Занятие по развитию логического мышления
«Прогулка с Красной Шапочкой»
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественная литература, художественное творчество, здоровье.
Цель: развитие логического мышления.
Задачи психолого-педагогической работы с детьми:
Образовательный аспект:
- Закрепить умение использовать обобщающие понятия.
- Закрепить представление детей об изображении предметов на нескольких планах, передачи удалённых предметов, перспективе.
- Закрепить знания о вертикальных и горизонтальных линиях.
Развивающие:
- Активизировать в речи слова, обозначающие нахождение предмета в пространстве.
- Развивать пространственное мышление.
- Развивать конструктивные способности.
- Развивать мелкую моторику, внимание, память.
- Развивать графические навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, познавательный интерес, умение работать коллективно.
Способ организации: активно - деятельностный.
Вид детской деятельности: познавательно-речевой, продуктивный.
Демонстрационный материал: книга Шарля Перро, кукла Красная Шапочка, игровое табло и карточки к нему (картинки волка, Красной Шапочки, домика, бабушки), муляжи или картинки овощей и фруктов, компьютер, корзинка, корзина с массажными мячами, игрушка ёжик, колокольчик.
Раздаточный материал: игры головоломки «Танграм», листы в клетку, простые карандаши.
Литературный ряд:сказка Шарля Перро «Красная Шапочка»
Предварительная работа:
- Чтение сказки Ш.Перро «Красная Шапочка».
- Наблюдение в окружающем мире вертикальных и горизонтальных линий.
- Дидактические игры: «Далеко - близко», «Овощи. Фрукты», «Четвёртый лишний».
- Подвижные игры на внимание и координацию движений: «Гномики - Великаны», «Строчка. Столбик», «Нос, стены, потолок».
Организация пространства:Группа оформлена как лесная тропа. Условно 3 зоны: 1-организационная, 2- «дом», где дети встречают Красную Шапочку, 3- учебная зона, на столах приготовлены материалы для продуктивной деятельности.
Предполагаемый результат, выраженный в интегративных качествах ребенка:
Любознательный, активный. |
Проявляет интерес к природным явлениям, животному миру, задаёт вопросы, наблюдает. Испытывает удовольствие от коллективной работы, принимает активное участие. |
Эмоционально-отзывчивый. |
Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту окружающих объектов природы. |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
Умеет объединяться для коллективной работы, не мешая друг другу, выполняя задание взрослого. Умеет делиться своими впечатлениями. |
Способный управлять своим поведением, соблюдающий элементарные правила поведения |
Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, правила вежливости и правильного взаимодействие с растениями и животными. Умеет действовать совместно в физических упражнениях и согласовывать движения. |
Способный решать поставленные задачи |
Стремиться самостоятельно выполнять элементарные поручения; использует в продуктивной деятельности имеющиеся предметы. Умеет делать простейшие обобщения. |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности |
Испытывает положительные эмоции от результатов продуктивной и познавательной деятельности. Проявляет интерес к рассматриванию иллюстраций и чтению книг. |
Овладевший необходимыми умениями и навыками |
Сформированы пространственные представления, умения упорядочивать предметы по выбранным признакам. |
Карта занятия:
Этапы |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Методическое обоснование |
1. Организационный, 1-2 мин. |
Приглашает к себе, показывает книгу Шарля Перро «Красная Шапочка», предлагает «прогуляться» по страницам сказки |
Садятся на стульчики, слушают просьбу о помощи. |
Мотивация – спасти Красную шапочку Эмоциональный отклик на просьбу. |
2. Основная часть, 18-20 мин. |
Показывает куклу, задаёт вопросы, предлагает разрешить проблемные ситуации.
Показывает муляжи овощей и фруктов. Проводит игру на компьютере.
Предлагает сесть за стол и рассмотреть картину. Задает вопросы, предлагает перехитрить волка. Показывает ёжика, предлагает массажные мячи.
Рисует в воздухе горизонтальные и вертикальные линии. Проводит графический диктант.
Предлагает построить дом из головоломки «Танграм». Проводит физкультминутку «Волк». |
Отправляются в «путешествие по сказке», обращают внимание на куклу, отвечают на вопросы. Сортируют овощи и фрукты, решают задачи в логических таблицах на компьютере. Выполняют упражнения. Садятся за столы. Рассматривают картину. Отвечают на вопросы. Берут из корзины массажные мячи и катают между ладонями под стихотворение. Повторяют движения пальцем в воздухе, выполняют гимнастику для глаз, пишут графический диктант. Собирают головоломку «Танграм». Делают физические упражнения. |
Использование художественного слова; рассматривание иллюстраций; Обращение к опыту детей; Создание и разрешение проблемных ситуаций;
Массаж ладоней.
Профилактика утомляемости зрения. Развитие графических навыков.
Развитие конструктивного мышления, комбинаторных способностей. Физкультминутка «Волк» |
3. Закрепление материала. 5 мин. |
Предлагает игру на ориентировку в пространстве «Угадай, где звенит». Разыгрывает диалог между бабушкой и внучкой. Задаёт вопросы. |
Играют с колокольчиком с закрытыми глазами. Смотрят сценку
Решают словесно-логические задачи. Отвечают на вопросы. |
Слушание звуков колокольчика, пространственное ориентирование. Эмоциональный отклик Развитие мыслительных операций |
4. Итоговый, 2-3 мин. |
Кукла благодарит, хвалит детей и прощается. Хвалит, задаёт итоговые вопросы. |
«Возвращаются в детский сад», отвечают на вопросы. |
Итоговые вопросы. Похвала. |
В ходе занятия реализуются задачи по следующим образовательным областям:
«Коммуникация»
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики и графических навыков.
«Познание»
- расширение кругозора детей, развитие пространственных представлений.
«Художественная литература»
- приобщение к различным видам искусства: зачитывание текста авторской сказки, проговаривание стихотворений.
«Художественное творчество»
- развитие художественных представлений.
«Здоровье», «Физическая культура»
- сохранение и укрепление здоровья детей.
Приложение.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Все вставайте рядком,
Поиграем ладком.
Приготовьте ушки, глазки,
Начинаем нашу сказку.
- А сказку мы вспомним такую:
(Воспитатель показывает детям книгу Ш.Перро «Красная Шапочка».)
- Это сказка Шарля Перро «Красная Шапочка», давайте прогуляемся по её страницам.
Воспитатель открывает книгу и читает
- «Жила-была в одной деревне девочка, и звали её …».
Воспитательпоказывает на куклу
- Ребята, так вот же она! Кто это? Почему девочку так назвали?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Красная Шапочка говорит, что мама опять ей дала поручение отнести гостинцы бабушке. Сегодня она должна отнести овощи. Мы поможем?
Ответ детей: Да
1. Д/и «Овощи, фрукты»
Воспитатель:
- Давайте выберем из всех продуктов, которые лежат на столе, только овощи и положим их в корзину.
2. Д/и «Логические таблицы» (компьютер)
Воспитатель обращает внимание детей на компьютер.
- Ребята, посмотрите, оказывается, мы не все овощи собрали. Посмотрите на монитор. Какой овощ нужно поставить в пустую клетку?
- Молодцы, ребята! Вы собрали все овощи. Давайте отправимся в путь – проводим Красную Шапочку до бабушки.
(Дети встают и выполняют имитацию движений.)
И пошли наши ножки,
По кривой дорожке
Обходя пенёчки,
Перешагивая кочки,
Прогнувшись под веточками,
Чтоб не поранились деточки.
Воспитатель берёт корзину с овощами и куклу:
- Давайте вместе с Красной Шапочкой отправимся через лес. Вы, пожалуйста, берите свои стулья и пойдём за столы.
Дети садятся за столы.
Воспитатель:
- Вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, пожалуйста, на картину. Кто на ней изображен?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Скажите, почему Красная Шапочка на картине по размеру больше, чем Волк?
- Почему Волк кажется нам маленьким?
- Почему дом кажется нам маленьким?
- Кто быстрее доберётся до дома бабушки?
Ответы детей:
Красная Шапочка ближе к нам, чем Волк.
Дом далеко, поэтому кажется маленьким.
Волк ближе к дому бабушки, поэтому придёт туда быстрее.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, на картине чья-то нора. Да это же ёж! Давайте попросим его задержать Волка. Поиграем с ежом и Волком.
Берите из корзины массажные мячи, катайте их в ладонях и повторяйте за мной:
Он в лесу, в норе живёт
Иглы на себе несёт.
На колючий шар похож,
Догадались? Это… ёж.
- Ёж колючий, ладоням стало тепло и приятно. Давайте скажем ежу спасибо за игру, пусть бежит в свою нору. А мы нарисуем для Волка самую длинную и трудную дорогу, по которой он попадёт к дому охотников.
3. Упражнение для профилактики утомляемости зрения.
Воспитатель:
- Ребята, я буду рисовать пальцем в воздухе линию и глазами следить за кончиком своего пальца. Вы, пожалуйста, рисуйте такую же линию и следите за своим пальцем. Будьте внимательны. Поставьте палец перед лицом. Нарисуйте вертикальную линию вверх, вниз, горизонтальную вправо, влево. Ещё раз: вверх, вниз, вправо, влево. Молодцы. А теперь нарисуем дорогу на листе.
4. Графический диктант.
Воспитатель медленно диктует задание. Дети рисуют дорогу на листах в клетку простым карандашом под диктовку.
1 клетка вверх, 1 вправо,1 вниз,1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 2 вниз,1 вправо. Повторите до конца строки.
5. «Танграм»
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. По дороге, которую мы нарисовали, Волк придёт в дом охотников. Выглядит этот дом так (Воспитатель показывает схему постройки). Давайте построим его из деталей головоломки «Танграм».
Воспитатель:
- Отлично! Волка мы перехитрили. А теперь быстрее к бабушке! Вставайте из-за столов и повторяйте за мной упражнения.
6. Физкультминутка «Волк»
Волк наклоны делать рад руки на поясе,
Вправо, влево, вперёд, назад. наклоны в стороны
Много-много раз подряд
Влево, вправо, вперёд, назад.
Присядет, разогреет ноги приседание
И помчится по дороге. бег на месте
Воспитатель:
- Молодцы! Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.
Дети садятся за столы.
Воспитатель показывает на колокольчик.
- Посмотрите, ребята, вот и дом бабушки. На дверях висит колокольчик. Давайте позвоним.
7. Игра с колокольчиком.
Воспитатель:
- Вы, пожалуйста, закройте глаза. Я буду подходить к кому-нибудь из вас и звенеть колокольчиком. Тот, к кому я подошла, должен угадать, где звенит колокольчик.
Дети с закрытыми глазами определяют на слух место, откуда слышится звук: справа, слева, снизу, сверху, и называют это место.
Воспитатель:
- Молодцы. Ребята, мы громко звенели колокольчиком, и бабушка Красной шапочки нас услышала. Посмотрите, она выглянула в окно. (Воспитатель вывешивает картинку бабушки так, чтобы из-за домика была видна только её часть. Разыгрывает сценку диалога между бабушкой и внучкой):
- Кто там?
- Это я, твоя внучка Красная Шапочка.
- А если ты - не моя внучка, а обманщик волк? Проверю я тебя! Задам тебе задачки!
Красная Шапочка обращается к ребятам:
- Друзья мои! Вы мне поможете?
Ответ детей: «Да».
Бабушка: «Слушайте внимательно»
8. Словесно-логические упражнения.
- Кто дальше уплывёт - утёнок или цыплёнок?
- Как быстрее сорвать помидор с дерева?
- У кошки 2 правые лапы и 2 левые, 2 лапы сзади и 2 спереди. Сколько лап у кошки?
Воспитатель достаёт картинку с бабушкой полностью, говорит за бабушку: «Молодцы! Правильно решили!»
Воспитатель обращается к детям:
- Посмотрите, ребята, как бабушка рада видеть свою внучку. Бабушка и Красная Шапочка благодарят вас за помощь и дарят вам эти маленькие подарки (наклейки). Спасибо, Красная Шапочка, спасибо, бабушка. До свидания.
Дети прощаются с персонажами.
Воспитатель:
- Вот мы и побывали в сказке «Красная Шапочка», проводили девочку. Пора нам возвращаться в детский сад.
9. Итог образовательной деятельности:
- Кто просил у нас помощь? (Ответ детей.)
- Что мы сортировали? (Ответы детей.)
- Какие линии мы рисовали? (Ответ детей.)
- Что мы построили из головоломки «Танграм»? (Ответ детей.)
Список используемой литературы:
- В.И. Ковалько. Азбука физкультминуток для дошкольников. Стр. 131
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
Читайте также |
---|
Коллективная аппликация в средней группе «Чунга-чанга»
Коллективная аппликация в средней группе «Чунга-чанга» Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и умение работать в коллективе. Задачи: создание изображения предметов по представлению; объединение...
Конспект образовательной деятельности «Әбиләрдә кунакта»
Конспект образовательной деятельности «Әбиләрдә кунакта» Зурлар төркеме өчен “Сөйләм үстерү”, “Нәфис-нәфасәти”,”Танып белү”, “ Социаль - аралашу” үсешләре буенча “Әбиләрдә кунакта” темасына белем бирү эшчәнлеге конспекты Тема:...
Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству…
Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству родного края Цель: Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию...