Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

"Умка - белый медвежонок"

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  • Упражнять детей различать и называть животных Севера, познакомить их с внешним видом, характерными особенностями, повадками белого медведя;
  • Развивать наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость;
  • Формировать фразовую и связную речь детей при составлении описательного рассказа. Развивать связную речь детей, обогащая ее за счет введения в речь однородных второстепенных членов предложения. Учить детей строить предложения грамматически правильно, с интонационной законченностью.        
  • Расширять словарный запас детей;
  • Развивать эмоциональную сферу детей, их умение сопереживать, заботиться о малышах-зверятах.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Игрушки – белый медвежонок Умка, рыбка, тюлень, «Атлас для самых маленьких». Предметные картинки из серии «Животные Севера»: морж, тюлень, песец, черно-бурая лиса, нерпа, северный олень, белый медведь, морской котик. Картина «Белый медведь». Простые и цветные карандаши, картинки-схемы для составления описательного рассказа на всех детей. Мел, доска.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Беседа «Кто живет на Севере?». Знакомство с животными Арктики, их внешним видом, повадками.

Чтение рассказов: И. Сосновский «Белый медведь», В. Снегирев «Кто властелин».

Разучивание загадок о белом медведе.

Аппликация «Белый медведь» /сделанная методом обрыва/.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

- Вы слышите, какие-то необычные звуки? Прислушайтесь, что вы слышите? (кто-то плачет).

Появляется маленький медвежонок.

- Кто это к нам пришел в гости?

- Как его зовут? (Умка, белый медвежонок).

- Почему медвежонок плачет, как вы думаете, что с ним могло произойти? (ответы детей)

- Умка, ты наверное голодный?

- Чем бы вкусным его угостить? Может сладкой конфетой?

- Нет, медведи любят мелкую рыбу, морские водоросли.

- На тебе, Умка, рыбку, не плачь.

- Поможем Умке найти своих родителей?

- Как же мы узнаем, где они живут? (прочитать из энциклопедии, найти в атласе, посмотреть на глобусе).

- Посмотрим на глобус, где живут белые медведи?

- На чем же можно отправиться на Северный Полюс? (на поезде, автобусе, собачьих упряжках, самолете).

- Самолет, он быстрее и надежнее! Полетели!

- Чтобы белый медвежонок не скучал, и мы тоже поиграем в игру «цепочка северных слов» (снег, холод, ледник, айсберг, морж, тюлень, северное сияние)

- Вот мы с вами и прилетели на Северный Полюс. Выходите. (дети поеживаются)

- Что-то я немного замерзла. А вы, ребята, не замерзли.

- Посмотрите, а нашему Умке ну ничуть не холодно. Почему же белый медвежонок не мерзнет? (летом под шкурой накапливается толстый слой жира).

- Расскажите, какая шкура у медведя? (теплая, жесткая, короткая, белая).

- У нас в гостях маленький белый медвежонок, а какой же большой медведь?

Он черный, нет…

Он слабый, нет, он…

Он медлительный, нет, он быстрый

Он травоядный, нет…

Он неуклюжий, нет…

- Скажите, есть ли у медведя враги? (нет)

- Кто для него самый опасный? (человек)

- С кем медведь живет по соседству? (морж, тюлень, морские котики, песец, нерпа)

- Где мы могли видеть белого медведя? (в книгах, на фото, в кино)

- Хотите посмотреть фильм про Белых медведей? (показ фильма)

- У меня есть знакомый художник, он нарисовал для вас 2 картины (смотрят молча 2 мин, подхожу к каждому индивидуально и спрашиваю, что видят на картине).

- Я предлагаю составить рассказ про Белого медведя.

- Умка, слушай, правильно ли мы будем составлять.

- Кто это? (белый медведь)

- Где живет Белый медведь? (он живет далеко на Севере в Арктике, где много снега и льда)

Нарисуйте в кружочке №1 снежный сугроб, льдинки. (У каждого ребенка карточки-схемы)

- Какой он, Белый медвежонок? Назовите слова – признаки (он большой, белый, сильный, быстрый, хищный, ловкий). Нарисуйте в кружочке №2 знак «?»

- Какое тело у белого медведя, чем оно покрыто? (Длинное, большое, сильное, покрыто густой, длинной, белой шерстью). Нарисуйте в кружочке №3 шерсть.

- Обратите внимание на центральный кружок. Чья это морда? (Это медвежья морда). Рассмотрите медвежью морду на картине. Опишите ее. (Голова у медведя вытянутая, треугольной формы, на голове есть два маленьких черных зорких глаза, чуткий черный нос и пасть с острыми зубами. Уши у медведя маленькие, овальные. Когда медведь ныряет, он прижимает уши к голове и вода в них не попадает).

- А какая шея у белого медведя? (Длинная).

- Какие у белого медведя лапы?(4 лапы с короткими, но острыми когтями. Лапы у него очень широкие, поэтому он может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут).

Дети пишут в кружочке №4 букву Ч.

- Чем питается белый медведь? (Ловит рыбу, собирает морские водоросли).

Дети рисуют в кружочке №5 рыбок, морские водоросли.

- А что еще он умеет делать? Назовите слова-действия. (Нырять, плавать, охотиться, подкрадываться, бегать, ходить, съезжать с горки).

Дети рисуют в кружочке №6 гору, около горы – воду, медвежий след.

- Кто у медвежонка мама? (Медведица). Какие медведицы-мамы? Как они ухаживают за медвежатами? (Добрая, ласковая, заботливая, нежная. Каждая медведица роет берлогу в снегу. Там рождаются 1 или 2 медвежонка. Медвежата появляются на свет слепые, глухие, беспомощные. Медведица все время проводит с ними. Она согревает их своим теплом, кормит малышей молоком. Когда медвежата подрастают, мама-медведица катается вместе с ними с горок, кувыркается, учит их охотиться).

Дети пишут в кружке №7 слово «мама»

1

- Представьте себе, что вы встретили белого медведя. Что вы почувствуете? Начните свой рассказ так: «Если бы я увидел белого медведя…». Нарисуйте в восьмом кружочке букву Я.

- А теперь, кто из вас хочет рассказать о белом медведе? (Рассказ по цепочке с опорой на схему-модель).

- А кто из вас хочет рассказать о белом медведе один?

- Белых медведей на Земле осталось не так уж много, поэтому охота на них запрещена, они занесены в «Красную книгу».

Мы помогли Умке вернуться домой и нам тоже пора возвращаться. Наше путешествие закончилось. Много интересного и увлекательного вы узнали про белых медведей?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Безопасность в сети интернет

Безопасность в сети интернет Что такое Интернет? Интернет – эта Всемирная информационная сеть. Получив доступ к сети, можно сделать многое. При...

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Полянка»

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Полянка» Аннотация: Дидактическая игра из фетра представляет собой пособие, которое может помочь детям в развитии...

Сценарий «Выпускной с Шапокляк»

Сценарий «Выпускной с Шапокляк» Звучит негромкая мелодия Поля Мориа. Ведущий: Дошкольное детство-пора золотая Счастливых деньков хоровод Как жаль, что так быстро они пролетают, И вот...

Читайте также

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «У войны - не детское лицо!» Раздел 1. Информационная карта проекта Тип...

Творческие игры и исследования через методические пособия, направленные на восприятия…

Творческие игры и исследования через методические пособия, направленные на восприятия тактильных ощущений Цели и задачи: Развитие кинестетических ощущений (мышечные чувства). Развитие концентрации внимания...

Итоговое родительское собрание в подготовительной группе

Итоговое родительское собрание в подготовительной группе Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Задачи: - подвести итоги работы группы за...