Игровое занятие
«Путешествие по родному городу»

Старший дошкольный возраст

 

 

Цель: познакомить детей с историей города Салехарда. Познакомить с его гербом. Продолжать расширять и углублять знания детей о родном городе. Формировать навык совместной деятельности. Развивать пространственное восприятие, зрительно – тактильную координацию.

Активизация словаря: срубили, острог, червленый.

Материал и оборудование: Иллюстрации с изображением старинных построек острога, города Обдорска. Фото и иллюстрированный материал современных городских достопримечательностей, зданий и сооружений города Салехард. Герб города Салехард. Конструктор деревянный.

Предварительная работа: Экскурсии по городу, беседы с детьми о городе. Оформление семейной выставки рисунков на тему: «Мой любимый город». Просмотр фильма о современном городе Салехард.

 

Ход игрового занятия

Воспитатель:

Город мой на обском берегу,

На границе Полярного круга,

Без тебя я прожить не могу,

Как без верного, доброго друга.

Уезжая в Москву или Сочи

Ты на память в душе сохрани

Салехардские белые ночи

И короткие зимние дни.

Салехардские зимние ночи,

Бесконечные летние дни.

Город наш родной – холодный,

Город северных ветров,

Самый лучший, самый гордый,

Что понятно и без слов.

- Ребята, может кто-то знает, как назывался раньше наш город?

Сегодня я расскажу вам об истории нашего города Салехард, о том, как раньше назывался наш город, о тех, кто построил красивые дома, посадил деревья.

Давно в 1595г. казаки Березовского воеводы Никифора Траханиотова срубили острог на мысу, у впадения р. Полуй в одну из величайших рек планеты Обь, и поставили деревянную церковь. Не знали они, что ставят на века город на Полярном круге. Не знали и того, что люди обитали здесь уже тысячи лет: привлекательным и удобным было место, где встала Обдорская крепостница. Дети рассматривают фотографии Обдорской крепости.

Воспитатель:

…Шли столетия, создавалась Россия. Обдорск становится крепостью. В крае была развита торговля пушниной, мамонтовой костью, березовой чагой, лодками, меховой одеждой и другими товарами, но самым дорогим денежным обращением был белый песец, что открыло русским купцам и царскому правительству путь в тундру. Обдорская крепость получает право на собственный герб, который по сей день является гербом города. Герб города имеет серебряное поле, на нем черная идущая лиса с червлеными глазами и языком.

Дети рассматривают иллюстрации с изображением герба, старинных построек. Затем, возводят острог из деревянного конструктора «Крепость».

Воспитатель:

Наступил бурный ХХ век, он принципиально изменил жизнь Обдорска, их несли ветры века. Обдорск из села превратился в город (1904г). В 1930г. были образованы национальные округа, в том числе Ямало-Ненецкий.

Жизнь города замедлила Великая Отечественная Война. Многие из жителей Салехарда ушли на фронт, но вернулись не многие… Всем им светлая память …

- Подумайте ребята и скажите, как называлась крепость, которую срубили казаки? (Обдорск)

- Какой герб имела крепость, что на ней было изображено? (на серебряно поле идущая лиса с червлеными глазами и языком).

Воспитатель:

Вскоре застучали топоры, завизжали пилы и стали расти деревянные дома, школы, магазины; начаты поиски нефти и газа; засветились экраны телевизоров; начались первые рейсы авиатранспорта. Так древний город на Полярном круге стал современным городом Салехард.

Наш город встал нездешний, небывалый –

Рекой огней и ярусом домов.

Ребенок: Как корабли, стоят в тундре кварталы,

Микрорайоны – каждый знаменит.

И жителями вложен труд немалый

В то, что наш город прочно так стоит!

Воспитатель:

- Ребята, а знаете - ли вы, что Салехард – единственный в мире город на полярном круге!

Теперь отгадайте загадку. В два ряда дома стоят, квадратными глазами друг на друга глядят (улица).

Назовите улицу на которой вы живете (я живу на улице Чубынина, а я живу на улице Броднева, а я на улице Артеева, ул. Подшибякина, ул. Мира и т. д.).

- Почему они так названы? В честь кого названы эти улицы? (В честь первооткрывателей, основателей нашего города).

- Как вы думаете, почему улица называется улицей Мира? (наш город строили люди многих национальностей, не только россияне, но и люди из Турции, Украины, Белоруссии, Молдавии и др. стран).

Воспитатель выставляет фотографии и иллюстрации с изображением исторических мест, современных зданий и сооружений.

Воспитатель:

Вспомните, что вы видели на экскурсии, и назовите, пожалуйста, достопримечательности Салехарда.

А теперь найдите среди современных зданий и сооружений, изображенных на фотографиях и иллюстрациях, те, о которых говорится в загадках.

Самолеты, вертолеты

Прибывают все сюда.

Здесь билеты продают,

Провожают здесь и ждут. (Аэропорт.)

 

В этом доме - только книги.

Здесь их можно брать домой.

А в читальном зале тихом –

Почитать журнал любой. (Библиотека.)

 

Здесь покупают и здесь продают,

Здесь на прилавках все люди найдут.

Могут продукты любые купить

И для детишек конфет не забыть.

Могут одежду себе присмотреть,

Обувь, посуду и ткань приглядеть. (Магазин.)

 

В этом доме нет дошкольников,

Но зато в нем много школьников.

Учатся читать, писать,

Задачи сложные решать (Школа.)

 

Соревнованья здесь проходят,

В футбол играют и в хоккей,

Здесь занимаются спортсмены

И ты спеши сюда скорей! (Ледовый дворец, стадион.)

 

Можно здесь купить таблетки

И микстуру заказать.

Витамины выбрать можно,

по рецепту мази взять (Аптека.)

 

В этот дом идут с утра

Дети нашего двора.

Он уютный и большой,

Он всем детям как родной.

Там они гуляют, спят,

На занятиях сидят,

Сказки слушают, танцуют.

Учатся считать, рисуют. (Детский сад.)

Воспитатель:

Сегодня мы поговорили об истории Салехарда и о его современной жизни.

Ребята, вы придете на смену своим родителям, и от вас зависит, каким будет город Салехард в будущем. Я уверена, мы проведем еще много путешествий, посвященных нашему родному городу.

 

Использованная литература:

  1. «Любимый край родной ЯМАЛ» - Ю.А. Морозов, изд. «Красный север», г. Салехард, 2005 г.
  2. «Знакомьтесь, ЯМАЛ!», Санкт-Петербург, 1998 г.
  3. «Ямал власть и север» - Ю.А. Морозов, В.А. Пермяков; ООО «Русская коллекция СПб», 2008 г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста «Бегал…

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста «Бегал ёжик по дорожке…» Цель: создание психологического благополучия детей с ОВЗ (ЗПР) средствами сенсорной интеграции. Задачи: Коррекционно-обучающие: -...

Проект по здоровому образу жизни «Challenge (челлендж) - будь здоров!»

Проект по здоровому образу жизни «Challenge (челлендж) - будь здоров!»

Сценарий праздника «День матери» с использованием сказки «Непослушные зайчата», для…

Сценарий праздника «День матери» с использованием сказки «Непослушные зайчата», для старшего дошкольного возраста Действующие лица: Ведущий, Зайчиха, Зайчата (девочка и мальчик), Сорока, Ворона, Белка, Лиса, Волк, Медведь. Ход праздника: Дети входят в зал под...

Читайте также

Конспект занятия по развитию речи «Мы любим сказки»

Конспект занятия по развитию речи «Мы любим сказки» Средняя группа Ход занятия. - Дети, вы любите сказки? (Да!) - А за что вы их...

Конспект по чтению произведения И. Рословой «Обувашка»

Конспект по чтению произведения И. Рословой «Обувашка» Конспект Месяц декабрь Возраст 6-7 лет Тема: И. Рослова «Обувашка» Культурная практика Чтение художественной литературы Источник/автор Завейборода Ж.М. Форма представления/ Тип исследования Тексты для непродолжительного чтения Культурно-смысловой...

Консультация для педагогов «Наставничество. Методическое сопровождение молодых специалистов в…

Консультация для педагогов «Наставничество. Методическое сопровождение молодых специалистов в детском саду» В современных условиях сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального...