Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дары осени»

 

Цели: развитие сенсорных возможностей; развитие речи; формирование навыка классификации (выбор основания классификации).

Учебная задача: детям нужно постараться вспомнить все дары осени и выбрать самый любимый из них. Задача «спрятана» в письме, которое прислала детям осень. Она готовит к празднику угощение и хочет знать, все ли дары осени известны ребятам и что они любят больше всего.

Беседа на тему «Полезные подарки». Рассмотрим изображения различных овощей, фруктов, грибов и ягод, созревающих осенью, вспомним, как они называются, чем полезны.

 

Расскажем детям о происхождении названий некоторых овощей и фруктов (по книге З. Клепининой «Тайны окружающего мира»).

Помидор - это слово пришло к нам из Италии: «помидоро» - «золотое яблоко». Удивительно, но в одних странах помидор считают овощем, а в других - фруктом.

Обсудим, почему итальянцы так называют помидор. Чем он похож на яблоко?

Свекла и баклажан почти сохранили названия, которое им дали в тех странах, где научились их выращивать. Слово «сфеклэ» пришло из Древней Греции, а «паглыджан» - из Турции.

Картофель долгое время называли «картуфоль» от итальянского слова «тартуфоль». Это слово родилось из немецкого «эрдапфель» - земляное яблоко.

Смородина получила название резкий запах (по - древнерусски «смород»), идущий от ее плодов и листьев.

Вишня получила свое название от слова «висьна» или «висна». Этим словом в древнерусском языке обозначали провисание длинных тонких ветвей дерева под тяжестью плодов в урожайные годы.

Черника и голубика получили названия по цвету своих плодов. Такое же происхождение имеет слово брусника- в старославянском языке красный цвет называли «бруснъ». Дети, глядя на рисунки, скорее всего, сами догадаются, как возникли названия ягод.  

Дидактическая игра «Раздели на группы» предложим детям разделить все карточки на группы. Работая в парах, нужно постараться выделить как можно больше различных групп. Помимо очевидных категорий (овощи, фрукты, ягоды, грибы), можно разделить дары осени по цвету, по форме, по месту произрастании; на те, которые ребенок пробовал, и те, что никогда не ел. Также можно выделить любимые детьми фрукты, овощи и ягоды.

Дидактическая игра «Загадки для носа». Педагог сообщает детям, что Осень решила угостить их. Но сначала нужно угадать, что она приготовила.

Обсудим с детьми, как должны загадываться и отгадываться «загадки для носа», что умет распознавать наш нос? Скорее всего, дети догадаются, что им нужно закрыть глаза и не рассматривать, а обнюхивать предлагаемые им яства.

Для игры нужно выбирать не более 3-4 овощей или фруктов, обладающих легко уловимым и хорошо различимым запахом: свежеразрезанные яблоки, ароматные груши, морковь, капусту. Выбор «вкусных» загадок ограничен, так как приходится выбирать из того, что растет в наших краях.

Правильность отгадки можно проверить на вкус.

Игра - разминка «Овощи, в корзину!» При помощи считалки (стихотворения Ю. Тувима «Овощи» в переводе С. Михалкова) выбираются водящие для каждого тура игры. Все игроки получают карточки с изображениями даров осени. Дети свободно двигаются в игровой зоне. Педагог командует: «Овощи, в корзину!», «Фрукты, в вазу!», «Грибы, в лукошко!», «Ягоды, в лукошко!» Игрокам с соответствующими картинками нужно забежать в круг, обозначающий корзину (вазу, лукошко), минуя водящего. Водящий проверяет правильность выполнения задания. Дети, допустившие более двух ошибок, выбывают из игры.

Сначала водящего выбирают из всех игроков, затем- только из детей, которых поймали. Общую часть всех строф стихотворения дети могут произносить по памяти.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!

Вот овощи спор завели на столе-

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка и свекла?

Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свекла.

Ох!..

И суп овощной оказался неплох!

 

Литература:

«Ребенок о окружающий мир» Л.Л. Тимофева.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Роль развлечений в развитии эмоций

Роль развлечений в развитии эмоций С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни. Возникают...

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «День Семьи, любви…

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «День Семьи, любви и верности» Цель:Воспитывать ответственное отношение детей к семье, как базовой ценности...

Досуг по познавтельно-исследовательской деятельности для детей среднего возраста и родителей…

Досуг по познавтельно-исследовательской деятельности для детей среднего возраста и родителей по теме «Вода – волшебница» Цели: Ознакомить детей с понятием «вода» на...

Читайте также

Сценарий спортивного досуга в подготовительной группе «Богатырские забавы»

Сценарий спортивного досуга в подготовительной группе «Богатырские забавы» Цель: формирование интереса к здоровому образу жизни.  Задачи: Закрепить умения и навыки, полученные на занятиях по...

Технологическая карта НОД для детей средней группы. Образовательная деятельность «Познавательное…

Технологическая карта НОД для детей средней группы. Образовательная деятельность «Познавательное развитие» Тема: «Зимнее волшебство на окне» Цель: учить детей рисовать морозные...

Конспект ООД по речевому развитию «Поможем кошечке»

Конспект ООД по речевому развитию «Поможем кошечке» (Первая младшая группа) Цель: формирование умения узнавать и называть домашнее животное, выделяя характерные особенности: пушистый...