Конспект занятия «Валенки для бабы Яги»

 

Программное содержание:

  • В игровой форме закрепить знания детей о производстве валенок, их назначении, обычаях, связанных с этой обувью.
  • Учить связно и последовательно выражать свои мысли, отвечать на вопросы.
  • Повторить фольклорный материал по теме.
  • Активировать словарь детей за счет слов: мастер- валяльщик, валенцы, самовалочки, пимы, и т.д.
  • Развивать память, внимание, логическое мышление, воображение.
  • Вызвать интерес детей к теме, предложив им изготовить валенки методом валяния.
  • Развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа:

  • Заучивание пословиц, поговорок, потешек со словом валенок.
  • Рассматривание иллюстраций валенок.
  • Просмотр видео - фильмов: «Как делали валенки», мастер – класс «Эх, валенки, валенки...».
  • Рисование на тему: «Мы модельеры – украшаем валенки».

  • Декоративное рисование на тему: «Какие были валенки на Руси».

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас на занятие в наш мини музей «Русская изба».

Воспитатель: Вот мы с вами и в избе. Но что-то здесь не так. Посмотрите вокруг, что здесь изменилось? (В избе поставлена новогодняя елка, рядом с ней дети находят валенки.)

- Интересно, чей это валенок? (Воспитатель находит письмо.)

Воспитатель: Ой, смотрите, какое – то письмо лежит на столе. Давайте прочитаем, что написано на конверте. (Дети читают кому: ребятам группы «Сказка», от кого (мнемокарта).)

Воспитатель: Так вот от кого письмо. Значит здесь была Баба Яга. Валенок значит забыла она. А что же она хочет от нас? Давайте прочитаем. (Педагог зачитывает письмо.)

«Дорогие мои ребятишки?

Хочу вам пожаловаться. Как же у Вас красиво в детском саду. А у меня в избушке темно. Вижу, что вы готовитесь к празднику. Видела Деда Мороза, он Вам подарки готовит. А мне не готовит. Сказал, что я злая, коварная, вредная. А я так хочу подарочек. Ну хоть совсем малюсенький. Поздравляю Вас с наступающим Новым Годом! Здоровья вам и счастья. Ваша Баба Яга».

Воспитатель: Вот такие дела. Надо выручать Бабу Ягу. А как? Вот это вопрос? У вас есть какие предложения (воспитатель выслушивает ответы детей). Мы с вами мастера - на все руки, правда?

Воспитатель: Я предлагаю сделать вам вот что: (загадывание загадки)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой.

Утром в садик

Днем – домой. (Валенки.)

Воспитатель: Правильно, я предлагаю вам сделать валенки. Сначала мы сделаем маленькие, как украшение на елку. Это будет наш подарок. А если бабе Яге понравятся мы сделаем ей настоящие - большие. Согласны (Ответы детей.)

Воспитатель: А вы знаете, что такое валенки, как их делают? Из чего?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Тогда садитесь вот здесь, на лавочку, идавайте вспомним все что мы знаем о валенках.

- Что такое валенки? (Это вид обуви.)

- Почему их так называют? (Валенки так называют, потому что их делают методом валяния. Их валяют.)

Воспитатель: - Раньше валенки называли по - разному. Например, валенцы, валеники, волнушечки, выходки, пимы, самовалочки. Как вы думаете почему их называли самовалочки.

- Правильно, это настоящие валенки, которые делали руками, сами валяли. Получались они тонкие, мягкие, теплые.

- Из чего делают валенки? (Из шерсти овец романовской породы.)

- Почему именно из овец романовской породы? (У овец романовской породы шерсть мягкая, длинная, светло – серая, тонкая, легкая, шелковистая.)

- Где раньше делали валенки? (В банях.)

- А в наши времена? (На фабриках.)

- Давайте вспомним процесс работы. Что делают сначала?

Составление рассказа по алгоритму

  • Чешут шерсть с помощью чесальной машины. Валяют
  • Сматывают на бобину, в рулон, с которого мастер потом отмеряет и отрезает нужный кусок шерсти.
  • Вручную выкладывают стенки и подошву
  • Агрегат стирает заготовку и валенок оседает
  • Сушат
  • Утрамбовывают и выкатывают
  • Надевают на колодки и выправляют колотушками
  • Почти готовые валенки кладут в печь на 12 часов
  • 1 пара валенок это 3,5 дня тяжелой работы.

- Какие валенки бывают? (Удобные, низкие, высокие, толстые, тонкие, легкие, теплые, узорные, украшенные, красивые, левый, правый, и т.д.)

- Что делали раньше в валенках? (Колядовали, ходили на масленицу, невеста выбирала жениха по валенкам.)

- Валенки полезная вещь. Какую пользу имеют валенки? (Согревают, лечат.)

- Правильно, и все это благодаря овечьей шерсти. Она не только греет, но и лечит.

Не зря говорят:

Знает взрослый человек,

Знает даже маленький.

Чтоб зимою не болеть

Надевают валенки.

Воспитатель: - Дети, а может вы знаете поговорки, пословицы со словом валенки?

- Мы не левые и не правые, потому что валенки.

- С какой бы ноги мужик не встал, валенок всегда оденет правильно.

- Прост как валенок.

- Ваньку валять.

- Тупой как валенок.

- С умного по шерстинке, дураку валенки.

- Сани и валенки готовь с лета.

- Прост как сибирский валенок.

- Кто раньше встал, того и валенки.

- Без шубы и валенок и зима без конца.

- Готовь ласты зимой, а валенки – летом.

Воспитатель: Про валенки даже русская народная песня есть, которая так и называется «Валенки». Давайте мы с вами станцуем танец под эту песню.

Физкультминутка «Танец «Валенки».

Воспитатель: - Ну а теперь надо браться за работу. Мы с вами будем валять шерсть. Для того, чтобы сделать валенки.

Валяние валенок.

Педагог рассказывает и показывает процесс работы. Дети выполняют за педагогом.

Воспитатель: Ну что, мастера, справились с работой. Сейчас мы наши валеночки положим сушиться. А сами пойдем - отдохнем. А завтра, когда валеночки высохнут, мы их сделаем еще красивее. А вы пока подумаете - как можно валеночек сделать красивым.

Дети возвращаются в группу.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра – пособие «Печка - матушка»

Дидактическая игра – пособие «Печка - матушка» Цель: Приобщение детей к истокам русских традиций, знакомство с бытом русского народа, а именно...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму Воспитание подрастающего поколения - очень важная и ответственная работа. В основном этот...

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Читайте также

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую…

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую деятельность. Лексическая тема «Одежда» Цель: Закрепление и расширение знаний детей по...

Число и цифра 3

Число и цифра 3

Мини-музей «Коми керка»

Мини-музей «Коми керка» Цель: приобщить детей к Коми культуре, изучить быт коми избы, активизировать словарь детей названиями предметов быта коми народа. Оборудование:...