Конспект познавательного занятия «Что ты знаешь про птиц»
Старшая группа
Задачи
Образовательные
Формировать обобщенное представление о птицах, как живых существах, живущих на земле, на воде, на суше, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, перья; закрепить представления о том, что сезонные изменения в природе влияют на жизнь растений, животных, человека.
Развивающие
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера, использовать для обобщения схематическую модель; доказательно строить суждения, познакомить с удивительными загадками и тайнами живой природы (развитие с превращением), уточнить знания детей о строении куриного яйца, развивать речь, активизировать познавательную деятельность детей, интерес к экспериментальной работе.
Воспитательные
Воспитывать ответственное и бережное отношение к объектам живой и неживой природы.
Предварительная работа
Игрушки: Незнайка, бабочка, самолет, птица, иллюстрации птиц, набор маховых и пуховых перьев, куриные яйца на подставке, лупы, мяч, схематические модели, ширма.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (Осень.)
О каком времени года говорится?
Дети: об осени.
Давно вступила в свои права красавица осень. Давайте выглянем в окошко. Какие приметы осени вы видите?
Дети: Листья на деревьях пожелтели, многие уже облетели. Трава вянет. Небо хмурое, часто идет дождь и т. д.
Воспитатель: А где же насекомые: бабочки, жуки, муравьи?
Дети: Насекомые спрятались под кору деревьев, под листья.
Воспитатель: Почему не слышно птичьих голосов?
Дети: Улетели в теплые края.
Воспитатель: Какие птицы улетают? (Скворцы, гуси, ласточки, грачи.)
Как называют этих птиц? (Перелётные.)
Почему улетают птицы?
Игра «Изобрази птицу».
Дети выкладывают силуэты птиц из семян фасоли и гороха по контуру, называют птицу, которую изобразили.
Из-за ширмы появляется Незнайка.
Незнайка: А вот и неправда. В теплые края улетели жуки. Я видел как они по небу летели.
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка! Почему ты так решил?
Незнайка: У них тоже есть крылья и ноги.
Воспитатель: Ребята! Незнайка прав? Давайте научим его узнавать птиц и
не путать с другими живыми существами. Дети садятся за столы,
рассматривают иллюстрации птиц.
Кто изображен на картинке?
Как называются птицы?
(Дети называют птиц.)
Незнайка: Ой, ребята! Они все такие разные. И как вы их запоминаете? Я все равно не понимаю, почему вы их называете птицами?
Воспитатель: Да, Незнайка все птицы очень разные. Они все отличаются друг от друга, но чем- то и похожи. Давайте, ребята, расскажем Незнайке, чем отличаются птицы.
Дети: размером, длиной ног, цветом перьев, длиной клюва, живут в разных местах: на деревьях, на воде, на суше. Отличия отмечаются схемами. Вопросы к схемам.
Почему разные ноги? (Живут в разных местах.) Почему разные клювы? (Едят разную пищу.)
Воспитатель: А теперь расскажите, ребята, чем похожи все птицы.
Дети: У всех птиц есть голова, туловище, по две ноги, по два крыла, клюв, тело покрыто перьями. Выставляются схемы.
Физминутка «Птички»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Птички в гнездышках сидят (дети сидят на стульчиках)
И на улицу глядят.
Полетать вдруг захотели,
И все сразу полетели. (Дети бегают по группе. На слова взрослого «птички в гнездышки» дети занимают свои места.)
Воспитатель предлагает рассмотреть птичьи перья. У каждого ребенка по два пера - маховое и пуховое.
Воспитатель: Чем перья отличаются друг от друга? Где на теле у птиц большие перья? Как их можно назвать? - Маховые. Зачем птицам крылья? Какое перо помогает птицам летать?
Какое из перьев согревает птиц? Как его можно назвать? - Пуховое. Где на теле птиц растут пуховые перья?
Дидактическая игра «Да - нет».
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Да - нет» (дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч, задает вопрос)
Птицы - огромное животное?
У них три крыла?
Они покрыты чешуей?
Птицы умеют плавать?
Они питаются конфетами?
Птицы едят крошки, плоды, жучков?
Перелетные и зимующие - это птицы?
Они похожи на человека?
Птицы нужны в природе? Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, мир птиц полон тайн и загадок. И сегодня я расскажу вам о чудесном превращении, которое происходит в мире птиц. Но сначала отгадайте загадку и тогда узнаете, о чем мы будем говорить.
Загадка
Домик круглый, домик белый
Домик был сначала целый.
А как треснул наконец
Так и выскочил жилец. (Яйцо.)
Воспитатель: Да, яйцо - это одно из чудес, это загадка природы. Все птицы строят гнезда и самочки откладывают в них яйца. Самочки их согревают, защищают яйца от врагов и непогоды. Яйца у разных птиц разные: у страуса-
очень большое, у перепелки - в крапинку, а у дрозда яйца ярко-голубые.
Воспитатель предлагает рассмотреть куриное яйцо.
Чье это яйцо? - Куриное.
Чем покрыто яйцо сверху? - Скорлупой.
Какая скорлупа? - Твердая, белая, гладкая.
Опыт 1.
Рассматривание скорлупы через лупу.
Что вы увидели? - Маленькие отверстия.
Для чего они нужны? - Через них проходит воздух.
Хотите посмотреть, что внутри яйца?
Опыт 2.
Воспитатель разбивает яйцо, дети рассматривают. Что это такое - желтенькое? - Желток.
В желтке есть крошечный зародыш, который развиваясь превращается в птенца.
А белое что? - Белок.
Белок находится вокруг желтка. В белке есть вода и питательные вещества, которые нужны для развития зародыша.
Птенец растет внутри яйца. Начинает походить на настоящую птицу: у него вырастают крылья, ноги, клюв. В положенное время птенец начинает проклевывать скорлупу, пока она не расколется и птенец не выберется наружу. Вот такое чудесное превращение происходит в яйце. (Это тоже отмечается схемой.)
ТРИЗ «Плохо - хорошо»
Воспитатель: Ребята, можно ли разорять птичьи гнезда? А разбивать яйца? А я разбила - я поступила плохо или хорошо.
Дети: куриные яйца разбивать можно.
Итог занятия.
Воспитатель: Ну, что Незнайка ты все запомнил?
Незнайка: Я все понял! Теперь никогда не спутаю птиц с другими
животными. Сейчас я найду птиц. (Достает бабочку.)
Воспитатель: Правильно, ребята?
Дети: Нет.
Незнайка: Почему? У нее тоже есть крылья и ноги.
Дети: У нее шесть ног и четыре крыла.
Незнайка: Тогда вот птица, (достает самолет). Смотрите, два крыла есть, клюв есть, две ноги.
Воспитатель: Правильно? Незнайка нашел птицу?
Дети: Нет. Птица живая, а самолет нет.
Незнайка: Вот птица. Теперь запомнил. Спасибо дети.
Читайте также |
---|
Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного…
Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Цель: познакомить родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти...
Детско-родительский проект по ПДД «Дети – дорога - безопасность!»
Детско-родительский проект по ПДД «Дети – дорога - безопасность!» Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге. Задачи: -...
Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи
Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи Семья — это естественная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях, в которой со...