Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему
«Рассказывание по картине «Ежи»
из серии картинок «Дикие животные»

 

Цели:

1. Связная речь. Рассказывание по картине "Ежи". Учить детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся знания о диких животных(ежах).

2. Словарная работа. Учит детей понимать смысл образных выражений в загадках.

3. Звуковая культура речи. Уточнить и закрепить правильное произношение звука "ж", учить отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком.

 

Ход занятия.

Воспитатель читает детям стихотворение Б. Заходера "Еж":

- Что ж ты, еж, такой колючий?

- Это я на всякий случай.

- Знаешь кто мои соседи?

- Лисы, волки и медведи.

Затем спрашивает: "Чем покрыто тело ежа? " (Иголками.)

"Какой еж из-за этого " (Колючий.)

Предлагает послушать загадку про ежа:

Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.)

Задает детям вопрос: "Почему так сказано, что еж - недотрога?"(Потому что он весь в иголках, он не позволяет до себя дотронуться; он колючий, можно уколоться; его нельзя взять голыми руками.)

Загадывает еще одну загадку: "Иглы при себе носит, а шить не умеет."

Почему так сказано: "Шить не умеет?" "Какие еще есть иголки, для чего они нужны?" (Для шитья.)

Предлагает послушать загадку:"Молодичка - невеличка, тоненька да бела, весь мир одела"- и ответить на вопрос: "Чем похожи иголка ежа и иголка для шитья?"(Они острые, длинные, тонкие и колючие.)

Воспитатель показывает картину "Ежи" (Из серии "Дикие животные".) Предлагает детям внимательно ее рассмотреть и задает вопросы:

"Кто нарисован на этой картине?"

"А у ежа есть семья?" Папа – …(еж). Мама…(ежиха). Детеныш один…(ежонок), много детенышей (ежата)

"Что делает ежиха? Ежата?"

"Что едят ежи?"

"Зачем нужны им иголки?"

"С чем можно сравнить ежа?"

"Давайте попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает." (Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф – ф - ф».)

"Покажите, как ежик сердится, пыхтит." (Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых».)

Физкультминутка.

Ежик топал по тропинке

И грибочек нес на спинке. (Ходьба на месте.)

Ежик топал не спеша,

Тихо листьями шурша. (Дети имитируют тихую ходьбу ежика.)

А навстречу серый волк,

Ежик наш скорей в клубок. (Дети приседают, как бы сворачиваясь клубком.)

Получился шар колючий,

День у волка невезучий. (Дети встают.)

Затем воспитатель предлагает детям придумать рассказ про ежей и напоминает, чтобы они не забывали слова, которые говорили о ежах.

"Жили -были ежиха и ежата. Они пошли однажды гулять и пришли на лесную полянку. Ежиха увидела улитку и стала смотреть на нее. Два ежонка смотрели на жука и думали, кто это такой, а один ежонок свернулся в клубок. Жук упал, а ежонок испугался и убрал свою мордочку."

"Жили - были ежик и ежата. Однажды они пошли гулять. Ежиха - мама увидела улитку. Два маленьких колючих ежонка нашли червячка, смотрят на него и никак не могут его поделить."

"Жили - были ежики и мама- ежиха. Однажды они пошли в лес. два ежонка поймали жука и не поделили его. смотрят они - под кустом комочек серый.. А это их братец - ежик сжался в комочек от испуга. пока они смотрели на ежика, жук убежал."

Воспитатель спрашивает детей, чей рассказ им понравился и чем, что нового и интересного они услышали о ежиках в каждом рассказе.

Затем читает детям стихотворение С.Маршака и предлагает закончить некоторые строчки, четко произнося слова-окончания:

Эту сказку ты прочтешь, тихо, тихо, тихо...

Жили- были серый еж и его ....(ежиха)

Серый еж был очень тих и ежиха тоже,

И ребенок был у них - очень тихий ...(ежик).

Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек.

Еж - отец, ежиха - мать и ребенок-... (ежик).

Воспитатель просит назвать слова, в которых отчетливо слышится звук "ж" (ежи, ежонок, ежиха, ежата, ежики).

Дети повторяют последние четыре строки стихотворения, четко произнося все слова, сначала медленно и громко, затем медленно и тихо. Необходимо отметить, что умение оценивать рассказы своих друзей имеет большое влияние на развитие связной речи. Они отмечают интересное содержание, соответствие его заданной теме , использование выразительных средств, характер грамматического оформления. Оценка рассказов, делаемая детьми, способствует развитию умения внимательно слушать текст, следить за развертыванием событий, их последовательностью и завершением.

 

Список использованных источников:

1. Стих Б. Заходе "Ежик", http://ru-poetry.ru/poetry/17969.

2. Загадки про ежей. http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-ezha.html.

3. Стих С. Маршак "Тихая сказка", http://papinsait.ru/index.php/samuil-marshak-detyam/400-tikhaya-skazka.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Обогащение эмоционально-чувственного опыта у дошкольников с ЗПР в условиях театрализованных…

Обогащение эмоционально-чувственного опыта у дошкольников с ЗПР в условиях театрализованных игр Использование театрализованной игры в коррекционной работе с дошкольниками осуществляется по...

Наглядно-познавательное пособие «Породы кошек»

Наглядно-познавательное пособие «Породы кошек» Цель: познакомить детей с породами кошек. Задачи: - развивать познавательный интерес, любознательность, память, внимание; - расширить словарный запас; - воспитывать у детей...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным» Цель: расширить и закрепить знания о диких животных Задачи: Образовательные: Закрепить название животных и...

Читайте также

Непосредственно образовательная деятельность. «Играем в шашки. Знакомство с понятием…

Непосредственно образовательная деятельность. «Играем в шашки. Знакомство с понятием оппозиция», для детей старших и подготовительных групп Цель: Обучение основам шашечной игры;...

Конспект образовательной деятельности на тему: «Быть здоровыми хотим»

Конспект образовательной деятельности на тему: «Быть здоровыми хотим» «Витамины на тарелке» Цель: - формировать у детей представления о здоровом питании (помочь детям понять, что здоровье...

Проект «Гармоничное развитие личности ребёнка посредством интеграции сказки в образовательном…

Проект «Гармоничное развитие личности ребёнка посредством интеграции сказки в образовательном процессе ДОУ. «Сказка в двери к нам стучится»