Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Наш радужный мир»

(старшая группа)

 

 

Программное содержание:

  • Формировать у детей представление о мире; разных странах мира; о себе – как полноправных гражданах России; о детях, живущих в разных странах, об их общности и различиях.
  • Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение детей к людям разных народов, национальностей, чувство любви к своей Родине.
  • Закреплять умение образовывать слова, обозначающие название народов от слов, обозначающих место их проживания (название страны), название языков от названий стран.
  • Развивать коммуникативные способности детей, речь, память, мышление, внимание, выдержку, усидчивость.

Предварительная работа:

Работа с глобусом, рассматривание иллюстраций на тему: «Моя Родина - Россия», «Народы мира», «Народы дальнего и ближнего зарубежья»; дидактические игры; чтение литературных произведений (сказок и стихов разных народов), заучивание пословиц о дружбе, беседы о странах и их жителях.

Методические приемы:

Внесение глобуса, чтение стихотворений, вопросы разного типа, уточнения, повторы слов детьми, использование игровых моментов – дидактические игры.

 

Ход занятия:

Воспитатель: - Когда живётся дружно, что может лучше быть? И ссориться не нужно и можно всех любить!

Живётся дружно тогда, когда ребята умеют дружить. Скажите, в нашей группе есть ребята, которые умеют дружить?

Дети: - Да (называют по имени детей, которые дружат между собой)

Воспитатель: - Да, вы правы, мне тоже очень нравится, как дружат эти дети. А какие вы знаете виды дружбы?

Дети: - Дружба между девочками, дружба между мальчиками, дружба между девочками и мальчиками, дружба в семье, дружба с животными…

Воспитатель: - Правильно бывает разная дружба. А ещё бывает дружба народов и дружба между людьми разных национальностей. Скажите, в какой стране мы с вами живём?

Дети: - Мы живём в России.

Воспитатель: - Люди каких национальностей живут в нашей стране?

Дети: - Русские, татары, белорусы…

Воспитатель: - Чуваши, марийцы, осетины, азербайджанцы и ещё очень много национальностей.

Воспитатель: - Правильно, в основном в нашей стране живут русские, есть ещё очень много других национальностей.

Так вот, ребята, дружба народов – основное богатство России!

А как вы думаете, чем отличаются друг от друга дети разных национальностей?

Дети: - Разговаривают на разных языках, поют разные песни, у них есть своя национальная одежда…

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, у нас на толе лежат плакаты, где изображены национальные костюмы разных народов (назвать основные отличия костюмов разных национальностей). Конечно, у каждого народа есть свои обычаи, и все же люди, живущие в нашей стране друг на друга похожи. Чем же они похожи?

Дети: - У всех есть ноги (руки, голова, глаза…). Каждый человек может ходить, петь, танцевать, читать, играть и т.д.

Воспитатель: - Правильно и конечно мы все умеем дружить. Запомните ребята:

Не по цвету, кожи и волос мы судим о человеке, а по его делам и поступкам.

Добрые дела – значит и человек добрый, хороший, достойный уважения.

Воспитатель обращает внимание детей на глобус.

- Ребята, кто из вас знает, что это такое?

- Правильно, это глобус - модель планеты Земля, на которой живем мы с вами и еще много других людей.

Стихотворение о глобусе:

Словно крыша над землей

Голубые небеса.

А под крышей голубой

Реки, горы и леса,

Океаны, пароходы,

И поляны, и цветы.

Страны все и все народы,

И, конечно, я и ты.

Кружит в небе голубом

Наш огромный круглый дом.

Под одной голубой

Общей крышей мы живем!

Орлов В.

Воспитатель: - На свете много стран больших и маленьких. В каждой стране живут люди разных национальностей. Они говорят на разных языках, у них разный цвет кожи, разные национальные традиции. Давайте, поиграем с вами в игру.

Игра: «Кто в какой стране живет»

Воспитатель называет страну, а дети народ. Например:

Кто живет в России? – Россияне.

Кто живет в Америке? – Американцы.

Кто живет в Испании? – Испанцы.

Кто живет в Японии? – Японцы.

Кто живет в Китае? – Китайцы.

Кто живет в Украине? – Украинцы.

Кто живет в Грузии? – Грузины.

Кто живет в Англии? – Англичане.

Кто живет в Литве? – Литовцы.

Кто живет в Бразилии? – Бразильцы.

Кто живет в Германии? – Немцы.

Кто живет в Болгарии? – Болгары.

Кто живет в Мексике? – Мексиканцы и т.д.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, как мы с вами много стран знаем и народов, которые в них живут. Люди в разных странах разговаривают на разных языках. Например:

В Испании …

В Италии …

Во Франции …

В Польше …

В Англии …

В Китае …

В Румынии…

Воспитатель: - А на каком языке разговаривают в России?

Правильно, русский язык – это государственный язык России. У любого государства есть отличительные знаки – символы. Какие символы вы знаете (флаг, гимн, герб)? Что обозначают цвета нашего российского флага (ответы детей)?

Воспитатель: - Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о дружбе, мире.

Пословицы:

Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Для друга ничего не жаль.

Для дружбы нет расстояний.

Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.

Друг лучше старый, а платье новое.

Друга на деньги не купишь.

Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.

Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Не сошлись обычаем, - не бывать дружбе.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Проводится физкультминутка:

Жура – жура – журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

- Лучше нет родного края!

Воспитатель: - Ребята, давайте с вами сыграем в игру.Говорит только тот, кто поймает мяч. Давайте повторяйте за мной.

 

Игра с мячом «Скажи наоборот»:

 

Воспитатель Дети
Враг Друг
Война Мир
Ложь Правда
Слёзы Смех
Врозь Вместе
Горе Радость
Грубо Ласково
Грустно Весело
Жадный Щедрый
Ссориться Мириться

 

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Скажите, ребята, а в какой стране мы с вами живем? (России). Давайте послушаем стихотворение.

«Российская семья»

Живут в России разные

Народы с давних пор

Одним - тайга по нраву,

Другим - степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один - черкеску носит.

Другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья,

Другой – готовит мед.

Одним – милее осень,

Другим – милей – весна.

А Родина Россия

У нас у всех – одна!

Степанов В.

Воспитатель: - В нашей стране много всего удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, села, удивительный многонациональный народ.

«Лучшее богатство»

По-разному люди в стране нашей жили,

Но верой и правдой Отчизне служили.

Дороже любого другого богатства

Ценились всегда у нас скромность и братство.

Есть слово такое хорошее – «наш».

И пусть ты татарин, якут иль чуваш,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь Родине добрым и любящим сыном.

Александрова О.

Воспитатель: - Мы все с вами разные: у одних светлые волосы, у других темные. Но все мы живем одной дружной большой семьей. Не зря говорят: «Если друг рядом всегда - не страшна никакая беда». Многие из вас так подружились, что ходят друг к другу в гости домой, вместе справляют дни рождения, вы созваниваетесь вечерами после детского сада и в выходные дни.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(соединять пальцы в «замок»)

С вами мы подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями).

Воспитатель: - Мы надеемся, что когда вы вырастите, будете добрыми людьми и никому не дадите в обиду нашу страну!

- Каждый гражданин должен гордиться своей Великой страной. И мы гордимся тобой — Россия!

Итог занятия:

Воспитатель: - Молодцы ребята! Независимо, какой национальности дети, какого цвета у них кожа, на каком языке они говорят, все они похожи друг на друга. И главное сходство между ними - то, что они любят играть, веселится, любят своих родителей и умеют дружить.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с…

Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет по художественно – эстетическому развитию на...

Настольно-печатная игра «Продуктовый лабиринт» по культуре питания в группе старшего…

Настольно-печатная игра «Продуктовый лабиринт» по культуре питания в группе старшего возраста Аннотация: Наглядно-дидактическое пособие «Продуктовый лабиринт» разработан для совместной деятельности детей старшего...

Конспект бинарного занятия

Конспект бинарного занятия Цель: развивать диалогическую речь; продолжать знакомить детей с литературным жанром «сказка»; помогать запоминать персонажи, специфику их поведения, последовательность...

Читайте также

Летняя прогулка - экскурсия в детском саду с младшей группой

Летняя прогулка - экскурсия в детском саду с младшей группой Проведение экскурсии предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Воспитатель проводит ее...

Методическая разработка «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи…

Методическая разработка «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Конспект ООД по речевому развитию «Поможем кошечке»

Конспект ООД по речевому развитию «Поможем кошечке» (Первая младшая группа) Цель: формирование умения узнавать и называть домашнее животное, выделяя характерные особенности: пушистый...