Конспект образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с искусством на тему:
«Посещение картинной галереи»

(Старшая группа)

 

Программное содержание: познакомить детей с понятием «живопись»; дать представление о том, что пейзаж, натюрморт, портрет являются жанрами живописи, и о средствах выразительности живописи: цвете, позе, жесте, мимики, композиции; дать представление о разных видах пейзажа в зависимости от их содержания (сельский, городской, морской); развивать умение понимать состояние человека по выражению его лица; развивать у детей эмоционально-эстетические чувства, оценки, суждения, интерес к живописи; совершенствовать умение строить своё высказывание кратко или распространённо, точно и правильно использовать слова, обозначающие признаки, качества предметов, особенности явлений.
Оборудование: репродукции картин известных художников (пейзажи, натюрморты, портреты), аудио записи.


Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Дети, сегодня я приглашаю вас посетить выставку картин в картинной галерее. (Звучит музыка, входит королева Кисточка).
Кисточка: Здравствуйте, дети! Я узнала, что вы очень любите рисовать красками. Это особый вид искусства – живопись. Слово «живопись» образовано от слов «живо» и «писать», то есть изображать кистью и красками живо, верно, точно, во всём многообразии цветов и оттенков. Секрет живописи в том, что художник с помощью кистей и красок создаёт мир, видимый нами как бы через окно. Под его кистью оживают деревья, цветы люди. Краски могут создавать настроение. Одни цвета радуют, другие волнуют, третьи вызывают тревожные ощущения.
Воспитатель: Уважаемая королева Кисточка! Мы собираемся посетить выставку картин в картинной галерее. Может быть ты отправишься с нами и поможешь получше разобраться в жанрах живописи, понять разнообразие выставленных полотен?
Кисточка: Я с удовольствием пойду с вами. Ведь это моё царство-живопись. Сейчас я взмахну своей волшебной палочкой и мы окажемся в картинной галерее. (Взмахивает палочкой.) Но перед тем, как мы войдём в зал, я загадаю вам загадку и вы отгадаете, какие картины вы здесь увидите.

Если в зале на картине
Папа, мама, ваш сосед,
Обязательно картина называется… (Портрет.)

Кисточка: Главным предметом искусства всегда был человек, мир его окружающий, его внутренний духовный мир: мысли, чувства, настроение, характер. Как вы думаете, что главное в портретной живописи? (Дети отвечают.)
Кисточка: Одного только внешнего сходства недостаточно. Что ещё необходимо передать, чтобы изображение на портрете стало живым, как бы ожило? (Дети отвечают.)
Дети: А может ли художник изобразить себя?
Кисточка: Да, может. Тогда такая работа будет называться автопортретом. Посмотрите, какие портреты выставлены в нашей галерее. Художник обычно изображает на портрете дорогого ему человека, стремится в своей работе показать то хорошее, что есть в нём. Как вы думаете, что особенное хотел показать художник в портрете этой женщины? Какая у неё улыбка? Что особенного в её позе? Как она одета? (Ответы детей.)
Кисточка: А почему заинтересовала художника эта девушка? (Ответы детей.) Кисточка: Изображая портрет человека, художник должен быть очень наблюдательным, уметь оценивать состояние души человека по выражению его лица. А вы, юные любители живописи, умеете это делать? Я сейчас проверю. (Дидактическая игра «Узнай по выражению лица настроение».) Я приготовила для вас карточки-схемы, которые передают различное выражение лица человека. Попробуйте отыскать среди них лицо, выражающее радость. Почему вы считаете, что это радостное лицо? А есть ли здесь лицо, выражающее печаль? Можете вы придать своему лицу такое выражение? А какие чувства выражает лицо этого человека? Молодцы дети, вы хорошо справились с моим заданием. А сейчас нам пора переходить в следующий зал. Но прежде волшебная загадка:

В этом зале на картине вазы, самовар и торт,
Фрукты в плетенной корзине.

Значит это… (Натюрморт.)

Кисточка: Натюрморты запечатлевают красочность, пышность, богатство и роскошь плодов земли, воды, красоту мира вещей, творений рук человеческих. Какое впечатление произвели на вас все эти полотна? Кто хочет высказать своё впечатление о натюрморте с плодами и цветами? Что особенно вам понравилось на этих полотнах? (Отвечают дети.)
Кисточка: Художники любят обращаться в своём творчестве к натюрморту. Особенно начинающие. Потому что здесь неподвижная натура, можно составить любую композицию, разместить предметы на свой вкус. Вы, юны любители живописи, тоже можете составить свои композиции, а потом зарисовать их. А я вам помогу устроить выставку ваших работ в картинной галерее. Посмотрите, здесь приготовлены для вас различные предметы, которые могут вам для этого пригодиться.
Дидактическая игра «Составь свой натюрморт».
Кисточка: Вы составили красивые композиции. А сейчас нам пора в следующий зал нашей картинной галереи. И вот моя следующая волшебная загадка: Если видишь на картине море, горы, лес и пляж,
Обязательно картина называется… (Пейзаж.)
Вы правильно отгадали мою загадку. Давайте рассмотрим полотна, выставленные здесь.
Кисточка: Неисчерпаемое многообразие природы породило разнообразные виды пейзажа. Вы, наверное, заметили что-то общее для всех этих картин? (Ответы детей.)
Кисточка: А чем эти полотна отличаются друг от друга? (Ответы детей.)
Кисточка: Вы очень хорошо рассказали мне о том, как вы понимаете изображение на полотнах. И вы во всём правы. Действительно, между полотнами много общего – на всех изображены картины природы, но и многое их различает. Если на картине изображены лес, село, поле, река, то пейзаж называется сельским. Попробуйте отгадать, как называется пейзаж, на котором изображены улицы города? (Ответы детей). А если на картине моря, корабли?
Кисточка: Мне очень понравилось гостить у вас, ребята. Но мне пора в мастерские художников, ведь без меня у них не будет спориться работа. Я к вам ещё обязательно загляну. На прощание я хочу оставить вам подарок (передаёт детям пакет). До свидания, ребята! (Дети прощаются с Кисточкой.)
Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, что подарила нам королева Кисточка! Это репродукции с картин известных художников. Здесь представлены разные жанры живописи: портрет, натюрморт, пейзаж. А ещё в пакете лежат три конверта. На них есть эмблемы: дерево, ваза и лицо человека. Как вы думаете, зачем королева Кисточка положила их в пакет? (Ответы детей.)
Воспитатель: Я думаю, что королева Кисточка своим подарком решила проверить, как вы ребята, запомнили её рассказ о жанрах живописи, и желает, чтобы вы разложили эти репродукции в конверты по жанрам. (Дети выполняют задание, обосновывают свой выбор, называют виды пейзажа. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.) Воспитатель: Дети, вы узнали много нового и интересного о живописи и о её жанрах из рассказа королевы Кисточки. В картинной галерее мы полюбовались замечательными полотнами современных художников, получили от этого истинное наслаждение. А теперь нам пора возвращаться из картинной галереи в наш детский сад. Там мы покажем подарок королевы Кисточки своим друзьям, вместе с ними полюбуемся работами замечательных мастеров.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре»

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре» Вед. Время летит, и его не вернуть Стали большими ребята. Мы отправляем сегодня их в путь, Они уже...

Лепбук «Осень»

Лепбук «Осень» Аннотация к лепбуку «Осень» Мир природы уникален. У природы нет плохой погоды. Вчерашние ценности перестали существовать, но менее важные вещи...

Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста

Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста Актуальность. Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века...

Читайте также

«Румяная матрёшка – душа России»

«Румяная матрёшка – душа России» Своей красочностью и неизменным «секретом» матрёшка привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Эта деревянная...

«Золотые рыбки» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая оздоровительная программа физкультурной направленности

«Золотые рыбки» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая оздоровительная программа физкультурной направленности

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Любознайки»…

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Любознайки»Тема: «Лесная тренировка» Цель: способствовать развитию физических качеств детей. Задачи:  1) Оздоровительные - Формировать правильную осанку детей...