«За грибами»
Сценарий развивающего логопедического занятия в подготовительной группе

 

Цель

Развитие монологической речи описательного типа.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- учить пользоваться разнообразными видами связи между предложениями (местоимениями и текстовыми синонимами) при построении текста      параллельной структуры;

- закрепить навык составления загадок-описаний;

- активизировать предметный словарь и словарь признаков по теме «Грибы»;

- совершенствовать навык подбора синонимов, родственных слов;

- совершенствовать навыки слогового анализа;

- вводить автоматизированные звуки в самостоятельную речь.

Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое восприятие;

- развивать мыслительные операции;

- развивать умение устанавливать взаимосвязи, делать выводы;

- развивать мелкую моторику;

- развивать навыки самоконтроля и контроля за речью других детей.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми, развивать умение тактично исправлять товарища и приходить ему на помощь.

Оборудование

Интерактивная доска, презентация, муляжи грибов, лукошко с салфеткой, ширма, мох, осенние листья.

Предварительная работа

Индивидуальное заучивание детьми стихов и загадок о грибах с целью автоматизации и дифференциации звуков.

 

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед. Дети, мы сегодня отправляемся на прогулку. А куда, вы догадаетесь сами, если внимательно прислушаетесь к звукам.

(Звучит в записи шум леса.)

Догадались?

 

осень

 

 

Здравствуй, лес, осенний лес!

Полный сказок и чудес!

 

II. Основная часть

1. Введение в тему.

Разгадывание загадок

Логопед. Щедрый осенний лес дарит нам много подарков. А какие подарки приготовил он нам сегодня? Отгадайте.

(Дети загадывают загадки, выученные дома по индивидуальным заданиям. После разгадывания загадки детьми на экране появляется изображение отгадки.)

Конечно, не белый! Я, братцы, попроще.

Расту я обычно в березовой роще. (Подберезовик.)

 

Под осинкой у тропинки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет ботинка,

Шляпка есть, нет головы. (Подосиновик.)

 

А вот кто-то важный,

На беленькой ножке,

Он в шапочке красной,

На шапке – горошки. (Мухомор.)

 

Этот гриб живет под елью,

Под её огромной тенью,

Мудрый бородач-старик,

Житель бора … (Боровик.)

 

грибы

 

Рассказывание стихов

Логопед. Ребята подготовили стихи о грибах. Давайте их послушаем.

(Одновременно с чтением стихотворения на экране появляются изображения грибов.)

Лисички рассыпались желтою стайкой,

Как будто погнались за солнечным зайкой.

Опята букетом стоят на пеньке,

Найдется им место в твоем кузовке.

 

В шляпках модных, симпатичных,

Яркий, праздничный наряд.

Сыроежками нас кличут, но сырыми не едят.

 

Я – бледная поганка,

И не привыкла нравиться.

Кто съест меня – отравится.

 

грибы

 

2. Повторение

Игра «Четвертый – лишний»

Логопед. Перед вами две грибных полянки, на каждой из них есть гриб, который не подходит к трём другим. Найдите его

(Дети подходят к доске и перечёркивают лишнюю картинку, объясняя свои действия.)

Игра «Собери гриб и составь предложение»

 

грибы

 

Логопед. Ребята, а на этой лесной полянке случилась беда: кто-то от ножек отрезал шляпки грибов. Давайте соединим шляпки с ножками. Соединяя шляпку с подходящей ножкой, нужно составить предложение о том, какая шляпка по цвету и форме и какая ножка по высоте и толщине у этого гриба. Например: Розоватая вогнутая шляпка и тонкая невысокая ножка у волнушки.

(Дети подходят к доске и, составив предложение, передвигают шляпку к нужной ножке.)

 

3. Объяснение нового материала.

Логопед. Ребята, вы уже много знаете о грибах, умеете отличать съедобные грибы от несъедобных. Нам можно и самим собирать грибы. Я уже нашла один гриб.

(В руках корзинка, прикрытая салфеткой.)

Послушайте мою загадку и скажите, какой гриб у меня в корзинке.

Шляпка у этого гриба розоватая, тонкая, вогнутая.

Ножка у этого гриба невысокая, в виде трубочки.

Растет этот гриб в траве, этот гриб съедобный.

(Дети разгадывают загадку, логопед достаёт волнушку из корзинки.)

Составить загадку мне помогла схема.

 

схема

 

 

Послушайте мою загадку ещё раз, и скажите, всё ли нравится вам в ней.

(Подвести детей к тому, что в каждом предложении употребляются одни и те же слова – «этот гриб».)

Дидактическое упражнение «Подбери слово»

Логопед. Какие слова можно использовать в загадке вместо слов «этот гриб»? (Дети подбирают слова-синонимы – гриб, он, лесной житель,

красавец.)

Новая схема поможет вам избежать повторов слов.

 

схема

 

Составляя предложения по красной стрелочке, помните о том, что слово гриб нужно заменить другим словом.     Мы отправляемся на поиски грибов и будем придумывать про них загадки. Итак, в путь.

 

4. Физкультминутка

 

Меж еловых мягких лап

Дождик кап-кап-кап.

Левая ладонь лежит на столе, пальцы раздвинуты, указательный и безымянный пальцы правой руки шагают между пальцами левой руки.

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох.

Руки лежат на столе ладонями вниз, пальцы обеих рук поочередно ритмично стучат по столу.

Где листок к листку прилип,

вырос гриб, гриб, гриб.

Пальцы обеих рук поочередно прижимаются к большому пальцу.

Кто нашел его, друзья?

Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

Это я,я,я,я,я!

Поочередное разжимание пальцев обеих рук из кулака.

 

Закрепление

(Дети подходят к ширме, за которой среди осенних листьев и мха размещены муляжи грибов и стоит лукошко.)

Логопед. Как мы назовём поляну, на которой столько много грибов? (Грибная.) Сейчас каждый из вас выберет гриб, положит в лукошко и придумает по схеме свою загадку, а мы её разгадаем. Не забудьте о том, что красная стрелочка на схеме запрещает употреблять слово гриб.

(Ребёнок за ширмой кладет в лукошко муляж гриба и по схеме составляет загадку.

Составляются 3-4 загадки. Дети следят за тем, чтобы выполнялось условие, при необходимости приходит на помощь.)

 

III. Заключительная часть.

Логопед. Наша прогулка в осенний лес заканчивается, мы стали настоящими грибниками. Как вы думаете, кто такие грибники?

Дети отвечают, логопед подводит итог: грибники – это люди, которые не только любят собирать грибы, но и много о них знают.

 

слоговая схема

Давайте подберём нужную слоговую схему к слову грибники и докажем, что мы сделали это правильно.

(Ребёнок стирает ненужные схемы и вписывает гласные буквы в подходящую схему.)

Ребята, чтобы лучше запомнить это новое слово, давайте подберем к нему семейку слов.

(Дети подбирают родственные слова: гриб, грибочек, грибной, грибница.)

Логопед. Как настоящие грибники, загадайте свои загадки мамам и папам. Вы это научились сегодня очень хорошо делать!

 

Используемая литература:

  1. 500 загадок для детей / Сост. И.А. Мазнин. Москва, 2005.
  2. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет / Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова, Москва 2004.
  3. Методика формирования связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева, Москва 2006.
  4. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
  5. Интернет-ресурсы: www.yandex/картинки


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План воспитательно-образовательной работы на тему «Грибы и ягоды»

План воспитательно-образовательной работы на тему «Грибы и ягоды»

НОД по музыкальному развитию в младшей группе с использованием здоровьесберегающих…

НОД по музыкальному развитию в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Осенние листочки» Цель: Обеспечить каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья...

Выступление на педсовете по теме «Формирование у детей основ безопасной…

Выступление на педсовете по теме «Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности средствами художественной литературы» «Самое дорогое у человека – это жизнь». Н...

Читайте также

Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую…

Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают...

Развлечение ко дню матери в младшей группе «Ах, какая мама!»…

Развлечение ко дню матери в младшей группе «Ах, какая мама!» Цель: Способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы и учить детей выражать любовь...

Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью

Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью В концепции модернизации российского образования говориться, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые...