Конспект занятия «Валенки для бабы Яги»
Программное содержание:
- В игровой форме закрепить знания детей о производстве валенок, их назначении, обычаях, связанных с этой обувью.
- Учить связно и последовательно выражать свои мысли, отвечать на вопросы.
- Повторить фольклорный материал по теме.
- Активировать словарь детей за счет слов: мастер- валяльщик, валенцы, самовалочки, пимы, и т.д.
- Развивать память, внимание, логическое мышление, воображение.
- Вызвать интерес детей к теме, предложив им изготовить валенки методом валяния.
- Развивать мелкую моторику рук.
Предварительная работа:
- Заучивание пословиц, поговорок, потешек со словом валенок.
- Рассматривание иллюстраций валенок.
- Просмотр видео - фильмов: «Как делали валенки», мастер – класс «Эх, валенки, валенки...».
-
Рисование на тему: «Мы модельеры – украшаем валенки».
-
Декоративное рисование на тему: «Какие были валенки на Руси».
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас на занятие в наш мини музей «Русская изба».
Воспитатель: Вот мы с вами и в избе. Но что-то здесь не так. Посмотрите вокруг, что здесь изменилось? (В избе поставлена новогодняя елка, рядом с ней дети находят валенки.)
- Интересно, чей это валенок? (Воспитатель находит письмо.)
Воспитатель: Ой, смотрите, какое – то письмо лежит на столе. Давайте прочитаем, что написано на конверте. (Дети читают кому: ребятам группы «Сказка», от кого (мнемокарта).)
Воспитатель: Так вот от кого письмо. Значит здесь была Баба Яга. Валенок значит забыла она. А что же она хочет от нас? Давайте прочитаем. (Педагог зачитывает письмо.)
«Дорогие мои ребятишки?
Хочу вам пожаловаться. Как же у Вас красиво в детском саду. А у меня в избушке темно. Вижу, что вы готовитесь к празднику. Видела Деда Мороза, он Вам подарки готовит. А мне не готовит. Сказал, что я злая, коварная, вредная. А я так хочу подарочек. Ну хоть совсем малюсенький. Поздравляю Вас с наступающим Новым Годом! Здоровья вам и счастья. Ваша Баба Яга».
Воспитатель: Вот такие дела. Надо выручать Бабу Ягу. А как? Вот это вопрос? У вас есть какие предложения (воспитатель выслушивает ответы детей). Мы с вами мастера - на все руки, правда?
Воспитатель: Я предлагаю сделать вам вот что: (загадывание загадки)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой.
Утром в садик
Днем – домой. (Валенки.)
Воспитатель: Правильно, я предлагаю вам сделать валенки. Сначала мы сделаем маленькие, как украшение на елку. Это будет наш подарок. А если бабе Яге понравятся мы сделаем ей настоящие - большие. Согласны (Ответы детей.)
Воспитатель: А вы знаете, что такое валенки, как их делают? Из чего?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Тогда садитесь вот здесь, на лавочку, идавайте вспомним все что мы знаем о валенках.
- Что такое валенки? (Это вид обуви.)
- Почему их так называют? (Валенки так называют, потому что их делают методом валяния. Их валяют.)
Воспитатель: - Раньше валенки называли по - разному. Например, валенцы, валеники, волнушечки, выходки, пимы, самовалочки. Как вы думаете почему их называли самовалочки.
- Правильно, это настоящие валенки, которые делали руками, сами валяли. Получались они тонкие, мягкие, теплые.
- Из чего делают валенки? (Из шерсти овец романовской породы.)
- Почему именно из овец романовской породы? (У овец романовской породы шерсть мягкая, длинная, светло – серая, тонкая, легкая, шелковистая.)
- Где раньше делали валенки? (В банях.)
- А в наши времена? (На фабриках.)
- Давайте вспомним процесс работы. Что делают сначала?
Составление рассказа по алгоритму
- Чешут шерсть с помощью чесальной машины. Валяют
- Сматывают на бобину, в рулон, с которого мастер потом отмеряет и отрезает нужный кусок шерсти.
- Вручную выкладывают стенки и подошву
- Агрегат стирает заготовку и валенок оседает
- Сушат
- Утрамбовывают и выкатывают
- Надевают на колодки и выправляют колотушками
- Почти готовые валенки кладут в печь на 12 часов
- 1 пара валенок это 3,5 дня тяжелой работы.
- Какие валенки бывают? (Удобные, низкие, высокие, толстые, тонкие, легкие, теплые, узорные, украшенные, красивые, левый, правый, и т.д.)
- Что делали раньше в валенках? (Колядовали, ходили на масленицу, невеста выбирала жениха по валенкам.)
- Валенки полезная вещь. Какую пользу имеют валенки? (Согревают, лечат.)
- Правильно, и все это благодаря овечьей шерсти. Она не только греет, но и лечит.
Не зря говорят:
Знает взрослый человек,
Знает даже маленький.
Чтоб зимою не болеть
Надевают валенки.
Воспитатель: - Дети, а может вы знаете поговорки, пословицы со словом валенки?
- Мы не левые и не правые, потому что валенки.
- С какой бы ноги мужик не встал, валенок всегда оденет правильно.
- Прост как валенок.
- Ваньку валять.
- Тупой как валенок.
- С умного по шерстинке, дураку валенки.
- Сани и валенки готовь с лета.
- Прост как сибирский валенок.
- Кто раньше встал, того и валенки.
- Без шубы и валенок и зима без конца.
- Готовь ласты зимой, а валенки – летом.
Воспитатель: Про валенки даже русская народная песня есть, которая так и называется «Валенки». Давайте мы с вами станцуем танец под эту песню.
Физкультминутка «Танец «Валенки».
Воспитатель: - Ну а теперь надо браться за работу. Мы с вами будем валять шерсть. Для того, чтобы сделать валенки.
Валяние валенок.
Педагог рассказывает и показывает процесс работы. Дети выполняют за педагогом.
Воспитатель: Ну что, мастера, справились с работой. Сейчас мы наши валеночки положим сушиться. А сами пойдем - отдохнем. А завтра, когда валеночки высохнут, мы их сделаем еще красивее. А вы пока подумаете - как можно валеночек сделать красивым.
Дети возвращаются в группу.
Читайте также |
---|
Дидактическая игра – пособие «Печка - матушка»
Дидактическая игра – пособие «Печка - матушка» Цель: Приобщение детей к истокам русских традиций, знакомство с бытом русского народа, а именно...
Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму
Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму Воспитание подрастающего поколения - очень важная и ответственная работа. В основном этот...
Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста