Конспект занятия по фольклору «В гостях у сказки»

 

Цель:

  • учить детей слушать и слышать музыку;
  • сформировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора;
  • развить творческие способности детей.

Задачи:

  • формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
  • развить активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • воспитывать любовь к русской народной сказке. Способствовать развитию творческих произведений.

Музыкальный материал:

  • «Теремок» - слушание, исполнение.
  • «Со вьюном я хожу» - исполнение, пение с движением.
  • «Уж, как шла лиса» - разучивание, исценирование.
  • Плясовые наигрыши.
  • Приложение: «Слайды»

Оформление:

Зал оформляется атрибутами русского народного быта. Ведущая в русском костюме играет роль сказочницы. Сказка читается в былинном стиле немного на распев. Хорошо использовать в качестве музыкального фона «Былинные наигрыши» на гуслях.

 

Ход занятия

 I Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необыкновенное музыкальное занятие. Сегодня мы побываем в гостях у сказки.

«Приложение: Слайд - №2»

На море океане,

На острове Буяне

Стоит дуб зеленый

Под ним стол золоченный.

На столе бык печенный

Садись кушай

Мою сказку слушай.

Это еще не сказка - это присказка. Откуда пришли к нам волшебные сказки? Какую долгую жизнь они прожили до встречи с нами? (Берет книгу) Посмотрите, как скучно им на страницах книжки. Вслушайтесь в слова «сказки» (выделяет интонацией). Сказка - сказывается. Рассказывается. Передавали сказки бабушки своим внукам, а те вырастали и рассказывали своим внукам. Так и становились сказки народными.

Любит народ своих героев. В сказке происходят самые невероятные чудеса; разговаривает река, деревья, звери лесные, а если беда случиться - помогут Солнце, Ветер, Месяц.

Вот как это было в одной старинной сказке.

 

II. Основная часть занятия:

1. Введение в тему:

«Приложение слайд №3, «Теремок».

Кто же помнит, как начинается сказка?

(Дети рассказывают, как начинается сказка)

- А теперь послушайте. Как можно спеть основные слова сказки, «Стоит в поле теремок».

2. Слушание и разучивание песни « Теремок ».

Разучивание начинается с запева, проходит по фразам, с соблюдением последовательности разучивание песни. Обращаем внимание на дикцию.

- Это основная тема сегодня будет звучать несколько раз, а именно, перед каждым повелением нового персонажа. Итак, начинаем сказывать сказку, сядьте как исполнители.

(Дети поют выученный запев, муз. руководитель, продолжает; «Как по полю – полю муха летит, у дверей остановилась и стучит»)

«Приложение: Слайд- №3»

Муз .руководитель, продолжает; « Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет? »

- Никто не ответил мухе и стала она жить в теремочке одна.

3. Дети опять начинают петь основные слова: « Стоит в поле теремок, теремок Он не низок, не высок, не высок » муз. руководитель, продолжает,

«Приложение: Слайд -№3»

- Дружно жили муха с комаром, веселые песни пели, хороводы водили. Вот сейчас и мы выучим песню про муху и комара, а называется она «.Как у наших у ворот ».

4. Слушание и разучивание песни « Как у наших у ворот ».

Песня разучивается по фразам (метод музыкального эхо)

«Приложение: Слайд - №4»

1- й куплет Как у наших у ворот,

Как у наших у ворот,

Ай люли, у ворот,

Ай люли, у ворот.

2 - й куплет Муха песенки поет,

Муха песенки поет,

Ай люли, вот поет,

Ай люли, вот поет,

3- й куплет Комар муху ведет,

Комар муху ведет.

Ай люли, вот ведет,

Ай люли, вот ведет.

- А сейчас попробуем спеть эту песню в движении, в хороводе.

(Дети выходят в центр зала, образуют хоровод, поют)

5. Продолжаем путешествие в сказку «Теремок».

- А тем временем к нашему теремку еще кто – то приближается:

(Дети садятся на стульчики, исполняют запев: «Стоит в поле теремок, теремок». Муз. руководитель, поет о том, что к теремку прибежала мышка.

«Приложение: Слайд- №5»

Так же к теремку прискакала лягушка.

«Приложение: Слайд - №5»

- Мышка и лягушка – большие затейницы, мастерицы придумывать игры, забавы, загадывать загадки. Вот и сегодня каждая из них приготовила для вас по загадке. Но загадки будут не простые, а музыкальные.

6. Музыкальные загадки:

«Приложение: Слайд - №6»

(Муз. руководитель, поет музыкальную загадку про балалайку. Дети отгадывают. Затем исполняется загадка про гармошку.)

- А как звучит гармошка, мы с вами сейчас прослушаем.

В аудиозаписи дети слушают «Плясовые наигрыши» исполняемые на саратовской гармошке.

Анализируют прослушанную музыку.

- Какой характер музыки?

- Почему вы решили, что музыка танцевальная? (быстрый темп, танцевальный ритм)

- Что особенного вы услышали в игре этой музыки, только ли гармошка исполняет эти наигрыши? (Слышно и другой инструмент, похожий на колокольчики.)

- Совершенно верно. Это звучала саратовская гармошка, это своеобразный вид гармошки с колокольчиками.

7. Возвращение к сказке «Теремок».

(Дети поют выученный запев «Стоит в поле теремок, теремок».

Муз. руководитель, поет, о том, что к теремку прискакал заяц.)

«Приложение: Слайд - №7»

- Вспомните, какую песню про веселого зайца - музыканта мы учили. («Веселый музыкант»)

- На каких инструментах играл заяц? (на скрипке, на балалайке, на барабане)

«Приложение: Слайд - №8»

- А теперь исполним эту песню, но будем не просто петь, но показывать движением игру зайца - музыканта.

Исполнение песни. Двигательная импровизация детей - имитация игры на скрипке, барабане, балалайке.

8. Возвращение к сказке «Теремок».

(Дети поют выученный запев: «Стоит в поле теремок, теремок».

Муз. руководитель, отвечает пением Последней в теремке появляется лиса. )

«Приложение: Слайд - №9»

Разучивание попевки: «Уж как шла лиса».

С ее появлением дети разучивают попевку: «Уж как шла лиса».

Дети самостоятельно определяют, что вся попевка построена на двух звуках.

(Разучивая попевку, Муз. руководитель, следит за четкой дикцией)

Выученную попевку исполняют с инсценировкой.

 

III. Творческая работа: «Расскажи окончание сказки».

- Какую сказку мы сегодня вместе рассказали с помощью музыки?

- Какие песни помогли совершить путешествие в сказку «Теремок»?

- С какими новыми музыкальными инструментами мы сегодня познакомились?

- В чем его особенности?

 

К работе прилагается презентация, которую можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Мы-юные финансисты»

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Мы - юные финансисты» Программное содержание: Закрепить полученные ранее знания об отраслях экономики, о...

«Наша планета (страны, континенты)»

«Наша планета (страны, континенты)» Тема ООД: «Наша планета (страны, континенты)». Форма организации: творческая мастерская. Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе...

Познавательно–творческий проект «Здравствуй, Зимушка-Зима»

Познавательно–творческий проект «Здравствуй, Зимушка-Зима» Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий. Продолжительность: краткосрочный (1.12-15.12) Участники: дети подготовительной группы «Радуга», воспитатели, родители. Актуальность: Научить детей видеть красоту окружающего мира и совершенствовать технические...

Читайте также

Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной…

Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной работы с детьми Уровень развития образования, на сегодняшний день, непосредственно связан...

Экологическое воспитание младших дошкольников

Экологическое воспитание младших дошкольников Отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать...

Консультация для родителей «Значение игры для дошкольников»

Консультация для родителей «Значение игры для дошкольников» Те родители, которые думают, что чем ближе ребёнок к школе, тем меньше он должен...