Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-Зима»

 

Цель. Формировать у детей восприятие художественных образов зимы.

Задачи. Учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности. Учить детей вслушиваться в выразительно звучащее поэтическое слово, интонационно передавать любование картиной зимней природы, выделять образные характеристики явлений природы, сравнения, образные выражения, запоминать их и употреблять в своей речи, описывая явления природы. Учить детей давать полные ответы, учить обосновывать свои ответы.

Развивать поэтический слух, понимание поэтической речи, образного содержания художественных текстов, чувствовать и понимать поэтические образы. Расширять представления о пейзажной лирике: В.В.Братов, К.Бальмонд, С.Черный, А.С.Пушкин, А.Рубцов, Н.И.Сладков, С.Есенин и другие. Обращать внимание детей на образные характеристики в произведениях фольклора на темы природы. Создать у детей эмоциональный настрой, дать возможность отразить свои впечатления в описательных рассказах. Развивать умения давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии.

Обогащать словарь детей эмоционально-образной лексикой: Молчаливые Снега, дремучие сугробы, дымятся сугробы и крыши, белые водопады, чародейка-зима и т.д.

В активный словарь все образные эпитеты о зиме и снеге: хрустальная, волшебная, серебристая и т.д.

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы. Вызывать стремление любоваться красотой природы, радость от общения с прекрасным.

Коррекция зрения: сфокусировать взгляд на снежинке, дети следят взглядом за ее движением, не поворачивая при этом головы и туловища.

Развитие дыхания: укрепление мышц дыхательного аппарата, регулирование процесса выдоха, выработка продолжительного выдоха, тренировка его силы и постепенности.

Методы и приемы.

Гуманно-личностная педагогика

Интеграция – музыка, художественное слово, звуки природы, пластика движения.

Игровой – вход Зимы, точечный массаж, физкультминутка.

Арттерапия – эмоционально звучащее слово педагога, музыкатерапия, игротерапия.

Здоровье-сберегающие технологии – точечный массаж, физкультминутка, гимнастика для глаз и дыхательная гимнастика.

Музейная технология – посещение музея зимних вещей.

Предварительная работа.

Чтение художественных произведений поэтов и прозаиков.

Наблюдения на прогулках с использованием художественного слова.

Экскурсии в парк и на соленое озеро.

Слушание Классической музыки.

Рассматривание репродукций картин, фотопейзажей.

Составление рассказов о зимней природе, забавах.

 

Ход занятия.

В сопровождении музыки и поэтических строк появляется Зима. Используя выразительные мимику, жесты, позы, пластику взрослый, исполнитель роли Зимы, раскрывает содержание стихотворения. (Стихотворение читает воспитатель.)

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, - и вот сама

Идет волшебница Зима

(Под звуки классической музыки появляется Зима.)

Пришла, рассыпалась, клоками              (Образ волшебницы,

Повисла на суках дубов.                        Торжественный, суровый.)

Легла волшебными коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою                      (Задумчивая, печальная.)

Сравняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз. И рады мы                     (Озорная, веселая.)

Проказам Матушки – Зимы.

Дети приветствуют Зиму.

Здравствуй, гостья-Зима!

Просим милости к нам.

Песни севера петь

По лесам и полям.

 

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

 

Ты живительной улыбкой.

Свежей прелестью лица

Пробуждаешь к чувствам новым

Усыпленные сердца!

 

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица – душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка-Зима!

Зима начинает эмоциональное чтение стихотворения К.Бальмонта «Снежинка».

Фокусируя взгляд на своей снежинке (снежинка на ниточке у каждого ребенка), дети делают упражнения для коррекции зрения, следя взглядом за ней, не поворачивая головы и туловища.

Светло-пушистая,                        Зима держит снежинку перед собой             

Снежинка белая,                         Дети сфокусировали взгляд на своей

Какая чистая,                              снежинке,

Какая смелая!                              держа ее перед глазами

Дорогой бурною                           Зима с детьми медленно поднимают вверх,

Легко проносится,                        затем опускают вниз свои снежинки, следя

Не в высь лазурную,                    взглядом, за ее движением                                     

На землю просится.

Лазурь чудесную                         Отвести снежинку влево, проследить

Она покинула,                              взглядом

Себя в безвестную                       Отвести снежинку влево, проследить

Страну низринула.                        взглядом

В лучах блистающих                    Вверх

Скользит, умелая.

Средь хлопьев тающих                Вниз

Сохранно-белая.

Под ветром веющим                    Дети продолжительно, плавно дуют на снежинку

Дрожит, взметается.                     Делают вдох, не поднимая при этом плеч и не

На нем лелеющем                       надувая щеки

Светло качается.

Его качелями                               Сильный, направленный, длительный,

Она утешена                                непрерывный, ротовой выдох

С его метелями

Кружится бешено.

Но вот кончается                          Плавно, длительно сдувают с ладошки

Дорога дальняя

Земли касается

Звезда хрустальная.

Лежит пушистая                          Любуются, сидя на корточках. Поднимают

Снежинка смелая                        снежинку с пола и кладут на веточки ели.

Какая чистая,

Какая белая.

Зима. Пойду расстилать белые, снежные ковры по просторам нашей Родины – Святой Руси.

Воспитатель. Какая красивая к нам приходила Зима!

(Дети садятся на стульчики.)

А какая она бывает разная на самом деле? Вспомните, как мы с вами ждали зиму. Уже было холодно, а снега все не было и не было. И все случилось как-то вдруг – ночью.

«Зашептались, зашептались деревья, что-то стало твориться вокруг». Утром мы встали и увидели – пришла настоящая зима!

Что же случилось ночью?

Ответы детей (Выпало много снега, везде лежали большие сугробы, замело все дороги и тропинки.)

У Николая Рубцова есть стихотворение

Опять пришла хорошая

Пушистая зима

Легко легла порошею

На землю и дома.

Деревья в белом инее

Застыли за окном

Они под вечер - синие,

И сахарные – днем.

Снег стал падать почти каждый день. И, как сказал Николай Иванович Сладков, «наступила пора больших молчаливых снегов. Лес утонул в дремучих сугробах».

Почему в лесу дремучие сугробы? И что значит молчаливые снега? Они молчаливые, а еще какие? (Ответы детей.)

Тишина! – шепнула белая поляна.

Тишина! – вздохнула, вея снегом ель.

За стволами зыбь молочного тумана

Окаймила пухлую постель.   

Саша Черный.

Вся природа, как будто уснула, укрытая белым, снежным одеялом. И зима такая….

Ответы детей (Тихая, сонная, спокойная, неподвижная, спящая.)

Но вот под утро ударил мороз. И сверкающие льдинки инея бриллиантовым светом озарили весь мир. Мы вышли на улицу и ахнули! Что нас так удивило и восхитило?

Ответы детей (Все деревья, травинки в инее, все сверкает, переливается.)

Послушайте, как красиво про это сказал поэт Александр Яшин.

Во владениях инея и снега

Расцвели хрустальные сады.

И зима стала совсем другой. Какой? (Хрустальной, сказочной, волшебной, чародейкой.)

Наступил февраль. Замели метели, завыли вьюги. Послушайте… (Звучат звуки природы – метель, пороша.) Под звуки метели воспитатель читает отрывок из книги «Лесной календарь» Н.И.Сладкова.

«Свистит косая метель, как будто белая метла дорогу метет. Дымятся сугробы и крыши, рушатся с сосен белые водопады. Гонятся вихри за санями, машинами. Кружат хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги.

Завивает, кружит, заносит, свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не дает. Тучи – снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы – снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях и метелях. Круговерть от земли и до неба!»

Ребята, что вы сейчас почувствовали?

(Холод проникает внутрь, леденит, дрожь пробегает по телу. Хочется съежиться, как будто спрятаться внутри себя от этой метели. Становится неуютно, хочется скорей домой, к маме в тепло.)

Ребята, а за что вы любите зиму?

(Ответы детей.)

Мчусь, как ветер на коньках

Вдоль лесной опушки…

Рукавицы на руках,

Шапка на макушке…

Раз-два! Вот и поскользнулся!

Раз и два! Чуть не кувыркнулся!

Саша Черный.

Но зимой дети и взрослые иногда простужаются и болеют. Давайте вспомним точечный массаж лица, который помогает организму справиться с простудой.

Раз-два! Раз-два!                        Выставление рук перед собой, ладошками вверх

Лепим мы снеговика.                  Массажируем голову двумя руками.

3 – 4! 3 – 4!                                 Проводим пальцами всей руки по шее, сверху вниз.

Нарисуем рот пошире                Надавливаем точки в уголках, внизу носа.

5 - найдем морковь для носа.     Массажируем кончик носа.

Угольки найдем для глаз.           Надавливаем точки по бровям от переносицы

6 – наденем шляпу косо             Ребром ладони попеременно проводим к центру лба

Пусть смеется он у нас.

7 и 8! 7 и 8!                                 Массажируем мочки ушей

Мы плясать его попросим!          Открытой ладонью массажируем все ушные раковины.

Физкультминутка под веселую музыку о зиме.

Садимся за столы.

Я раздам вам фотографии с изображением зимних пейзажей. Многие из этих фотографий сделаны в нашем поселке, нашим знаменитым фотохудожником Салато Олегом Алестратовичем. Вам нужно очень внимательно их рассмотреть и рассказать, что вы увидели красивого, удивительного на них.

Прослушать 4-5 рассказов. Рассказы детей сопровождать поэтическими строками.

Ребята, русский народ всегда очень любил зиму. Есть много пословиц и поговорок о зиме. Вспомните их.

Метель да вьюга – два друга.

В зимний холод – всякий молод.

Мороз невелик – да стоять не велит. (Разобрать понятие этой пословицы.)

Люди много наблюдали за явлениями природы, находили закономерности, совпадения. Так появились народные приметы. А вы знаете зимние приметы?

Зима морозная – лето жаркое.

По утрам звонко поют синицы – к морозу.

Снег пошел хлопьями – к теплу.

Много снега – много хлеба. (Разобрать.)

У каждого месяца есть народные названия.

Декабрь темный. Почему?

Январь – просинец. Почему?

Давайте поговорим про февраль.

Говорят, февраль бок греет. Как это понять?

Бок греет, как можно сказать одним словом? Февраль бокогрей.

А ласково – февралюшка бокогреюшка.

А какой еще февраль: вьюжный, метельный, холодный, лютый.

Из всех этих слов попробуйте составить загадку про февраль.

Он и воет и метет, он и бока греет.

У нас есть любимое стихотворение Сурикова

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на небо тихо

Падает, ложится.

Проиграть с детьми ситуации прочтения этого стиха с оттенками горечи, раздражения, восхищения.

В конце занятия похвалить детей и пригласить их посетить музей зимних вещей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект по здоровому образу жизни «Challenge (челлендж) - будь здоров!»

Проект по здоровому образу жизни «Challenge (челлендж) - будь здоров!»

Аппликация «Божья коровка»

Аппликация «Божья коровка» 2 младшая группа Организационный момент: Дети встают в круг. Воспитатель. - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в одну интересную страну...

Дидактическая игра «Геометрический ряд»

Дидактическая игра «Геометрический ряд» Аннотация: Дидактическая игра «Геометрический ряд» предназначена для детей 3-4 лет и направлена на развитие памяти, внимания, цветовосприятия. С...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов. Квест-игра «Путешествие в школу волшебства»

Мастер-класс для педагогов. Квест-игра «Путешествие в школу волшебства» Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных форм и методов в работе с...

Квест-игра «Путешествие с загадками» в старшей группе

Квест-игра «Путешествие с загадками» в старшей группе Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Цель: Развитие...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием правополушарной техники изображения…

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием правополушарной техники изображения «Зимний закат» Возраст детей 6-7 лет Цель: Развитие творческих изобразительных способностей детей...