Конспект занятия по валеологии во второй младшей группе
Тема: «Наши ушки»
Цель:
- Познакомить детей с органами слуха и его строением, помочь осознать особенности их функционирования.
- Формировать у детей понимание роли слуха для ориентировки в окружающей действительности и для овладения речью.
- Познакомить с элементарными правилами безопасности и гигиены органов слуха.
- Обогащать словарный состав детей: ушная раковина, мочка уха. Помочь осознать значение слов.
Предварительная работа:
Наблюдение за кошкой или собакой - отметить момент, как она двигает ушами, слушает. Обратить внимание на то, что звери слышат, а человек не слышит.
Оборудование: набор предметов для издавания разнообразных звуков, например: игрушка-пищалка, барабан, погремушка, металлическая посуда, бумага для разрывания и др.; ширма; модель или картинка уха; картинка или игрушка кошки либо собаки; магнитофон/музыкальный центр с музыкой разного жанра: марш, танец, колыбельная; кукла, у которой болят ушки; кусочек полиэтиленовой пленки, ватная палочка.
Ход занятия:
Ребята, я вас приглашаю поиграть в игру «Угадай, что звучит?» Я буду вот за этой ширмой издавать различные звуки, а вы угадывать, что звучит. (Воспитатель производит за ширмой разнообразные звуки, дети угадывают, что звучит.)Как же вы все это угадали? (Ответы детей: мы услышали.) Что помогает вам слушать? (Ответы детей: уши.)
Вы совершенно правы, слышать нам помогают наши уши. (Показать
модель или картинку ушей) Ушки состоят из ушной раковины, которая сделана из мягких косточек - хрящей. Потрогайте ручками свои ушки, как оно гнется. На кончике ушной раковины- мочка. Возьмитесь пальчиками за мочку уха. На мочку уха можно надевать разные украшения, например, такие сережки как у меня или у нашей Маши.
Задам вам вопрос: зачем на нужно слушать и все слышать?(Дети
задумываются, предлагают варианты ответов.)
Вот например, кошка. Она охотник - добывает себе пишу (показывает картинку или игрушку кошки). Мы с вами уже знаем, что она очень хорошо слышит. Сядет тихонько, притаится, водит ушами в разные стороны, слушает, где скребется мышка...
Вы тоже охотитесь на мышей? (Ответы детей: нет!) Ну тогда вы наверно умеете шевелить ушами? Попробуйте! (Дети пробуют шевелить ушами.) Нет! Это только звери умеют шевелить ушами и у них очень хороший слух.
Закройте свои ушки. Я буду сейчас вам рассказывать сказку. Все закрыли? Я начинаю. (Дети закрывают уши, воспитатель начинает тихо, шепотом рассказывать любую сказку: 3-4 предложения.)Ну как, вам понравилась слушать сказку? (Спросить громко.)Ушки помогают нам слушать.
Закройте свои ушки. Подойди ко мне, пожалуйста, Сашенька. (Дети закрывают уши, воспитатель шепотом, тихо, подзывает к себе одного из детей.)Откройте ушки. Кого я попросила ко мне подойти? И опять нам нужны ушки. Мы слушаем, что нам нужно делать.
А теперь я буду говорить слова, а вы попробуйте угадать их, так как
ушки вы сновазакроете. (Воспитатель шепотом произносит любые слова, при этом четко показывая их артикуляцию. Например: дом, мама, велосипед и др.)
Давайте-ка закроем ушки споем песенку. (Дети пробуют петь. Получается шум и гам.) И песни петь - тоже нужны ушки.
Вот мальчик решил перейти дорогу. В руках у него интересная книжка и мороженное. Он замечтался и не услышал, что едет машина. Хорошо, что машина громко просигналила. Сигнал услышал взрослый человек и помог мальчику правильно перейти дорогу. Вы убедились, что ушки наши нужные помощники. И без их помощи не можем мы ни играть, ни петь.
Приглашаю вас на музыкальную паузу. Сейчас будет звучать музыка
разного жанра. Под марш мы с вами будем... шагать (показать движения
марша), под колыбельную музыку — мы .. засыпаем, и под быструю
музыку - прыгать на месте.
Здоровы поплясали, и опять нам ушки наши помогли. Они внимательно слушали, какая музыка играла, поэтому вы правильно выполняли задание.
Ребята, к нам сегодня в гости пришла кукла Катя, но, к сожалению, она не здорова: у нее болят ушки. (Показать куклу с завязанными ушами.)Она гуляла на улице, шапку завязала плохо, и ветер продул ей ушки. А с вами такое
бывает? У вас ушки болели? (Ответы и высказывания детей.)
Давайте расскажем Кате, как нужно беречь уши: одевать шапку и крепко ее завязывать, тогда твоим ушкам ничего не угрожает. Катя: А я хотела сама полечить себе ушки. Я взяла ватную палочку (показать детям) и стала ковырять в ушах. Ой, мне так больно стало! Воспитатель: Что ты, Катенька, не в коем случае нельзя ковыряться в ушах самому. И вы ребята, запомните, что это делать очень опасно. Нужно обязательно обратиться к доктору. Он проверит ушки, выпишет лекарство, а мамочка дома очень аккуратно его туда заложит. Если самим ковырять ушко - то можно повредить перепонку. Перепонку - это такая пленочка в ушке,
КОТОрая помогает нам СЛЫШать. (Показать кусочек полиэтиленовой пленки.) Катя: (очень громко плачет) А - а - а - а!!! Ой, как больно!!! Воспитатель: Катенька, не кричи пожалуйста так громко, а то у наших ребяток ушки тоже заболят!
Катя: А что, они будут в них ковырять палочками, как я? Воспитатель: Нет, конечно! В ушах они ковыряться не будут. Ведь не будете, ребята?! (Ответы и высказывания детей.)А вот от громкого звука, шума или крика ушки могут тоже заболеть.
Катя: Ну тогда я не будут кричать, пожалею ваши ушки, и вообще, мне пора к мамочке. Мы с ней к доктору пойдем. Спасибо ребята, что меня всему научили. До свиданья! (Уходит.)
Воспитатель: Ребята, Катя ушла и не сказала, чему же мы ее научили? Может быть вы подскажите?
- Для чего нам нужны ушки?
- Хорошо ли, когда ты ничего не слышишь?
- Можно ли ковыряться в ушах, засовывать туда разные вещи?
- А гулять на ветру или в большой мороз без шапки или с открытыми ушами?
- Самому лечить ушки можно?
- Громко кричать?
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы! Все запомнили. Я надеюсь, что вы будете беречь свои ушки, и тогда они у вас не заболеют. Будьте здоровы!
Читайте также |
---|
Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ
Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ Праздник Название игр Описание игры (цель) 1 сентября «День Знаний» Бубенцы (колокольчик) Цель: Развитие умений действовать по сигналу, внимания...
«Островок Детства»
«Островок Детства» Как же здорово быть детьми! И как же здорово когда у тебя есть мама и папа! Ребенок ждет с...
Методический опыт работы по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
Методический опыт работы по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»