Конспект познавательного занятия «Что ты знаешь про птиц»

Старшая группа

 

Задачи

Образовательные

Формировать обобщенное представление о птицах, как живых существах, живущих на земле, на воде, на суше, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, перья; закрепить представления о том, что сезонные изменения в природе влияют на жизнь растений, животных, человека.

Развивающие

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера, использовать для обобщения схематическую модель; доказательно строить суждения, познакомить с удивительными загадками и тайнами живой природы (развитие с превращением), уточнить знания детей о строении куриного яйца, развивать речь, активизировать познавательную деятельность детей, интерес к экспериментальной работе.

Воспитательные

Воспитывать ответственное и бережное отношение к объектам живой и неживой природы.

Предварительная работа

Игрушки: Незнайка, бабочка, самолет, птица, иллюстрации птиц, набор маховых и пуховых перьев, куриные яйца на подставке, лупы, мяч, схематические модели, ширма.

 

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят… (Осень.)

 О каком времени года говорится?

Дети: об осени.

Давно вступила в свои права красавица осень. Давайте выглянем в окошко. Какие приметы осени вы видите?

Дети: Листья на деревьях пожелтели, многие уже облетели. Трава вянет. Небо хмурое, часто идет дождь и т. д.

Воспитатель: А где же насекомые: бабочки, жуки, муравьи?

Дети: Насекомые спрятались под кору деревьев, под листья.

Воспитатель: Почему не слышно птичьих голосов?

Дети: Улетели в теплые края.

Воспитатель: Какие птицы улетают? (Скворцы, гуси, ласточки, грачи.)

Как называют этих птиц? (Перелётные.)

Почему улетают птицы?

Игра «Изобрази птицу».

Дети выкладывают силуэты птиц из семян фасоли и гороха по контуру, называют птицу, которую изобразили.

Из-за ширмы появляется Незнайка.

Незнайка: А вот и неправда. В теплые края улетели жуки. Я видел как они по небу летели.

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка! Почему ты так решил?

Незнайка: У них тоже есть крылья и ноги.

Воспитатель: Ребята! Незнайка прав? Давайте научим его узнавать птиц и

не путать с другими живыми существами. Дети садятся за столы,

рассматривают иллюстрации птиц.

Кто изображен на картинке?

Как называются птицы?

(Дети называют птиц.)

Незнайка: Ой, ребята! Они все такие разные. И как вы их запоминаете? Я все равно не понимаю, почему вы их называете птицами?

Воспитатель: Да, Незнайка все птицы очень разные. Они все отличаются друг от друга, но чем- то и похожи. Давайте, ребята, расскажем Незнайке, чем отличаются птицы.

Дети: размером, длиной ног, цветом перьев, длиной клюва, живут в разных местах: на деревьях, на воде, на суше. Отличия отмечаются схемами. Вопросы к схемам.

Почему разные ноги? (Живут в разных местах.) Почему разные клювы? (Едят разную пищу.)

Воспитатель: А теперь расскажите, ребята, чем похожи все птицы.

Дети: У всех птиц есть голова, туловище, по две ноги, по два крыла, клюв, тело покрыто перьями. Выставляются схемы.

Физминутка «Птички»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Птички в гнездышках сидят (дети сидят на стульчиках)

И на улицу глядят.

Полетать вдруг захотели,

И все сразу полетели. (Дети бегают по группе. На слова взрослого «птички в гнездышки» дети занимают свои места.)

Воспитатель предлагает рассмотреть птичьи перья. У каждого ребенка по два пера - маховое и пуховое.

 Воспитатель: Чем перья отличаются друг от друга? Где на теле у птиц большие перья? Как их можно назвать? - Маховые. Зачем птицам крылья? Какое перо помогает птицам летать?

 Какое из перьев согревает птиц? Как его можно назвать? - Пуховое. Где на теле птиц растут пуховые перья?

Дидактическая игра «Да - нет».

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Да - нет» (дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч, задает вопрос)

Птицы - огромное животное?

У них три крыла?

Они покрыты чешуей?

Птицы умеют плавать?

Они питаются конфетами?

Птицы едят крошки, плоды, жучков?

Перелетные и зимующие - это птицы?

Они похожи на человека?

Птицы нужны в природе? Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, мир птиц полон тайн и загадок. И сегодня я расскажу вам о чудесном превращении, которое происходит в мире птиц. Но сначала отгадайте загадку и тогда узнаете, о чем мы будем говорить.

Загадка

 Домик круглый, домик белый

Домик был сначала целый.

А как треснул наконец

Так и выскочил жилец. (Яйцо.)

Воспитатель: Да, яйцо - это одно из чудес, это загадка природы. Все птицы строят гнезда и самочки откладывают в них яйца. Самочки их согревают, защищают яйца от врагов и непогоды. Яйца у разных птиц разные: у страуса-

очень большое, у перепелки - в крапинку, а у дрозда яйца ярко-голубые.

Воспитатель предлагает рассмотреть куриное яйцо.

Чье это яйцо? - Куриное.

Чем покрыто яйцо сверху? - Скорлупой.

Какая скорлупа? - Твердая, белая, гладкая.

Опыт 1.

Рассматривание скорлупы через лупу.

Что вы увидели? - Маленькие отверстия.

Для чего они нужны? - Через них проходит воздух.

Хотите посмотреть, что внутри яйца?

Опыт 2.

Воспитатель разбивает яйцо, дети рассматривают. Что это такое - желтенькое? - Желток.

В желтке есть крошечный зародыш, который развиваясь превращается в птенца.

А белое что? - Белок.

Белок находится вокруг желтка. В белке есть вода и питательные вещества, которые нужны для развития зародыша.

Птенец растет внутри яйца. Начинает походить на настоящую птицу: у него вырастают крылья, ноги, клюв. В положенное время птенец начинает проклевывать скорлупу, пока она не расколется и птенец не выберется наружу. Вот такое чудесное превращение происходит в яйце. (Это тоже отмечается схемой.)

ТРИЗ «Плохо - хорошо»

Воспитатель: Ребята, можно ли разорять птичьи гнезда? А разбивать яйца? А я разбила - я поступила плохо или хорошо.

Дети: куриные яйца разбивать можно.

Итог занятия.

Воспитатель: Ну, что Незнайка ты все запомнил?

Незнайка: Я все понял! Теперь никогда не спутаю птиц с другими

животными. Сейчас я найду птиц. (Достает бабочку.)

Воспитатель: Правильно, ребята?

Дети: Нет.

Незнайка: Почему? У нее тоже есть крылья и ноги.

Дети: У нее шесть ног и четыре крыла.

Незнайка: Тогда вот птица, (достает самолет). Смотрите, два крыла есть, клюв есть, две ноги.

Воспитатель: Правильно? Незнайка нашел птицу?

Дети: Нет. Птица живая, а самолет нет.

Незнайка: Вот птица. Теперь запомнил. Спасибо дети.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного…

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Цель: познакомить родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти...

Детско-родительский проект по ПДД «Дети – дорога - безопасность!»

Детско-родительский проект по ПДД «Дети – дорога - безопасность!» Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге. Задачи: -...

Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи

Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи Семья — это естественная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях, в которой со...

Читайте также

Конспект занятия в младшей группе (основы безопасности жизнедеятельности). Тема: «Чему…

Конспект занятия в младшей группе (основы безопасности жизнедеятельности) Тема: «Чему нас учат сказки» Цель: Закрепить знания детей о безопасном поведении в...

Методические рекомендации по организации деятельности педагога, направленные на формирование умений…

Методические рекомендации по организации деятельности педагога, направленные на формирование умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Учитывая результаты проведенной диагностики...

Конспект математической игры - путешествия в подготовительной группе

Конспект математической игры - путешествия в подготовительной группе Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция с областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие». Цель:  систематизировать и закрепить математические знания и умения...