Конспект непосредственной образовательной деятельности, образовательная область «Познание» по разделу «Формирование элементарных математических представлений» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Новый год»
Цели. Закрепить знания детей состава числа 7; учить раскладывать число 7 на два меньших числа, а из двух меньших – составлять число 7 (на конкретных предметах).
Демонстрационный материал. Елочка, елочные игрушки (1 большая синяя сосулька, 1 маленькая красная сосулька, 2 больших красных шара, 3 маленьких красных шара); 5 больших овалов, 30 кружков на магнитах.
Ход деятельности:
Игра «Украсим елку». В мешочке лежат елочные игрушки: 1 большая синяя сосулька, 1 маленькая красная сосулька, 2 больших красных шара, 3 маленьких красных шара. Дети по очереди достают из мешочка елочные игрушки, называют их, указывая цвет и размер, украшают ими елку, говоря, например: «Это большой красный шар. Я повешу его на елку справа».
Основная часть
Работа с демонстрационным материалом
Воспитатель. Что мы повесили на нашу елочку? (Елочные игрушки)
- Какие это игрушки? (Сосульки и шары)
- Сколько их? (Семь)
- Мы знаем, что группировать предметы можно по разным признакам. Если эти елочные игрушки разделить на две группы по цвету, сколько групп получится? (Две группы)
- Какие это группы? (Игрушка синего и красного цвета)
- Сколько игрушек красного (синего) цвета? (Шесть. Одна)
- Выполните математическую запись.
(Воспитатель снимает с елки игрушки и приглашает к доске двоих детей. Один ребенок снова украшает елку, второй выполняет математическую запись 1+6=7. Остальные дети проверяют правильность выполнения работы. Чтение записи).
- Как елка украшена теперь? (Слева одна синяя игрушка, справа шесть красных игрушек)
- Семь – это сколько и сколько? (Это один и шесть получается семь)
- Как эту запись выполнить по-другому? (Математическая запись 6+1=7; чтение записи)
- Как украшена елка согласно этой записи? (справа шесть красных игрушек, слева – одна синяя)
- Семь – это сколько и сколько? (Это шесть и один получается семь). От перемены места частей целого, само целое не изменяется.
- По какому другому признаку можно разделить семь игрушек? (По форме)
(Воспитатель снимает с елки игрушки и приглашает к доске двоих детей. Один ребенок украшает елку, второй выполняет математическую запись 2+5=7. Остальные дети выполняют правильность выполнения работы. Чтение записи).
- Как елка украшена теперь? (Слева две сосульки (треугольной формы), справа пять шаров)
- Семь – это сколько и сколько? (это два и пять, получается семь)
- Как эту запись выполнить по-другому? (Математическая запись 5+2=7; чтение записи)
- Как украшена елка согласно этой записи? (Справа пять шаров, слева две сосульки)
- Семь – это сколько и сколько? (это пять и два, получается семь) От перемены места частей целого, само целое не изменяется.
- По какому еще признак можно разделить эти семь игрушек? ( По величине)
(Воспитатель снимает с елки игрушки и приглашает двоих детей к доске. Один ребенок украшает елку, второй выполняет математическую запись 3+4=7. Остальные дети выполняют правильность выполнения работы. Чтение записи).
- Как елка украшена теперь? (Слева три игрушки большого размера, справа – четыре игрушки маленького размера)
- Семь – это сколько и сколько? (Это три и четыре, получается семь)
- Как эту запись выполнить по – другому? (Математическая запись:4+3=7; чтение записи)
- Как украшена елка согласно этой записи? (Справа четыре маленькие игрушки, слева – три большие)
- Семь – это сколько и сколько? (Это четыре и три, получается семь). От перемены места частей целого, само целое изменяется.
- Из каких двух меньших чисел состоит число семь?
(На доске 5 овалов (достаточно большого размера, чтобы в каждом можно было расположить 6 кружков на магнитах). Над каждым овалом цифра 6.
Воспитатель: Какими способами можно получить число шесть? (Применяя полученные ранее знания).
1 овал: 1 красный кружок и 5 зеленых кружков. Дети сопровождают свои действия речью. Математическая запись, ее чтение: 1+5=6.
2 овал: 2+4=6
3 овал: 3+3=6
4 овал: 4+2=6
5 овал: 5+1=6
Вывод: от перемены места частей целого, само целое не изменяется. Число 7 состоит из 6 и 1, из 1 и 6; из 2 и 5, из 5 и 2; из 3 и 4, из 4 и 3.
Физкультминутка
Воспитатель: Выполните столько прыжков на правой ноге, сколько дней в неделе. Столько приседаний, сколько козлят в названии сказки про волка и козлят. Столько прыжков на левой ноге, сколько гномов в сказке про Белоснежку и гномов. Столько прыжков на двух ногах, сколько богатырей в сказке о спящей Царевне.
Самостоятельная работа
Каждый ребенок получает лист белой бумаги, на котором нарисован прямоугольник, расчерченный на 6 рядов клеток и по 7 клеток в каждом ряду. Дети выполняют работу по составу числа 7 из двух меньших чисел, используя математические записи на доске, с помощью красного и синего карандашей (закрашивая определенное количество квадратов в ряду).
Игра с мячом «Закончи фразу»
Воспитатель. Семь – это три и … (четыре). Два и пять – это … Семь – это четыре и … Пять и два – это … Семь – это один и … Шесть и один – это … Семь – это два и … Один и шесть – это …
Игра «Найди 7 новогодних украшений»
Дети должны найти и назвать на елке или в групповой комнате группу из 7 новогодних украшений. Например, 3 гирлянды зеленого цвета и 4 красного – всего 7 гирлянд; 1 шар большого размера и 6 шаров маленьких – всего 7 шаров и т. п.
Работа в тетради
Итог деятельности
Обобщающие вопросы по теме.
Читайте также |
---|
Мастер-класс по составлению интеллект-карты на тему: «Достопримечательности Москвы» с детьми…
Мастер-класс по составлению интеллект-карты на тему: «Достопримечательности Москвы» с детьми подготовительной к школе группы Цель: закрепить названия культурных, исторических объектов и достопримечательностей...
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Радужная лаборатория»
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Радужная лаборатория»
Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим природным миром в процессе…
Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим природным миром в процессе различных видов деятельности Одним из главных направлений педагогической работы с детьми...