Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой Терских казаков
«Путешествие в далекое прошлое»

 

Программные содержание:

- закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе;

- формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;

- систематизировать знания детей о символике государства;

- познакомить с историей Терского казачества;

- познакомить детей с казачьими костюмами;

- познакомить с историей развития колокола и особенностями его звучания;

- воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей родине, уважение православных традиций;

- привитие любви к родному краю.

Методы и приемы:

 - моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;

- беседа;

- использование дидактических пособий и наглядного материала;

- использования песен, литературного произведения;

- имитация игры, связанная с игровой передачей настроения;

- использование мультимедийного сопровождения демонстрационного материала.

Материалы и оборудование:

 - презентация «Традиции, быт и культура казачества», цветик-семицветик с заданиями, дидактическая игра «Собери казачий костюм».

 Словарная работа: Россия, символика, традиция, герб, флаг, глобус, церковь, колокол, колокольчик, казак, курень.

 

Ход НОД.

1. Организационный момент. Игровая ситуация:

1 слайд. (Солнышко.)

Воспитатель: Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами и тому, что вы пришли с хорошим настроением. Меня зовут Елена Николаевна, сегодня мы отправимся с вами в путешествие, но каким оно будет, вы узнаете немного позже.

 «Утро начинается, вместе мы встречаемся.

Мы друг другу рады.

Давайте порадуемся солнцу и птицам (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете (разводят руками)

«Доброе утро!» скажем все вместе. (берутся за руки)

Воспитатель обращает внимание детей на Цветик-семицветик.

Воспитатель: Посмотрите ребята на этот красивый цветок, а называется он Цветик-семицветик, он не обычный, а волшебный. На каждом лепестке есть задание. Сейчас мы оторвем красный лепесток и посмотрим, что на обратной его стороне.

Дети: Флаг России.

2 слайд.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, наша страна выделена кранным цветом на глобусе. Россия – самая большая страна на Земле.

Воспитатель: Отрываем следующий лепесток, оранжевого цвета. Что же на нем?

Дети: Герб России.

Воспитатель: Следующий желтый лепесток, посмотрим что на нем?

Воспитатель: А это музыкальный лепесток, сейчас проверим, знаете ли вы эту мелодию, предлагаю вам прослушать.

Дети: мелодия Гимна России.

Воспитатель: Отрываем лепесток, посмотрите, что же там?

Дети: Флаг РСО-Алании.

3 слайд.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая природа в Осетии.

Воспитатель: Посмотрим теперь, что на обратной стороне зеленого лепестка.

Дети: Герб РСО-Алании.

Воспитатель: Отрываем голубой лепесток, скажите, что на нем?

Дети: Музыкальный лепесток.

Воспитатель:

Предлагаю вам прослушать мелодию и отгадать.

Дети: мелодия Гимна нашей республики.

Воспитатель: И последний остался лепесток- фиолетовый. Что же на нем?

Воспитатель: Это, ребята, флаг Терских казаков.

4 слайд.

Посмотрите, у терских казаков голубой флаг с белой волнистой линией.

То, что вы сегодня услышите не дань моде, а один из кирпичиков, вложенный в дело возрождения славного, сильного, яркого, свободного племени – казачества.

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в далекое прошлое казачьей станицы Луковской, а поможет нам Цветик –семицветик.

 Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

 Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.  Вели, чтобы мы оказались в Луковской казачьей станице.

5 слайд. (Стелла Луковской и станицы.)

Воспитатель: Вот мы с вами и в станице Луковской.

6 слайд. (Хата.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это же казачья хата. Стены глиняные, беленые известкой, крыши крытые камышом или соломой. Сейчас мы с вами узнаем, кто там живет. (Выходят дети под казачью песню в казачьих костюмах.)

Казак и казачка:

На земле казачьей мы вас величаем,

Крепкого здоровья от души желаем.

Кланяемся низко, полюбить нас просим.

Как велит обычай мы пирог подносим.

Казак: Я расскажу вам сейчас

О Терских казаках

Те, что создали для нас

Радость в песнях и делах.

 Казачка: Мы вспомним те былые времена,

Как славно казаки трудились.

После работы веселились

И чем горды были всегда!

7 слайд.

Казачка: Слово казак означает– удалой, вольный человек.

Казак: Степь да воля – казачья доля.

Те казаки, которые селились по берегам Терека, стали зваться терскими.

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, как будут называться казаки, которые селились на берегу реки Дон? (Донские.) На реке Кубань - кубанские.

Воспитатель: Жизнь казака без коня была немыслима. О коне они заботились больше, чем о себе. Недаром и пословицы у них были сложены.

8 слайд.

Казак: «Казаку конь себя дороже».

Казачка: «Казак с конем и ночью и днем».

9 слайд (казак с конём)

Физминутка:

Кто шагает дружно в ряд,

Посмотри, посмотри.

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки. (Ходьба.)

Кто за казаком идет,

В поводу, в поводу.

То коня казак ведет

Под узду, под узду. (На носочках.)

Скачет резво конь лихой

С седоком, с седоком,

Охраняя наш покой

С казаком, с казаком. (Скачут.)

Будем мы с моим конем на границе стоять,

Нашу землю от врагов, охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

10 слайд.

Воспитатель: Казаки были смелыми в бою и трудолюбивыми в мирной жизни. Семьи были большими и дружными. Верной спутницей казака была казачка. Когда казак был на войне, она становилась главной в семье. Она выполняла домашнюю работу, воспитывала детей, работала в поле, а если надо, могла взять оружие и встать на защиту своей станицы.

11 слайд.

Воспитатель: А сейчас мы с вами посмотрим, какую одежду носили казаки и казачки. Посмотрите на казака. Это парадная форма терского казака.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Собери казачий костюм» (Дети собирают костюмы казачьи.)

12 слайд.

Звание станицы поселение получало только при наличии в ней Церкви. Все казаки были православными, и церковь должна была присутствовать обязательно.

13 слайд (дети внутри церкви)

Казак: В нашей станице Луковской тоже есть церковь названная в честь Св.Михаила.

Казак с казачкой: А у нас для вас есть сюрприз -шкатулка, но что в ней лежит вы узнаете, отгадав загадки.

14 слайд. (Колокол.)

Воспитатель: Голова об шапку – бом!

И на всю округу – гром! (Колокол.)

15 слайд. (Колокольчик.)

Воспитатель: Купи, денег не жалей -

Со мной ехать веселей! (Колокольчик.)

Воспитатель: Скажите, где можно увидеть колокола и колокольчики?

В древние времена на Руси не было ни радио, ни телевидения. Когда случались разные беды, несчастья- приближались враги или возникал пожар, то нужно было срочно созвать народ. Для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные доски.

16 слайд (Священник с деревянным билом.)

Священник держал такую доску в руках, ходил по селу и бил по ней колотушкой, созывая людей собраться возле церкви. Эту деревянную доску называли било.

- Вот посмотрите, как священник использовал такое било.

Позже стали использовать металлическую доску.

17 слайд: (Сравнение бил.)

Воспитатель: Я предлагаю вам постучать в била (деревянное металлическое).

Как вы думаете, звон какого била слышен громче?

Дети: металлическое.

Воспитатель: Правильно, металлическое било вешали на башне или на столбах и так же били по ней колотушкой. Священнику уже не приходилось ходить по дворам, ведь звон металлического била был слышен на расстоянии.

Воспитатель.

– А сейчас, ребята, я расскажу вам одну легенду. Давным –давно одному священнику приснился сон, в котором он видел цветы колокольчики.

18 слайд. (Цветы колокольчики.)

Воспитатель: От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки: Динь- дан- дон! Динь –дан- дон!» Проснувшись, священник велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.

19 слайд.

Так появился колокол (картинка), который вешали на перекладину на столбе.

В наше время у колоколов есть свое место, которое называется колокольня.

20 слайд. (Колокольни.)

Воспитатель: Посмотрите, вот такие колокольни были у казаков. (Показывает настоящий колокол, заранее подвешенный на перекладине, и предлагает детям позвонить, дергая за веревочку.)

 Колокольных звонов очень много, сейчас мы вам о них расскажем.

Воспитатель: Символом тревоги считается – набат.

Прослушайте его.

 21 слайд. (Пожар.)

Воспитатель: Но происходили и радостные события, например, свадьба- тогда звучал красный звон.

Предлагаю прослушать.

22 слайд. (Свадьба.)

Воспитатель: на православные праздники звучит благовест.

23 слайд. (Православные праздники.)

Пальчиковая гимнастика «Громко колокол звонил».

24 слайд.

Громко колокол звонил,

(Дети хлопают в ладоши.)

Всех людей он разбудил.

Просыпайтесь, одевайтесь,

Возле храма собирайтесь!

(Разжимают и сжимают пальцы рук.)

Раз, два три, четыре, пять,

(Поочередно зажимают пальцы.)

Будем праздник отмечать.

(Разжимают и сжимают «замок».)

Громко колокол звонил,

(Хлопают в ладоши.)

Всех пожарных разбудил,

Просыпайтесь, одевайтесь,

На пожар вы собирайтесь!

(Разжимают и сжимают пальцы рук.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем горю помогать.

(Поочередно зажимают пальцы в «замок» от груди, затем к груди.)

Громко колокол звонил,

(Хлопают в ладоши.)

Всех гостей он разбудил,

Просыпайтесь, одевайтесь

(Разжимают пальцы вверх, вниз.)

И цветами засыпайтесь!

(Делают руками «цветок».)

Раз, два, три, четыре, пять,

На свадьбе будем мы гулять!

(Поочередно зажимают пальцы.)

Воспитатель: У колокольчика, как и у человека есть свой голос.

(Воспитатель предлагает взять в руки по колокольчику.)

- Давайте позвоним в колокольчики по очереди, по одному. Такой голос колокольчика называется перезвон. Теперь позвоните все вместе. Этот голос колокольчика называется трезвон. (Складывают колокольчики обратно в шкатулку.)

Воспитатель: Казаки были людьми крепкими, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Казачество славится своими песнями! В любой работе, в любых условиях, песня помогала справиться с трудностями казакам.

25 слайд.

И сейчас я предлагаю вам прослушать казачью песню «Марш казачат».

Воспитатель: Вот нам и пора отправляться обратно в детский сад. И снова мы обратимся к Цветику-семицветику:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

 Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

26 слайд. (Солнышко.) Вели, чтобы мы оказались в группе детского сада.

- Сегодня вы познакомились с историей и традициями казаков, казачьими костюмами, со старинной казачьей  музыкой - колокольными звонами.

- Желаю вам, чтобы для вас и для наших гостей всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т.е. звон который рассказывает о доброй вести.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия по познавательно-речевому развитию для детей с…

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия по познавательно-речевому развитию для детей с задержкой психического развития «Уроки безопасности» Цель: формирование знаний о правилах безопасности в...

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников

Дидактическая игра «Пришей пуговицу» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Пришей пуговицу» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних...

Читайте также

Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание»

Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание» Главная цель гармоничного семейного воспитания — помочь ребенку стать смысловой, целостной, независимой...

Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности (ФКЦМ) в средней группе «Лесные…

Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности (ФКЦМ) в средней группе «Лесные открытия»

Воспитание бережного отношения к природе озера Байкал у детей дошкольного…

Воспитание бережного отношения к природе озера Байкал у детей дошкольного возраста C чего начинается Родина? С зелёной берёзки, шумящей листвой, с...