План - конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему:
«Волшебница - вода»

 

Развивающие задачи.

Дать представления о значении воды в нашей жизни: с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями и состоянием воды в окружающей среде.

Образовательные задачи.

Познакомить детей со свойством воды растворять различные вещества: сахар, соль, лимонную кислоту, гуашь.

Воспитательные задачи.

Воспитывать бережное отношение к воде как к природному ресурсу. Словарная работа.

Состояние, пар, иней, прозрачная, жидкая, растворяет свойства. Используемые средства и приемы.

Художественное слово, беседа, загадки, опыты, логические вопросы, диалог, дидактическая игра, физ.минутка.

Материал к занятию.

Демонстрационный материл:

иллюстрация, «капелька» из картона, стакан, графин с водой, трубочка для воды, гуашь синего цвета, кисточка, салфетка бумажная, белый халат, указка, глобус, магнитофон, кассета с мелодией шума моря.

Раздаточный материал:

Стаканы, трубочки, ложки, тарелочки с солью, сахаром, лимонная кислота, салфетки бумажные, подносы, халаты белые, бейджеки, сувениры «капельки»

Предварительная работа.

Чтение стихов: К.Бальмонт «Росинка», С.Маршак «Радуга», С.Козлов «Облака», И.Токмакова «Туман», В.Берестов «Дождик».

Чтение рассказов: Н.Носов «На горке», И.Бунин «Мороз», Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», В.Одоевский «Мороз Иванович».

Опыты со снегом, паром, льдом.

 

Ход занятия

I. - Ой, ребята, я хотела вам предложить попить, даже стаканы и воду приготовила. (Наливаю воду в стаканы, вода окрашивается.)

Волшебница-вода что сотворила, я сказала волшебница, но я волшебных слов не говорила, что же произошло?

Ответы детей..

- Посмотрите, в этом стакане порошок, а что с ним произошло?

- Растаял. (Предложить детям попить воду.)

- А теперь закройте глаза и послушайте. (Звучит мелодия шума моря.)

- Как вы думаете, ребята, о чем сегодня мы с вами будем говорить?

- О воде.

- Много песен и стихов придумано о воде, вот послушайте одно стихотворение

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

- Как интересно о воде сказал автор, правда?

- Я вам хочу рассказать историю. Жил был дождик. Он любил гулять по улицам, стучать по крышам домов. В дождике было много-много прозрачных капелек. Одна капелька была такая. Эта веселая капелька сегодня пришла к нам в гости.

- Здравствуйте, ребята! Я волшебная капелька, меня можно найти в воде: в ручейке, в дожде. А где еще меня можно найти отгадайте.

Загадки:

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные - вырезные А возьмешь - вода в руке.

(Снежинка.)

Одеяло белое не руками сделано Не ткалось и не кроилось

С неба на землю свалилось

(Снег.)

Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет

(Иней.)

Посмотрите вокруг, может вы найдете подсказку.

Рыбам жить зимой тепло:

Крыша-толстое стекло

(Лед.)

Растет она вниз головою Не летом растет, а зимою Но солнце ее припечет- Заплачет она и умрет

(Сосулька.)

Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает, и бормочет и поет Убаюкивает

(Дождь.)

Белая вата плывет куда-то

Чем вата ниже, тем дождик ближе

(Облако, туча.)

Разноцветное коромысло Над рекой повисло

(Радуга.)

- Что за волшебница-вода! Из этих загадок мы узнали во что она превращается. А превращается она, назовите во что?

- В снежинку, иней, лед, сосульку, дождь, тучку, радугу.

- Хорошо ребята, кроме этого где же еще можно встретить капельку?

Ответы детей...

- Ребята, а как вы думаете, можно прожить без воды? Почему нет?

Ответы детей.

- Только ли людям нужна вода?

Ответы детей...

- А еще у воды есть свойства. Чтобы узнать какие свойства есть у воды нужно пройти в лабораторию и провести опыты.

 

II. Вот здесь вход в лабораторию, капельку возьмем с собой, заходите в дверь, становитесь возле стульчиков. Вы сейчас станете лаборантами. Наденьте халаты. (Во время надевания халатов читаю стихотворение.)

Чтобы лился дождик с неба.

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды Жить нельзя нам без воды.

- Садитесь аккуратно.

Чтобы опыты получились внимательно меня слушайте. Перед вами подносы со стаканами. В стаканах - вода, посмотрите какая она?

- Бесцветная, чистая, жидкая, прозрачная.

- Она чем-нибудь пахнет?

- Нет

- А теперь возьмите трубочку и попробуйте воду.

- Какая вода?

Ответы детей...

- Вода, ребята, без цвета, без запаха, без вкуса, она может быть холодной, теплой, горячей, кипятком.

- Вода имеет одно волшебное свойство, она может растворять различные вещества. Давайте это проверим.

- Трубочки положите на поднос, возьмите немного порошка на ложку, положите его в воду и размешайте.

- Посмотрите, цвет воды изменился?

- Нет.

- Попробуйте ее на вкус, используя трубочку.

- Какая теперь вода в вашем стакане?

- Кислая, сладкая, соленая.

- А как вы думаете, что вы положили в стакан?

- Сахар, соль, лимонную кислоту.

- От сахара вода, какая стала? Сладкая.

- От соли вода, какая стала? Соленая.

- От кислоты вода, какая стала? Кислая.

- И здесь вода-волшебница потрудилась хорошо!

- У меня в стакане чистая вода. Кто из вас догадается, как сделать цветную воду, например, синего цвета?

Ответы детей...

- Пожалуйста, Лена, помоги мне это сделать, (ребенок кисточкой разбавляет синюю гуашь в воде).

- Вот и получилась вода синего цвета.

- Давайте подведем итоги: вы узнали, что вода может менять свое состояние, она имеет свойства растворять различные вещества и имеет свойство окрашиваться в другой цвет.

- Ну, пришло время отдохнуть, снимите халаты, повесьте их на стульчики и пойдемте за мной.

Физминутка

Жил был ежик. Пошел он в гости к зайчику.

Он шагал по дорожкевот так.             (Топатъ.)

Но потом налетел ветер.                    (Вращение руками.)

Закачались деревья                          (Махи руками.)

Ударил гром                                      (Хлопок над головой.)

Закапал дождик                                (Цоканье языком.)

Ежик быстро побежал                        (Топатъ быстро.)

Ветер подул сильнее                         (Быстрое вращение руками.)

Закачались деревья сильнее            (Быстрые махи руками.)

Ноги стали шлепать по лужам           (Чмоканье губами.)

По дорожке                                      (Быстро топать.)

По лужам                                         (Быстро чмокать.)

Наконец он пришел к зайчику.

- Давайте успокоимся - язык жестов

Как наш носик говорит: «Вкусно пахнет!» (Принюхиваться носом)

Как наш язычок говорит: «Я люблю варенье» (Облизать губы.)

Как голова говорит: «Нет»                             (Повороты головы.)

Как наши плечи говорят: «Мы не знаем»      (Поднятие плеч.)

Как наш пальчик говорит: «Иди сюда»         (Поманить пальцем.)

Как пальчик ругается                                   (Погрозить пальцем.)

Как мы себя любим                                     (Обнять себя за плечи.)

 

III. - Посмотрите, ребята, на глобус, каким цветом на нем обозначена вода?

- Голубым.

Кажется, что воды на земле много. Сейчас в мире воды столько же, сколько было всегда. Но сейчас на планете живет людей намного больше и воды используется больше. Мы должны беречь воду, чтобы ее на всех хватило, ведь пользуемся мы чистой водой, а выливаем грязную. Очень много людей должны потрудиться, чтобы очистить эту воду.

- Подумайте и скажите, как правильно надо пользоваться водой?

- Ответы детей.

- Закрывать кран с водой, не включать воду сильной струей, набирать столько воды, сколько необходимо, содержать реки, озера, пруды в частоте, не засорять природные водоемы.

- Ребята, капелька вас благодарит вас за гостеприимство, ей все понравилось* и на память она что-то хочет вам подарить. Вы должны догадаться, что лежит в чудесном мешочке.

Игра «Угадай на ощупь» (Раздача подарков-маленьких капелек.)

- Поблагодарите, ребята, капельку за подарок, попрощайтесь с ней и можете на коврике поиграть со своими капельками.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс «Эх, баранки-калачи»

Мастер-класс «Эх, баранки-калачи» Цель: закрепление представления детей старшей группы о процессе изготовления хлебобулочных изделий с помощью приготовления соленого теста и лепки из него. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить...

Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе…

Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе на тему: «В мире насекомых» Цель: Закрепление знаний детей о мире насекомых. Задачи: Обучающие:  1...

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме «Экскурсия в гипермаркет»

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме «Экскурсия в гипермаркет» Задачи: Развивать динамическую координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и...

Читайте также

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» с учётом…

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» с учётом ФГОС Первая смешанная дошкольная группа Месяц Период Тема недели Цель Итоговое мероприятие Сентябрь 1 неделя «День знаний» Развивать у детей...

Опыт работы ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей

Опыт работы ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Все...

Конспект совместной деятельности по развитию коммуникативных навыков у детей подготовительной…

Конспект совместной деятельности по развитию коммуникативных навыков у детей подготовительной группы с ОНР «В школу нам идти пора!» с применением ИКТ Цель НОД: создать условия...