

И на горке кладут ладонь на кулачок.

Снег, снег. опускают руки, шевелят пальцами.

А под снегом подставляют ладонь под кулачок.

Спит медведь кладут ладони, сложенные «лодочкой», под щеку.

Тише, тише, подносят к губам указательный палец одной, затем другой руки.

Не шуметь. грозят указательным пальцем.

(В случае затруднений оказать индивидуальную помощь.)

- Ребята нам пора возвращаться. Понравилось вам наше путешествие в зимний лес? (Послушать высказывания детей.) К сожалению, нам не удалось увидеть всех зверей, живущих в лесу. Скажите, кого мы встретили в лесу? (На мольберте выставляются дидактические картины с изображением взрослых животных и их детенышей: зайчика, лису, медведя. В случае затруднений оказать помощь детям.)

- Правильно, молодцы, ребята. Но мы с вами видели еще детенышей. Кто помнит? (Послушать ответы детей.)

- Мы видели зайчонка, лисят, медвежат и волчат. Скажите, а это, какие животные?

(Дикие.)

(В случае если скажут, что домашние, объяснить ошибку.)

- Правильно это дикие животные. Они живут в лесу и сами добывают себе пищу. Ребята, давайте попрощаемся с дикими животными и их детенышами и скажем «До свидания» (дети уходят под музыку В. Шаинский, М. Матусовский «Вместе весело шагать»).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Волшебный домик». Конспект бинарного показа организованной образовательной деятельности в рамках…

«Волшебный домик». Конспект бинарного показа организованной образовательной деятельности в рамках образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» для детей...

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе…

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе жизни «Айболит спешит на помощь» Цель: 1. Уточнить и расширить знания детей...

Экологический проект «Моя Югра – моя планета!»

Экологический проект «Моя Югра – моя планета!» Средний дошкольный возраст

Читайте также

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий...

Дидактическая игра «Божья коровка» для старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Божья коровка» для старшего дошкольного возраста Аннотация: Дидактическая игра «Божья коровка» разработана для индивидуальной и совместной деятельности, непосредственно образовательной деятельности...

Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»