Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Наш радужный мир»
(старшая группа)
Программное содержание:
- Формировать у детей представление о мире; разных странах мира; о себе – как полноправных гражданах России; о детях, живущих в разных странах, об их общности и различиях.
- Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение детей к людям разных народов, национальностей, чувство любви к своей Родине.
- Закреплять умение образовывать слова, обозначающие название народов от слов, обозначающих место их проживания (название страны), название языков от названий стран.
- Развивать коммуникативные способности детей, речь, память, мышление, внимание, выдержку, усидчивость.
Предварительная работа:
Работа с глобусом, рассматривание иллюстраций на тему: «Моя Родина - Россия», «Народы мира», «Народы дальнего и ближнего зарубежья»; дидактические игры; чтение литературных произведений (сказок и стихов разных народов), заучивание пословиц о дружбе, беседы о странах и их жителях.
Методические приемы:
Внесение глобуса, чтение стихотворений, вопросы разного типа, уточнения, повторы слов детьми, использование игровых моментов – дидактические игры.
Ход занятия:
Воспитатель: - Когда живётся дружно, что может лучше быть? И ссориться не нужно и можно всех любить!
Живётся дружно тогда, когда ребята умеют дружить. Скажите, в нашей группе есть ребята, которые умеют дружить?
Дети: - Да (называют по имени детей, которые дружат между собой)
Воспитатель: - Да, вы правы, мне тоже очень нравится, как дружат эти дети. А какие вы знаете виды дружбы?
Дети: - Дружба между девочками, дружба между мальчиками, дружба между девочками и мальчиками, дружба в семье, дружба с животными…
Воспитатель: - Правильно бывает разная дружба. А ещё бывает дружба народов и дружба между людьми разных национальностей. Скажите, в какой стране мы с вами живём?
Дети: - Мы живём в России.
Воспитатель: - Люди каких национальностей живут в нашей стране?
Дети: - Русские, татары, белорусы…
Воспитатель: - Чуваши, марийцы, осетины, азербайджанцы и ещё очень много национальностей.
Воспитатель: - Правильно, в основном в нашей стране живут русские, есть ещё очень много других национальностей.
Так вот, ребята, дружба народов – основное богатство России!
А как вы думаете, чем отличаются друг от друга дети разных национальностей?
Дети: - Разговаривают на разных языках, поют разные песни, у них есть своя национальная одежда…
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, у нас на толе лежат плакаты, где изображены национальные костюмы разных народов (назвать основные отличия костюмов разных национальностей). Конечно, у каждого народа есть свои обычаи, и все же люди, живущие в нашей стране друг на друга похожи. Чем же они похожи?
Дети: - У всех есть ноги (руки, голова, глаза…). Каждый человек может ходить, петь, танцевать, читать, играть и т.д.
Воспитатель: - Правильно и конечно мы все умеем дружить. Запомните ребята:
Не по цвету, кожи и волос мы судим о человеке, а по его делам и поступкам.
Добрые дела – значит и человек добрый, хороший, достойный уважения.
Воспитатель обращает внимание детей на глобус.
- Ребята, кто из вас знает, что это такое?
- Правильно, это глобус - модель планеты Земля, на которой живем мы с вами и еще много других людей.
Стихотворение о глобусе:
Словно крыша над землей
Голубые небеса.
А под крышей голубой
Реки, горы и леса,
Океаны, пароходы,
И поляны, и цветы.
Страны все и все народы,
И, конечно, я и ты.
Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом.
Под одной голубой
Общей крышей мы живем!
Орлов В.
Воспитатель: - На свете много стран больших и маленьких. В каждой стране живут люди разных национальностей. Они говорят на разных языках, у них разный цвет кожи, разные национальные традиции. Давайте, поиграем с вами в игру.
Игра: «Кто в какой стране живет»
Воспитатель называет страну, а дети народ. Например:
Кто живет в России? – Россияне.
Кто живет в Америке? – Американцы.
Кто живет в Испании? – Испанцы.
Кто живет в Японии? – Японцы.
Кто живет в Китае? – Китайцы.
Кто живет в Украине? – Украинцы.
Кто живет в Грузии? – Грузины.
Кто живет в Англии? – Англичане.
Кто живет в Литве? – Литовцы.
Кто живет в Бразилии? – Бразильцы.
Кто живет в Германии? – Немцы.
Кто живет в Болгарии? – Болгары.
Кто живет в Мексике? – Мексиканцы и т.д.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, как мы с вами много стран знаем и народов, которые в них живут. Люди в разных странах разговаривают на разных языках. Например:
В Испании …
В Италии …
Во Франции …
В Польше …
В Англии …
В Китае …
В Румынии…
Воспитатель: - А на каком языке разговаривают в России?
Правильно, русский язык – это государственный язык России. У любого государства есть отличительные знаки – символы. Какие символы вы знаете (флаг, гимн, герб)? Что обозначают цвета нашего российского флага (ответы детей)?
Воспитатель: - Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о дружбе, мире.
Пословицы:
Дерево живет корнями, а человек друзьями.
Для друга ничего не жаль.
Для дружбы нет расстояний.
Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.
Друг лучше старый, а платье новое.
Друга на деньги не купишь.
Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.
Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Не сошлись обычаем, - не бывать дружбе.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Проводится физкультминутка:
Жура – жура – журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!
Воспитатель: - Ребята, давайте с вами сыграем в игру.Говорит только тот, кто поймает мяч. Давайте повторяйте за мной.
Игра с мячом «Скажи наоборот»:
Воспитатель | Дети |
Враг | Друг |
Война | Мир |
Ложь | Правда |
Слёзы | Смех |
Врозь | Вместе |
Горе | Радость |
Грубо | Ласково |
Грустно | Весело |
Жадный | Щедрый |
Ссориться | Мириться |
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Скажите, ребята, а в какой стране мы с вами живем? (России). Давайте послушаем стихотворение.
«Российская семья»
Живут в России разные
Народы с давних пор
Одним - тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один - черкеску носит.
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой – готовит мед.
Одним – милее осень,
Другим – милей – весна.
А Родина Россия
У нас у всех – одна!
Степанов В.
Воспитатель: - В нашей стране много всего удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, села, удивительный многонациональный народ.
«Лучшее богатство»
По-разному люди в стране нашей жили,
Но верой и правдой Отчизне служили.
Дороже любого другого богатства
Ценились всегда у нас скромность и братство.
Есть слово такое хорошее – «наш».
И пусть ты татарин, якут иль чуваш,
Родился ли русским, мордвой, осетином,
Будь Родине добрым и любящим сыном.
Александрова О.
Воспитатель: - Мы все с вами разные: у одних светлые волосы, у других темные. Но все мы живем одной дружной большой семьей. Не зря говорят: «Если друг рядом всегда - не страшна никакая беда». Многие из вас так подружились, что ходят друг к другу в гости домой, вместе справляют дни рождения, вы созваниваетесь вечерами после детского сада и в выходные дни.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»:
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями).
Воспитатель: - Мы надеемся, что когда вы вырастите, будете добрыми людьми и никому не дадите в обиду нашу страну!
- Каждый гражданин должен гордиться своей Великой страной. И мы гордимся тобой — Россия!
Итог занятия:
Воспитатель: - Молодцы ребята! Независимо, какой национальности дети, какого цвета у них кожа, на каком языке они говорят, все они похожи друг на друга. И главное сходство между ними - то, что они любят играть, веселится, любят своих родителей и умеют дружить.
Читайте также |
---|
Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с…
Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет по художественно – эстетическому развитию на...
Настольно-печатная игра «Продуктовый лабиринт» по культуре питания в группе старшего…
Настольно-печатная игра «Продуктовый лабиринт» по культуре питания в группе старшего возраста Аннотация: Наглядно-дидактическое пособие «Продуктовый лабиринт» разработан для совместной деятельности детей старшего...
Конспект бинарного занятия
Конспект бинарного занятия Цель: развивать диалогическую речь; продолжать знакомить детей с литературным жанром «сказка»; помогать запоминать персонажи, специфику их поведения, последовательность...