План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей возрастной группе
Тема: «Волшебная капелька»

 

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Здоровье», «Художественное творчество».

Задачи:

  1. Формировать представления детей о свойствах воды. («Познание».)
  2. Формировать предоставления об агрегатных состояниях (вода, лед, пар). («Познание».)
  3. Пополнять активный словарь ребенка(исследование, течет, нагревается, растворяет, впитывается, газообразное состояние). («Коммуникация».)
  4. Формировать умение решать спорные вопросы, поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения. («Коммуникация».)
  5. Пополнять опыт детей посредством отгадывания загадок. («Коммуникация».)
  6. Закреплять умение детей подчиняться правилам в групповых играх. («Социализация».)
  7. Развивать двигательную активность детей посредством подвижной игры. («Физическая культура».)
  8. Формировать интерес детей к познавательной литературе. («Чтение художественной литературы».)
  9. Развивать способность выделять из прослушанного литературного текста характерные черты свойства и состояния воды. («Чтение художественной литературы».)
    1. Расширять представления детей с основными правилами гигиены. («Здоровье».)
    2. Расширять представления о правилах безопасного поведения с разными состояниями воды. («Безопасность».)
    3. Развивать интерес детей к изобразительному искусству посредством рисования. («Художественное творчество».)

Методы и приемы: (методика Н.А. Коротковой)

- практические: физминутка, опыты с водой, дидактическая игра «Где спряталась вода», дидактическая игра «Правильно или не правильно», создание художественного продукта;

- наглядные: наблюдение за опытом, иллюстрации формата А4 (реки, моря, водопадов, ручьи, озера, снег, лёд, сосульки, дождик, лужи, растения, суп, уборка);

- словесные: беседа, художественное слово, обсуждение, ситуативный разговор, решение проблемных ситуаций.

Материалы и оборудование: (методика Н.А.Коротковой)

- Иллюстрации формат А4.

- Электрический чайник с водой.

- Ёмкость со льдом.

- Ёмкость с водой.

- Стекло.

- Лампа.

- Цветные полоски.

- Формочки.

- Сок.

- Лупа.

- Карандаши.

- Листы формата А4.

 

Формы организации совместной деятельности

 

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности (методика Н.А.Коротковой)
Познавательно-исследовательская Наблюдения за водой, решение проблемных ситуаций связанных с состоянием воды, экспериментирование с водой.
Продуктивная Деятельность в изостудии «История капельки».
Игровая Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические «Где спряталась вода», подвижная «Круговорот воды»).
Двигательная Подвижная игра «Моделирование трех состояний воды», игровые упражнения, двигательные паузы, физминутка «Солнце стало пригревать».
Коммуникативная Беседы, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок про воду, ситуативные разговоры.
Чтение художественной литературы (восприятие) Рассказывание, чтение рассказа «Приключение воды» М. Ильина, обсуждение.

 

Логика образовательной деятельности

 

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Включить детей в образовательную деятельность: воспитатель демонстрирует иллюстраций рек, водопадов, зимних пейзажей. Дети обращают внимание. Рассматривают иллюстрации с водой. Дети включаются в образовательную деятельность. Заинтересовываются.
2. Воспитатель читает рассказ«Приключение воды» М. Ильина Дети слушаютВоспитателя. Формировать знания детей о воде.
3. Воспитатель обсуждает с детьми, что они знают о воде, какие природные явления связанные с водой. Дети поддерживают обсуждение о воде и о том, что они знают.Рассматриваяиллюстрации. Формировать знания детей о нахождении воды в мире.
4. Воспитатель предлагает поиграть (Физминутка):Солнце стало пригревать,(поднять руки)Стали капельки стучать,(хлопаем в ладоши)Капля раз, капля два,Капли медленно сперва,(медленно хлопаем)А потом быстрей, быстрей(быстро хлопаем)Побежали ручейки,(бег)Их попробуй, догони! Дети слушают ипроговариваюттекст физминутки,выполняютдвижения согласно тексту. Удовлетворить базовые потребности детей в двигательной активности.
5. Воспитатель ведет беседу о состояниях воды в природе.Вода-это вещество, принимающее различные формы в зависимости от того, тепло или холодно. Круговорот воды в природе (твердое, жидкое, газообразное). Дети участвуют в беседе о состояниях воды и делятся впечатлениями Пополнять опыт умения поддерживать беседу и высказывать свою точку зрения.
6. Воспитатель предлагает поиграть в капельки (моделирование трех состояний вещества):Капелькам холодно, они крепко берутся за руки, прижимаются близко друг к другу, изображая твердый кусок льда.Капелькам тепло, они берутся за руки, на не большом расстоянии друг от друга и бегут как ручеёк.Капелькам жарко, опускаем руки и свободно распределяемся по группе, изображаем пар. «газообразное состояние». Дети выполняют правила игры описанные в тексте. Закреплять опыт сотрудничества.
7. Воспитатель предлагает решить проблему с помощью дидактической игры «Где спряталась вода»: Посмотрите на картинки и отыщите где спряталась вода. Дети рассматривают иллюстрации и находят где спряталась вода. Закреплять умение находить разнообразное состояние воды в окружающей среде.
8. Воспитатель предлагает детям провести опыты с водой, как в настоящей научно-исследовательской лаборатории:Опыт №1:«Вода не имеет формы»– Что можно сказать о форме воды?Опыт №2:«Вода прозрачная»Какого цвета вода?На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? Какого же тогда цвета вода? Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Опыт №3:«У воды нет запаха»Воспитатель предлагает понюхать воду и сок яблочный. Дети проводят опытыДети самостоятельно переливают воду из одной формы в другую форму, вода принимает форму той посуды, куда её перелили.Дети сравнивают цветные полоски бумаги с цветом воды и отвечают на вопросы. Дети смотрят через стакан с водой на рисунок и соседа.Дети нюхают и делают вывод. Закрепление знаний детей о свойствах воды и ее агрегатных состояниях.
9. Воспитатель загадывает загадки: Летом бежит, а зимой стоит. (Река)В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд)Крупно дробно зачастило и всю землю напоило. (Дождь)Ночь спит на земле, а утром убегает. (Роса) Дети отгадываютзагадки Развивать логическое мышление
10. Воспитатель ведет беседу о правилах поведения безопасного поведения с водой.Поговорка: Вода так же опасна, как и полезна… Дети участвуют в беседе и делятся впечатлениями Пополнять опыт умения поддерживать беседу и высказывать свою точку зрения.
11. Дидактическая игра: «Правильно или не правильно»Воспитатель договаривается с детьми: вы будете рассматривать рисунки и рассказывать, что их герои делают, правильно или не правильно, а потом мы проверим себя, прочитав эти правила. Рассматривание иллюстраций и решение проблемы о правильном поведении. Закреплять у детей знания о безопасном поведении с водой.
12. Воспитатель предлагает детям провести опыты с водой:Опыт №4:«Лёд – твердая вода»Воспитатель предлагает растопить лёд под лампой. Опыт №5:«Пар – это тоже вода»Воспитатель кипятит чайник. Наливает в ёмкость воду и предлагает детям поднести стекла к пару. Дети проводят опытыДети ставят ёмкость со льдом под лампу и наблюдают как лёд превращается в воду.Делают вывод: лёд-это водаДети держат стекла над горячей водой.На стекле появляются капельки от пара.Делают вывод: пар -это тоже вода. Закрепление знаний детей о свойствах воды и ее агрегатных состояниях.Освоение экспериментирования.Развитие познавательной активности.
13. Беседа о здоровье.- А зачем моется человек?- А что может случиться с грязнулей? Дети слушаютвоспитателя,отвечают навопросы,рассматриваюткартинки. Закрепить правилаздорового образажизни.
14. Воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру «Круговорот воды»: на полу круг(облако). Все дети – капельки в облаке.
Воспитатель читает стихотворение:
Дождь зеленый лес полил,
Все деревья напоил,
Кустики умыл, цветочки,
Все поля, луга и кочки…
Когда стихотворение заканчивается, ведущий командует: «Идет дождик». Все капельки разбегаются в разные стороны. Играет музыка. Ведущий командует: «Капельки домой». Воспитатель останавливает музыку. Тот, кто не успел вернуться в облако, садятся на стульчики и рассказывают, кого они напоили.
Дети выполняют правила игры описанные в тексте. Закрепления умение детей подчиняться правилам в групповых играх и сотрудничать между собой.
15. Воспитатель предлагает нарисовать «историю капельки» Дети рисуют карандашами на бумаге формата А4 Развитиехудожественно –творческих способностей. Закреплять знание детей, о том какое состояние принимает вода.
16. Воспитатель вместе с детьми рассматривает работы и делает вывод, что они узнали нового. Дети организуютпоказ своих работ. И делают вывод, что вода превращается в лёд, когда холодно, и в пар, когда очень горячо. У детей сформированинтерес к дальнейшейдеятельности по теме «Вода».

 

Итоговое мероприятие: Работа с родителями. Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми придумать фокус с водой.

 

Литература:

1. Короткова Н. А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», Линка-Пресс, г. Москва, 2007г.

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование», старший дошкольный возраст, Педагогическое общество России, Москва, 2003г.

3. Волчкова В. Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада познавательное развитие», ТЦ «Учитель», 2004г.

4. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. «Планы занятий по программе «Развитие» для средней группы детского сада», УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», 1999г.

5. Блог о воспитании, обучении и развитие детей, «Цикл экологических занятий о воде для дошкольников», URL: http://kids-kids.ru/?p=1606 (дата обращения: 13.03.2013).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме…

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Письмо из леса»

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия для старшей группы «Мама – солнышко моё»

Конспект занятия для старшей группы «Мама – солнышко моё» Возрастная группа: старшая группа 5-6 лет. Образовательные области: социально – коммуникативное развитие. Цели: - повышение...

Читайте также

Осенний праздник для старших групп «Волшебница Осень!»

Осенний праздник для старших групп «Волшебница Осень!» Вход детей под музыку Вед 1: Осень нас к себе на бал Нынче пригласила. Чтоб никто не опоздал, Осень попросила. 1...

Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца»

Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» Аннотация: Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» разработана для детей 2-3 лет. Игра направлена на развитие...

Конспект НОД «В гости к Деду Морозу»

Конспект НОД «В гости к Деду Морозу»