Непосредственно образовательная деятельность по краеведению
Итоговое занятие «Путешествие по Ямалу»

Старший дошкольный возраст

 

Цель: Знакомство детей с бытом, народными традициями, культурой коренных жителей Ямала. Закрепление знаний о растениях, деревьях, животных, пернатых обитающих на Ямале.

Задачи:

  • Знакомство с природными условиями родного края;
  • Развитие кругозора у детей.

 

Ход занятия

Воспитатель:

Вы на карту посмотрите,

И Ямал на ней найдите.

Потому что здесь наш дом,

Мы на севере живём.

(И.Истомин.)

Дети на карте показывают Ямал.

Воспитатель: Богата земля Ямальская, здесь суровые вершины древнего Урала, зеркальные разливы озёр, большие и маленькие реки, огромные запасы нефти и газа. И всё это великолепие окружено зелёным океаном тундры и тайги.

Воспитатель: Кто из вас назовёт деревья, растущие на Ямале? (Карликовая берёзка, берёза, осина, ель, лиственница, кедр, ольха, рябина, черёмуха, можжевельник.)

Воспитатель: Название деревьев и кустарников вы знаете, а вот какие ягоды растут в тундре и лесах нашего округа?

Дети называют название ягод (морошка, брусника, черника, голубика, водяника, клюква, смородина чёрная, смородина красная, княжника, костяника, рябина, черёмуха).

Воспитатель: Молодцы и ягоды растущие на Ямале вы тоже знаете, а сейчас попробуй те определить на вкус эти ягоды.

Конкурс «Ягодка».

Воспитатель: Знаете ли вы ребята, что северные олени это современники мамонтов? Когда археологи ведут раскопки они вместе с останками мамонтов находят кости северных оленей, которые живут сейчас у нас в тундре. Почему же мамонты вымерли, а олени нет? До сегодняшнего дня не найдено убедительного ответа. Северный олень это загадка природы.

Вопросы о северном олене.

-Чем питается северный олень? (Ягелем, грибами, хлебом.)

- Как называют ручного оленя? (Авка.)

- Летом меховые, а зимой берестяные (Оленьи рога.)

- Как называется олений обоз из нескольких нарт (Аргиш.)

- Чем ловят оленя? (Тынзян.)

- Чем подгоняют оленя (Хорей.)

Воспитатель: Молодцы, вы знаете ответы на все мои вопросы. И мы переходим к следующему заданию.

В лес бежим мы по тропинке,

Мимо елок и берёз.

А в руках у нас корзинки

Для морошки и грибов.

Игра «Съедобное, не съедобное»

(Нужно собрать как можно больше съедобных грибов.)

Воспитатель:

Если солнце как брусника,

Станет красным на закате -

Утром ветер заиграет,

Тучи в небе закачает.

Если солнце жёлтым маслом

Обольёт закат свой зимний -

Быть тогда морозу утром.

Так говорят люди, совсем старые люди.

Воспитатель: А какие приметы погоды знаете вы ребята?

Приметы:

- Если солнце в тучу село, значит, завтра будет холодный день

- Если собаки воют, волки близко, холодно будет.

- Когда дым из чума к земле припадает, мороза не будет.

- Около луны звезда появилась, потеплеет.

- Деревья трещат, будто пуговицы расстегиваются, значит, скоро потеплеет.

- Птица гагара на воде кричит - дождь кличет.

- Собака на снегу валяется, к пурге.

- Звёзды ярко светят, мороз будет.

- Угли сильно накалились - мороз будет.

- Если комары сильно кусаются, завтра ветер с севера подует.

Воспитатель: Сколько много вы знаете примет, а загадки сможете отгадать?

- Олень от них убегает,

А они не отстают (Нарты.)

- В чум входящего бьёт,

На улицу уходящего бьёт (Дверь чума.)

- Идёт, идёт, а следа не видно (Лодка.)

- Под водой шалаш

Не то стоит, не то лежит (Сетка.)

- Волшебник на железе

Посреди чума сидит-

И угостить может

И укусить может (Огонь.)

- Бегут две доски,

А обогнать друг друга не могут (Лыжи.)

- Не буквы, а написаны в строчку.

Без языка, а охотнику всё расскажут (Следы.)

- С молчаливыми молчит,

С крикунами кричит,

А самого не видно (Эхо.)

- С неба летит - пляшет.

Всё, что есть в тундре, прячет

А в чум попадёт, плачет (Снег.)

- По речной глади

Деревянная уточка плывёт,

Крыльями о воду бьёт

А взлететь не может (Лодка.)

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. А знаете ли вы какие коренные жители живут на Ямале?

Ответы детей (ненцы, ханты, селькупы, коми зыряне)

Воспитатель: А знаете ли вы, что у этих народов есть весёлые подвижные игры. Сейчас мы с вами поиграем в некоторые из них.

- Перетяни палку (ненецкая народная игра)

- Ловля оленя (селькупская)

- Кострамушка (коми-зырянская)

Воспитатель: Вот такие: весёлые, интересные игры у коренных народов севера, а сейчас я вам прочитаю стихотворение, и вы должны догадаться о каком городе говорится в этом стихотворении.

Еле-Еле на карте достанешь рукой:

Возле северной кромки страны,

У Ангальского мыса, Шайтанкой рекой

Разделённый на две стороны.

Встал мой город, раскинув два сильных крыла.

Он конечно поменьше Москвы.

Если я вам скажу «Он похож на орла»,

Улыбнётесь, наверное, вы.

Ханты, ненцы, и коми, и русский их брат -

Старший брат, как у нас говорят,

Здесь живут и грядущее вместе творят

И сквозь время дорогу торят.

Будь же счастлив мой город на этом пути -

Переживший века, молодой,

И отважных зови, и на карте свети

Не гасимой Полярной звездой!

(Роман Ругин «Салехард».)

Ответы детей.

Воспитатель: И следующее задание про город Салехард и Ямал

- Как раньше назывался Салехард (Обдорск.)

- Как переводиться Обдорск с коми-зырянского языка (город на Оби)

- Как переводиться Салехард с ненецкого языка (город на мысу)

- Какие улицы города Салехарда вы знаете.

(Ного, Ламбиных, Чупрова, Артеева, Республики, Мира, А.Матросова, Набережная, Обская, Павлова, Игарская и т.д.)

- Сколько рек в районе города Салехард (Полуй, Объ, Шайтанка, Полябта, Васъюган).

- Какой полуостров говорит о своих размерах (Ямал.)

- Столица Ямала (Салехард.)

- Какое море омывает полуостров Ямал (Карское.)

- На какие районы разделён наш округ (Ямальский, Тазовский, Шурышкарский, Пуровский, Приуральский, Надымский, Красноселькупский).

- Перечислите города нашего округа

(Салехард, Н-Уренгой, Ноябрьск, Муравленко, Губкинский, Лабытнанги, Надым, Тарко-Сале.)

Воспитатель: Ребята, вы знатоки родного края, предлагаю послушать песню в исполнении Е.Лаптандер «Дом мой Ямал».

Подведение итогов.

 

Использованная литература:

  1. Журнал «Ямальский меридиан» №7 2012 год.
  2. Книга «Живун» Иван Истомин 1997 год.
  3. Сборник стихов Романа Ругина 2004 год.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе…

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «В гостях у бабушки» Технологии: познавательно-исследовательская деятельность, музыкальные игры, здоровье-сберегающие, коммуникативные...

Квест-игра «Мы патриоты России»

Квест-игра «Мы патриоты России» Цель: создать условия для патриотического воспитания дошкольников. Задачи: – формировать знания о символах России, о военных, защитниках Родины. – развивать силу, ловкость, быстроту...

Проект «Шкатулка с секретами» (Художественно-продуктивный проект по сотрудничеству с родителями)

Проект «Шкатулка с секретами»(Художественно-продуктивный проект по сотрудничеству с родителями)  

Читайте также

Лэпбук «Фрукты»

Лэпбук «Фрукты» В дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игровой форме. Для знакомства детей с фруктами можно использовать дидактические игры...

Конспект НОД по физической культуре в средней группе «Путешествие индейцев»

Конспект НОД по физической культуре в средней группе «Путешествие индейцев» Образовательная область: физическое развитие. Цели: - формирование устойчивого равновесия при ходьбе по гимнастической скамейке...

Конспект НОД «Урок доброты» в средней группе

Конспект НОД «Урок доброты» в средней группе Цель: Формирование у детей среднего дошкольного возраста нравственное представление о доброте. Задачи: - формировать доброжелательное, вежливое...