Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Наша Родина – Югра»
Программное содержание:
- Расширять знания детей о природе родного края, коренном населении Ханты-Мансийского Автономного округа – Югра.
- Продолжать знакомить с народными орнаментами ханты и манси.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, художественное восприятие и воображение детей.
- Воспитывать бережное отношение к природе; уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси, желание больше узнать об их жизни.
- Расширить представления детей о родном крае, воспитывать любовь к малой Родине.
- Воспитывать чувство гордости за свою Родину, чувство патриотизма.
Словарь: коренное население, ханты, манси, орнамент.
Материалы и оборудование: проектор, экран; клей, кисточки, шаблоны, салфетки, музыка народов ханты; слайды.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций и слайдов о жизни и быте коренных народов, чтение хантыйских народных сказок, прослушивание мелодий на народных инструментах, разучивание национального танца.
Ход НОД:
- В какой стране мы с вами живем? (Россия.) (Слайд карты.)
- Как называется столица нашей Родины? (Москва.)
- Россия - это самая большая в мире страна. Прекрасна наша Россия, но у каждого из нас есть место, тот уголок земли, где живут наши родные, друзья. Зовется это место – Малая Родина. Мы сегодня будем говорить о нашей Малой Родине - Ханты-Мансийском автономном округе – Югра.
- Кто знает название столицы нашего округа? (Ханты – Мансийск.)
(Слайд карты ХМАО – Югры.)
Природа Ханты-Мансийского округа богата лесами, болотами, лугами, водоёмами, тундрами.
Территорию нашего округа в основном занимает тайга. Если летишь на вертолете, то внизу видится «зеленое море тайги». (Слайд.)
- Ребята, какие растения тайги вы знаете?
(Здесь растёт ель, кедр, лиственница, сосна, кустарники, цветы, ягоды, грибы…)
- Лес – это дом для животного мира. Пожалуйста, назовите, каких птиц и зверей лесов нашего округа вы знаете.
(Медведь, лиса, волк, рысь, лось, куница, белка…)
(Тетерев, куропатка, глухарь, клест, кукушка, дятел.)
- Дети, вы хорошо знаете животный мир наших лесов. Молодцы!
- Ребята, как вы думаете, почему наш округ называется Ханты – Мансийским?
(Коренное население ханты и манси.)
- Да, верно. Самыми древними людьми или, как мы их называем – коренными жителями, являются ханты и манси. Это два похожих народа, которые ведут таежный образ жизни. (Слайд.)
- В древности народы ханты и манси называли обские угры. УГ – это река, РА – народ, что означает люди, живущие на реке. И землю, где они жили стали называть Угрой. Позже эту территорию переименовали в более звучное, красивое название Югра. И теперь наш Ханты-Мансийский округ называется Югра.
Югорский край – заветный край России.
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Всем сердцем и душой мы влюблены!
Ребята, закройте глаза и послушайте (звенят колокольчики).
Мы словно в сказке очутились в таежной стране, где живут коренные народы – ханты и манси. Ханты и манси – народы очень трудолюбивы, очень любят свой край.
(Слайд охотника.)
- Мужчины народов ханты и манси издревле занимались охотой. Охота –один из видов промысла коренных народов.
(Охотой.)
- На кого и для чего они охотятся?
(На дичь, чтобы прокормиться, на пушных зверей, для пошива теплых вещей.)
- Почему ханты и манси шьют одежду из меха?
(Суровая, холодная зима. А мех теплый.)
- Молодцы!
- А теперь, ребята, я вам предлагаю отгадать загадку:
От рогов ветвистых, стройных
На снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это - …северный олень.
Важным промыслом для ханты и манси является оленеводство. Люди приручили оленей, заботятся о них. Олени – это самый главный помощник коренных народов.
- Что вы можете рассказать об оленях.
- олени очень красивые, гордые и выносливые.
Их используют как транспорт. Для этого их запрягают в сани (нарты). В упряжку запрягают сразу несколько оленей. Олень может долго бежать и не устает. Его тонкие ноги не проваливаются в снег из-за широкого раздвоенного копыта. Мех оленя используют для пошива одежды, из него строят дома – чумы.
- Кто же управляет оленьей упряжкой? (Каюр.)
- Ребята, я вам предлагаю поиграть в оленей и каюров. Мы отправиться в путешествие по бескрайним просторам земли ханты и манси.
(Надеваются маски оленей, за упряжки берется каюр.
Дети делают условный круг по залу под музыку «Увезу тебя я в тундру».)
(Слайд рыбака.)
- А еще, каким промыслом занимаются мужчины коренных народов?
(Рыболовством.)
- Каких рыб, обитающих в реках и озерах нашего края, вы знаете?
(Нельма, муксун, щука, окунь…)
- При помощи чего люди ловят рыбу? (Сетями, провязами.)
- Правильно. Молодцы! Поедем дальше.
(Подъезжают к чуму.
Выходит хантыйка в национальном костюме. Здоровается.)
Воспитатель. – Ребята, поздоровайтесь.
Хантыйка: – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Окся. Я вам расскажу о нашей жизни. Мужчины у нас занимаются рыбалкой и охотой, а женщины ведут хозяйство, воспитывают детей. Наши женщины настоящие рукодельницы. Выделываем шкуры, шьем одежду, обувь, изготавливаем предметы быта. У народов ханты и манси свои национальные костюмы из меха, шкуры оленей. Малицы, кисы, бурки очень теплые. Все изделия мы украшаем бисером, лоскутками ткани, различными, причудливыми орнаментами.А знаете ли вы, что такое орнамент?
Дети: Это узор для одежды.
Хантыйка –Молодцы!Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми, оригинальными.
Посмотрите, ребята, какие красивые узоры и как интересно они называются – оленьи рога, заячьи ушки, собачья лапа, ветви березы, изображение медведя, птиц.
(Слайд.)
Хантыйка
–Хантыйские узоры
Красивы и просты.
Вглядись, дружок и скоро
Поймешь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи то на рыб,
То на рога оленьи,
То на речной изгиб.
Народы ханты и манси знамениты не только своими промыслами, но и своим творчеством. У них много писателей, поэтов. Очень любят петь и танцевать. В танце они отражают свою жизнедеятельность. Я вас приглашаю со мною исполнить один небольшой такой танец…
(Дети танцуют с хантыйкой.)
Хантыйка –мы с вами в танце изобразили «солнце». Это еще один хантыйский орнамент. Народами ханты и манси солнце воспринимается как надежный источник тепла, света. Пока есть солнце, есть жизнь.
- На память о нашей встрече я даю вам рукавички, которые Вы сможете украсить хантыйским орнаментом.
Воспитатель – Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с Оксей. До свидания!
(Окся уходит.)
Давайте закроем глазки (звенит колокольчик) Мы с вами снова в детском саду!
(Приглашаю за столы.)
Воспитатель - Ребята, сейчас я предлагаю украсить рукавички хантыйским орнаментом. Усаживайтесь за столы. Мы будем делать аппликацию. Перед вами трафареты с орнаментом «солнце». Накладываем трафарет на рукавицу, губкой набираем клей, и через трафарет, нанесем клей на рукавицу на прорези узора. Затем, осторожно снимаем трафарет и кладем на разнос. Берем из чашки манную крупу и посыпаем на места, намазанные клеем. Остатки крупы осторожно ссыпаем на разнос.
Самостоятельная работа детей.
Рассматривание работ детьми.
Подведение итога:
- С чем вы познакомились сегодня?
- Что больше запомнилось?
Рефлексия: Кто справился со всеми заданиями, и если, вам было интересно возьмите солнце; у кого возникли затруднения – покажите солнышко за тучкой.
Воспитатель: – Ребята, я вам предлагаю подарить наши рукавички гостям на память о нас и нашем детском саде.
Читайте также |
---|
Проект в средней группе «Мои домашние питомцы»
Проект в средней группе «Мои домашние питомцы» Актуальность темы: Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность...
«Весенние цветы»
«Весенние цветы» В нашей группе был проведён познавательно-творческий проект «Весенние цветы». Проект был направлен на познавательное развитие детей к природе, в...
Конспект ООД в старшей группе «Там, на неведомых дорожках»
Конспект ООД в старшей группе «Там, на неведомых дорожках» Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы через организацию различных...