Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы

«Озеро Азас»

Цель: побуждать интерес к природе родного края.

Задачи:

  1. Систематизировать и закрепить знания детей о природе нашей республики и её богатствах; дать представление об озере Азас;
  2. Обратить внимание детей на красоту родного края, вызвать желание бережно относится к природе ее богатствам; воспитывать стремление прийти на помощь друг другу в трудную минуту;
  3. Развивать речь, обогащать ее новыми словами: озеро Азас, кедр, кедровка, тайга, хвоя, кувшинки, рысь.

Оборудование: видео и аудио кассета, рыбы, иллюстрации с изображением природы, ягод, грибов; дом, муляж озера, корзинка, кедровые шишки, кроссворд, удочка.

Методы и приемы: показ видеофильма, прослушивание записи на магнитофоне, рассматривание иллюстраций, беседа, вопросы, рассказ воспитателя, дидактические игры, обыгрывание сказочного персонажа.

 

  Ход занятия.

Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по нашей республике.

- А кто из вас помнит, как называется республика, в которой мы живем?

Правильно, молодцы!

Нас ждут новые тайны земли тувинской.

Вот и первая: куда мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете, разгадав кроссворд. Если вы правильно отгадаете слова и впишите их по горизонтали, то в выделенных клетках по вертикали прочитаете слово, которое обозначает объект природы, по берегу которого мы будем ходить и беседовать.

 2                     

А вот и первая загадка:

У меня иголки длинней, чем у елки.

Я расту прямо в высоту.

Если я на опушке, ветви только на макушке.

(Сосна.)

Правильно. Давайте в пишем первую отгадку.

2.Стоит Алена – платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

(Береза.)

3. Её всегда в лесу найдешь.

Пойдешь гулять и встретишь:

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем.      

(Ель.)

4. В сенокос – горька, а в мороз сладка.

Что за ягодка.        

(Рябина.)

5. Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит.

(Осина.)

Давайте прочитаем, что за слово у нас с вами получилось. (Озеро.)

Сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в один из самых удивительных уголков нашей родины – на озеро Азас.

Давайте подойдем к карте и посмотрим, где находится озеро Азас? Озеро Азас находится на Северо-востоке Тувы. Это очень далеко от нашего города

- А как называется город, в котором мы живем?

Как вы думаете, на чём нам лучше отправиться в путешествие? А почему на вертолете?

И так, занимайте места, и мы отправляемся в путь. (Дети рассаживаются на ковре, как будто летят в вертолете.)

Ребята, про озеро «Азас» написано очень много стихов, одно из них я вам сейчас прочту:

Над озером алый

Пылает закат.

Дворцы золотые

На небе блестят

 

Багряное небо.

Как полог цветной,

сливается краем

с озерной волной.

 

Смеется, ликует, и дышит оно,            

как будто бы волнам.      

Дыханье дано.

 

И золото льется,

На волны ложась.

Расплавленным солнцем.

Наполнен Азас.

 

Все стало, как в сказке, покуда

Оделось в шелка.

И озеро рдеет,

Как чаша цветка.

 

Сверкай же,

Закат не погас,

ты, озеро света,

Чудесный Азас!

 

Пока я читала вам стихотворение, наш вертолет совершил посадку.

Ребята, посмотрите на какое красивое озеро мы с вами приехали.

(Просмотр отрывка из фильма.)

Среди множества тувинских озер, самое большое и самое красивое – это озеро Азас. Какие высокие берега, какая чистая и прозрачная вода. Кругом водопады и более мелкие озера.

Ребята, посмотрите на озеро, оно все в цветах. Эти цветы называются кувшинки. Своей красотой и цветами это озеро отличается от других озер.

А теперь давайте подойдем к озеру поближе.

В озере Азас водится очень много рыбы.

- Как вы думаете, какая рыба может водиться в этом озере?

- А кто знает, чем ловят рыбу?

- А вы знаете, как правильно ловить рыбу?

(Только удочкой, не брать мелкую рыбу, отпускать ее обязательно.)

- А почему?

Давайте поиграем с вами в игру: «Поймай рыбку»

(Дети ловят рыбу и отвечают на вопросы.)

  1. Может ли рыба жить без воды?
  2. Чем дышит рыба?
  3. Что есть у рыбы? (хвост, плавники, голова и т.д.)
  4. Чем покрыто тело рыбы?

А теперь, ребята, давайте совершим небольшую экскурсию по берегу озера. (Звучит тувинская мелодия).

-Что вы видите вокруг?

- Назовите, какие деревья вам повстречались?

- Как по-другому можно назвать лес? (тайга.)

- А чем отличается лес от тайги?

Правильно. Тайга – это самый большой лес на Земле. Деревья в тайге растут густо, сплошной стеной.

А сейчас мы с вами познакомимся с красивым, могучим и поистине бесценным деревом – кедром. Кедр – вечнозеленое дерево, ствол у него толстый, ветви пушистые, зеленые и зимой и летом.

- Как мы назовём лес, где будут расти одни кедры?

Если в кедровом лесу подольше походить, то можно вылечиться от простуды. Аромат хвои очень целебен.

- Ребята, а вы знаете, что такое хвоя?

Живет кедр долго. (800лет.) Нас на свете не было, а эти кедры были почти такие же, как сейчас. Не стареют кедры. Хотя, проживают столько лет.

А вот ребята посмотрите - кедровые шишки, а внутри у нее много маленьких орешков.

Кедровые орехи очень вкусные и полезные. Осенью, когда поспевают орехи, люди, идут в тайгу за орехами.

Но не только люди, но и лесные жители тоже любят орехи.

- Как вы думаете, кто самый большой любитель орех?

- А еще кто?

Большой любитель, кедровых орешек, птица кедровка. (Звучит пение кедровки).

Давайте рассмотрим с вами птицу

Кедровка величиной с голубя, грудка у нее пятнистая. А клюв очень крепкий. Шелушит кедровка своим крепким клювом шишки, а орехи под язык кладет. Наберет кедровка орехов и спрячет их в укромном месте, на зиму, на черный день. Бывает, забудет кедровка, где спрятала, а орехи прорастут и вырастут из них новые кедры.

- А сколько в тайге разных грибов и ягод. Назовите ребята, какие вы знаете грибы?

-А вы знаете, как правильно собирать грибы? А почему?

- А какие вы знаете ягоды?

-Может кто-то из вас знает, как правильно собирать ягоды?

Игра: «Собери дары леса».

Воспитатель и дети подходят к картинкам с изображением животных: волка, лисы, зайца, медведя ит.д.

Ребята назовите животных, которых вы видите на картинках? Всех животных мы с вами с могли назвать?

Ребята, это рысь. Рысь – это большая серая кошка. Она охотится на мелких животных. Но иногда даже нападает и на крупных оленей.

Ну вот, ребята, мы долго ходили по берегам озера Азас, по тайге, и вы, наверное, обратили внимание как кругом чисто, нет мусора.   А если бы мы с вами побывали на берегу нашей реки, на нём было бы также чисто?

А что бы мы с вами увидели?

- Что нужно сделать, чтобы и на берегу нашей реки стало чисто и уютно?

Молодцы правильно.

Давайте вспомним правила поведения в природе.

1

Вы, наверное, устали. А где бы нам с вами отдохнуть?

Смотрите, на берегу озера стоит охотничья избушка. Давайте подойдем к ней. Но в ней никого нет. Зато много сухих дров и разных продуктов: и мука, и соль, и сахар, и спички и т.д.

Как вы думаете, почему охотники все это оставили?

Ребята, посмотрите-ка, здесь и для нас с вами оставлена корзинка. Что же в ней там лежит? Орешки, грибы. Кто же это для нас мог оставить?

Спасибо белочка за угощение.

Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Что вам больше всего понравилось? Кто запомнил, как называется озеро?                                               

А теперь давайте мы с вами возьмем угощение и поторопимся на аэродром, нас с вами уже там ждут. Мы и так слишком долго путешествовали.

 

Список использованной литературы

1. Красная Книга Республика Тыва / Растения; Новосибирск, Издательство СО РАН Филиал «ГЕО», 2002

2. Красная Книга Республика Тыва / Животные; Новосибирск, Издательство СО РАН Филиал «ГЕО», 2002

3. Республика в центре Азии . Советской Туве 40лет (путевые заметки).- М.: АПН, 1984.

4. Республика в центре Азии. Тыва. Внешторгиздат. 1994

5. Советска Тува Издательство «Планета», Москва, 1984

6. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Растения/ сост. Л.А. Багрова; М.: ТКО «АСТ», 1996.

7. Я познаю мир: Дет. Энцикл.:Животные / сост. П.Р. Ляков; М.: ТКО «АСТ», 1996.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Досуг ко «Дню Матери» в младшей группе «Мамочка, милая моя!»

Досуг ко «Дню Матери» в младшей группе «Мамочка, милая моя!» Цель: формирование у детей уважительного отношения к маме, умения выразить ей свою любовь...

Агрессивное поведение детей 4-5 лет

Агрессивное поведение детей 4-5 лет Актуальность данной темы состоит в том, что мы вместе с другими коллегами стали отмечать, что в...

Программа мероприятия в подготовительной группе с участием родителей (с элементами…

Программа мероприятия в подготовительной группе с участием родителей (с элементами театрализации) «Семья – мой мир» Включается тихая спокойная музыка, на экран...

Читайте также

Творческая лаборатория «В пустыне»

Творческая лаборатория «В пустыне» Возраст детей: подготовительная к школе группа. Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Тема: Экосистемы. Программные задачи: - познакомить детей с природой...

Дидактическая игра – эффективное средство формирования произвольности

Дидактическая игра – эффективное средство формирования произвольности Дидактическая игра является эффективным средством формирование таких качеств, как произвольность, организованность, самоконтроль. Это особенно...

Физическое воспитание дошкольников как важная составляющая подготовки к выполнению норм…

Физическое воспитание дошкольников как важная составляющая подготовки к выполнению норм ГТО «На чемпионатах побеждают, конечно, единицы. Но прочный фундамент их успехов —...