Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы
«Озеро Азас»
Цель: побуждать интерес к природе родного края.
Задачи:
- Систематизировать и закрепить знания детей о природе нашей республики и её богатствах; дать представление об озере Азас;
- Обратить внимание детей на красоту родного края, вызвать желание бережно относится к природе ее богатствам; воспитывать стремление прийти на помощь друг другу в трудную минуту;
- Развивать речь, обогащать ее новыми словами: озеро Азас, кедр, кедровка, тайга, хвоя, кувшинки, рысь.
Оборудование: видео и аудио кассета, рыбы, иллюстрации с изображением природы, ягод, грибов; дом, муляж озера, корзинка, кедровые шишки, кроссворд, удочка.
Методы и приемы: показ видеофильма, прослушивание записи на магнитофоне, рассматривание иллюстраций, беседа, вопросы, рассказ воспитателя, дидактические игры, обыгрывание сказочного персонажа.
Ход занятия.
Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по нашей республике.
- А кто из вас помнит, как называется республика, в которой мы живем?
Правильно, молодцы!
Нас ждут новые тайны земли тувинской.
Вот и первая: куда мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете, разгадав кроссворд. Если вы правильно отгадаете слова и впишите их по горизонтали, то в выделенных клетках по вертикали прочитаете слово, которое обозначает объект природы, по берегу которого мы будем ходить и беседовать.
А вот и первая загадка:
У меня иголки длинней, чем у елки.
Я расту прямо в высоту.
Если я на опушке, ветви только на макушке.
(Сосна.)
Правильно. Давайте в пишем первую отгадку.
2.Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
(Береза.)
3. Её всегда в лесу найдешь.
Пойдешь гулять и встретишь:
Стоит колючая как еж,
Зимою в платье летнем.
(Ель.)
4. В сенокос – горька, а в мороз сладка.
Что за ягодка.
(Рябина.)
5. Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит.
(Осина.)
Давайте прочитаем, что за слово у нас с вами получилось. (Озеро.)
Сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в один из самых удивительных уголков нашей родины – на озеро Азас.
Давайте подойдем к карте и посмотрим, где находится озеро Азас? Озеро Азас находится на Северо-востоке Тувы. Это очень далеко от нашего города
- А как называется город, в котором мы живем?
Как вы думаете, на чём нам лучше отправиться в путешествие? А почему на вертолете?
И так, занимайте места, и мы отправляемся в путь. (Дети рассаживаются на ковре, как будто летят в вертолете.)
Ребята, про озеро «Азас» написано очень много стихов, одно из них я вам сейчас прочту:
Над озером алый
Пылает закат.
Дворцы золотые
На небе блестят
Багряное небо.
Как полог цветной,
сливается краем
с озерной волной.
Смеется, ликует, и дышит оно,
как будто бы волнам.
Дыханье дано.
И золото льется,
На волны ложась.
Расплавленным солнцем.
Наполнен Азас.
Все стало, как в сказке, покуда
Оделось в шелка.
И озеро рдеет,
Как чаша цветка.
Сверкай же,
Закат не погас,
ты, озеро света,
Чудесный Азас!
Пока я читала вам стихотворение, наш вертолет совершил посадку.
Ребята, посмотрите на какое красивое озеро мы с вами приехали.
(Просмотр отрывка из фильма.)
Среди множества тувинских озер, самое большое и самое красивое – это озеро Азас. Какие высокие берега, какая чистая и прозрачная вода. Кругом водопады и более мелкие озера.
Ребята, посмотрите на озеро, оно все в цветах. Эти цветы называются кувшинки. Своей красотой и цветами это озеро отличается от других озер.
А теперь давайте подойдем к озеру поближе.
В озере Азас водится очень много рыбы.
- Как вы думаете, какая рыба может водиться в этом озере?
- А кто знает, чем ловят рыбу?
- А вы знаете, как правильно ловить рыбу?
(Только удочкой, не брать мелкую рыбу, отпускать ее обязательно.)
- А почему?
Давайте поиграем с вами в игру: «Поймай рыбку»
(Дети ловят рыбу и отвечают на вопросы.)
- Может ли рыба жить без воды?
- Чем дышит рыба?
- Что есть у рыбы? (хвост, плавники, голова и т.д.)
- Чем покрыто тело рыбы?
А теперь, ребята, давайте совершим небольшую экскурсию по берегу озера. (Звучит тувинская мелодия).
-Что вы видите вокруг?
- Назовите, какие деревья вам повстречались?
- Как по-другому можно назвать лес? (тайга.)
- А чем отличается лес от тайги?
Правильно. Тайга – это самый большой лес на Земле. Деревья в тайге растут густо, сплошной стеной.
А сейчас мы с вами познакомимся с красивым, могучим и поистине бесценным деревом – кедром. Кедр – вечнозеленое дерево, ствол у него толстый, ветви пушистые, зеленые и зимой и летом.
- Как мы назовём лес, где будут расти одни кедры?
Если в кедровом лесу подольше походить, то можно вылечиться от простуды. Аромат хвои очень целебен.
- Ребята, а вы знаете, что такое хвоя?
Живет кедр долго. (800лет.) Нас на свете не было, а эти кедры были почти такие же, как сейчас. Не стареют кедры. Хотя, проживают столько лет.
А вот ребята посмотрите - кедровые шишки, а внутри у нее много маленьких орешков.
Кедровые орехи очень вкусные и полезные. Осенью, когда поспевают орехи, люди, идут в тайгу за орехами.
Но не только люди, но и лесные жители тоже любят орехи.
- Как вы думаете, кто самый большой любитель орех?
- А еще кто?
Большой любитель, кедровых орешек, птица кедровка. (Звучит пение кедровки).
Давайте рассмотрим с вами птицу
Кедровка величиной с голубя, грудка у нее пятнистая. А клюв очень крепкий. Шелушит кедровка своим крепким клювом шишки, а орехи под язык кладет. Наберет кедровка орехов и спрячет их в укромном месте, на зиму, на черный день. Бывает, забудет кедровка, где спрятала, а орехи прорастут и вырастут из них новые кедры.
- А сколько в тайге разных грибов и ягод. Назовите ребята, какие вы знаете грибы?
-А вы знаете, как правильно собирать грибы? А почему?
- А какие вы знаете ягоды?
-Может кто-то из вас знает, как правильно собирать ягоды?
Игра: «Собери дары леса».
Воспитатель и дети подходят к картинкам с изображением животных: волка, лисы, зайца, медведя ит.д.
Ребята назовите животных, которых вы видите на картинках? Всех животных мы с вами с могли назвать?
Ребята, это рысь. Рысь – это большая серая кошка. Она охотится на мелких животных. Но иногда даже нападает и на крупных оленей.
Ну вот, ребята, мы долго ходили по берегам озера Азас, по тайге, и вы, наверное, обратили внимание как кругом чисто, нет мусора. А если бы мы с вами побывали на берегу нашей реки, на нём было бы также чисто?
А что бы мы с вами увидели?
- Что нужно сделать, чтобы и на берегу нашей реки стало чисто и уютно?
Молодцы правильно.
Давайте вспомним правила поведения в природе.
Вы, наверное, устали. А где бы нам с вами отдохнуть?
Смотрите, на берегу озера стоит охотничья избушка. Давайте подойдем к ней. Но в ней никого нет. Зато много сухих дров и разных продуктов: и мука, и соль, и сахар, и спички и т.д.
Как вы думаете, почему охотники все это оставили?
Ребята, посмотрите-ка, здесь и для нас с вами оставлена корзинка. Что же в ней там лежит? Орешки, грибы. Кто же это для нас мог оставить?
Спасибо белочка за угощение.
Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Что вам больше всего понравилось? Кто запомнил, как называется озеро?
А теперь давайте мы с вами возьмем угощение и поторопимся на аэродром, нас с вами уже там ждут. Мы и так слишком долго путешествовали.
Список использованной литературы
1. Красная Книга Республика Тыва / Растения; Новосибирск, Издательство СО РАН Филиал «ГЕО», 2002
2. Красная Книга Республика Тыва / Животные; Новосибирск, Издательство СО РАН Филиал «ГЕО», 2002
3. Республика в центре Азии . Советской Туве 40лет (путевые заметки).- М.: АПН, 1984.
4. Республика в центре Азии. Тыва. Внешторгиздат. 1994
5. Советска Тува Издательство «Планета», Москва, 1984
6. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Растения/ сост. Л.А. Багрова; М.: ТКО «АСТ», 1996.
7. Я познаю мир: Дет. Энцикл.:Животные / сост. П.Р. Ляков; М.: ТКО «АСТ», 1996.
Читайте также |
---|
Досуг ко «Дню Матери» в младшей группе «Мамочка, милая моя!»
Досуг ко «Дню Матери» в младшей группе «Мамочка, милая моя!» Цель: формирование у детей уважительного отношения к маме, умения выразить ей свою любовь...
Агрессивное поведение детей 4-5 лет
Агрессивное поведение детей 4-5 лет Актуальность данной темы состоит в том, что мы вместе с другими коллегами стали отмечать, что в...
Программа мероприятия в подготовительной группе с участием родителей (с элементами…
Программа мероприятия в подготовительной группе с участием родителей (с элементами театрализации) «Семья – мой мир» Включается тихая спокойная музыка, на экран...