НОД с детьми подготовительной группы по образовательной области «Познание» на тему
«Времена года»

 

Цели: Закрепить знания о временах года, о сезонных изменениях в природе, о последовательности месяцев в году, продолжать знакомить с народными приметами. Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде. Закрепить умение рисовать шары простым карандашом и акварелью. Включать в словарь детей термины: «годовой круг», «слоговые домики», «блик».

Обучающие задачи:

  • Закрепить знания о временах года, о сезонных изменениях в природе.
  • Закрепить знания геометрических фигур.
  • Закрепить правила дорожного движения.
  • Закрепить умение рисовать простым карандашом и закрашивать акварелью, работая всей кистью и ее концом.
  • Совершенствовать умение составлять целое из частей.

Развивающие задачи:

  • Развивать мыслительную деятельность.
  • Развивать внимание и память.
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать умение делать выводы.
  • Развивать познавательный интерес (активность).
  • Совершенствовать развитие речи.
  • Способствовать развитию положительных эмоций.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать культуру поведения, умение внимательно слушать, не перебивать.
  • Воспитывать самостоятельность.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
  • Воспитывать чувство коллективизма.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Материал:

Магнитные доски, иллюстрации о времена года, схема «круглый год», картинки с изображением животных, наборы геометрических фигур для построения домиков, «Шары» с буквами, разрезанные на части, мягкая игрушка Тимоша. Для продуктивной деятельности: листы бумаги, простые карандаши, краски.

Предварительная работа:

Проведение НОД с использованием пословиц, поговорок, загадыванием загадок, чтением стихов с установлением причинно-следственных связей между природными явлениями.

Интеграция образовательных областей:

 

Познание

Построение домиков из различных геометрических фигур – развитие логического мышления, сообразительности. Составление «шаров» целого из частей. Развитие доброжелательного отношения друг к другу.

Коммуникация

Совершенствовать развитие речи, как средства общения, представление детей о временах года, последовательности месяцев в году, устанавливание причинно-следственных связей между природными явлениями, представление о природных изменениях в природе, умение делить слова на слоги и ставить ударение, умение выходить из сложных ситуаций, доказывая свою точку зрения.

Социализация

«По дорожке мы шагаем» - приветствие со словами, с движениями.

Игра «Когда это бывает?» - внимательно слушать и отвечать на вопросы.

Игра «Все о себе» - формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде.

Художественная литература

Внимательно и заинтересованно слушать чтение стихов, загадок.

Безопасность

Знание и соблюдение правил дорожного движения. Беречь свою жизнь и здоровье.

Художественное творчество

Рисование воздушных шаров разными способами.

Музыка

Использование музыки как усиление эмоционального восприятия.

 

НОД

1. Организационный момент.

Дети встают в круг, приветствие с движениями:

«По дорожке мы шагаем

И друзей своих встречаем.

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, речка!

Здравствуй, белая овечка!

Здравствуй, козлик!

Здравствуй, стриж!

Здравствуй, заинька-малыш!

Здравствуйте, мои друзья!

Очень рад всех видеть я!

2. Ребята, вы узнаете о чем пойдет речь на нашем занятии, отгадав загадки:

Я раскрываю почки в зеленые листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю. (Весна.)

Я соткана из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, «Купайтесь!» - приглашаю. (Лето.)

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю. (Осень.)

Обернулась в лед вода, перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Зима.)

Рассматривание иллюстраций, изображающих времена года и «годового круга». Один месяц сменяет другой. Времена года идут друг за другом, образуя целый год. За одним годом наступает следующий, и так без конца по кругу.

- Какое время года сейчас? Назовите все весенние месяцы.

- Какое время года было до этого? Назовите все зимние месяцы.

- Какое время года будет следующим?

- Сколько всего времен года?

- Сколько месяцев в каждом времени года?

- Сколько месяцев в году? (Назовите.)

- Назовите характерные признаки каждого времени года?

(Зимой - идет снег, катаются на санках, … ,

Летом – купаются, загорают, … ,

Осенью – желтеют, опадают листья, дети идут в школу, … ,

Весной - оживает природа, появляются сосульки, звенит капель, …)

Игра «Когда это бывает?»

Загадки о месяцах года.

Весной возвращаются к нам птицы и начинают строить гнезда – домики, чтобы выводить птенцов.

3. Мы сейчас тоже построим домики из геометрических фигур.

Из каких геометрических фигур построены домики (спросить 2-3 –х детей).

Какие цвета есть в каждом вашем домике? – Красный, желтый, зеленый! – Это цвет чего? (Светофора.)

Осенью – 1 сентября - вы все пойдете в школу, будете ходить одни, вы обязательно должны выполнять правила дорожного движения.

Вспомнить стихотворение

«Красный – путь опасный,

Желтый – приготовиться,

А зеленый впереди – путь открытый, проходи!»

Дети, что за домики вы построили? – Слоговые! Входит Тимошка (игрушка) с картинками животных. Надо помочь расселить животных в домики по слогам. Почему такие большие животные, как слон, тигр, лев, а живут в домике с одним окном? – (Один слог). А где будет жить черепаха? (Строим домик на доске – ситуация 4 слога). А где будет жить маленький слоненок?

4. Игра «Все о себе». (Физминутка.)

Послушайте задания и выполните их, если это необходимо:

- Если вы согласны, что необходимо экономить воду – хлопните в ладоши.

- Если вы закрываете водопроводный кран, пока чистите зубы – подпрыгните несколько раз.

- Если вам не нравится запах выхлопных газов – помашите рукой перед лицом.

- Если вы не мусорите на улице – топните ногой.

- Если вы выключаете свет, выходя из комнаты,- закройте глаза руками.

- Если вы аккуратно обращаетесь с бумагой, а не тратите ее попусту – моргните.

- Если вы, видя насекомое в своей комнате, выпускаете его на волю, вместо того, чтобы убить – коснитесь кончика носа.

5. Дети, какой сейчас идет месяц? (Май.) Какие праздники отмечают в мае? (1 Мая - праздник Весны и Труда, 9 Мая – День Победы.)

Чтение стихотворения Я. Акима «Цветные огоньки».

Рассматривание иллюстраций. Какой формы, какого цвета шары?

Сначала нарисуйте шары простым карандашом, а затем раскрасьте. Обратить внимание на блестящее пятнышко на шаре – это блик. Это место надо оставить белым, не закрашенным, тогда шар будет казаться объемным. Отметить наиболее выразительные и самые аккуратные рисунки.

6. Играет музыка. Тимоша дарит детям коробку конфет, дети открывают коробку, а там – шары, разрезанные на части.

Ситуация. Дети складывают «шары» из частей, получается слово «МОЛДЦЫ».

– Дети, чего не хватает в слове? – Не хватает буквы «О», т.к. в этом слове две буквы «О», а Тимошка разрезал только одну букву на части, вторую «О» оставил целой, ее надо подставить в слово.

Ситуация. Поставим в слове ударение.

- Кто такие мОлодцы?

- А вы кто сегодня? (МолодцЫ.)

7. Итог занятия:

Что мы узнали интересного? (Говорили о временах года, работали со схемой годового круга). Какие домики строили? (Слоговые.) Как вселяли животных? (По слогам, делили названия животных на слоги).

- Вы все сегодня кто? - МОЛОДЦЫ!!!

Тимоша очень рад за вас и всем вам дарит по воздушному шарику.

 

Самоанализ.

Непосредственная образовательная деятельность выстроилась через интеграцию содержания образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка.

В соответствии с перспективно-тематическим планированием была проведена предварительная работа: проведение НОД с использованием различных заданий:

  1. Загадывание загадок, чтение стихов, пословиц и поговорок;
  2. Рассматривание годового круга;
  3. Построение домиков из геометрических фигур, палочек;
  4. Подбор животных для каждого домика;
  5. Отношение детей к окружающей среде;
  6. Беседа о праздничных днях в мае;
  7. Рисование шаров;
  8. Деление слов на слоги, постановка ударения;
  9. Составление целого из частей.

При планировании НОД учитывала возрастные особенности детей, выстраивала занятие в игровой форме с опорой на имеющиеся знания. Этапы деятельности связаны между собой (постепенно переходят от одного к другому). Для вовлечения детей в совместную деятельность была создана проблемная ситуация с подбором животных (Где будет жить черепаха? Какой буквы не хватает?)

В ходе НОД дети рассуждали, отвечали на вопросы, решали проблемные ситуации. Это позволило сконцентрировать внимание детей, создать эмоциональный настрой на совместную деятельность. На протяжении всей деятельности старалась поддержать интерес, подбирала задания, требующие умения мыслить, рассуждать, проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, вспоминать, отвечать.

Атмосфера в ходе всей совместной деятельности была доброжелательной, интерес поддерживался в течение всей деятельности, с заданием справились.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов в соответствии с…

Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов в соответствии с ФГОС ДО Современное общество и ФГОС ДО требует, чтоб педагог владел...

«Осенняя пора…»

«Осенняя пора…» В нашей группе «Непоседы» стало традицией организовывать пешую экскурсию в осенний лес. Целью которой было закрепить знания детей об...

Детско-взрослый проект «Роботы не только друзья, но и серьезное увлечение»

Детско-взрослый проект «Роботы не только друзья, но и серьезное увлечение» Воспитатель: Спиридонова Н.Н., Спиридонова Н.М., Верещагина И.Ф. Воспитанники ДОУ: Еремеев Даниил, Цымбал...

Читайте также

Применение ИКТ в работе с детьми с нарушениями речи

Применение ИКТ в работе с детьми с нарушениями речи Здравствуйте. Я Свиридова Любовь Николаевна - музыкальный руководитель, реализую в детском саду...

Занятие в младшей группе. Тема: «Согласие да лад — в…

Занятие в младшей группе. Тема: «Согласие да лад — в семье клад» Цель: Формирование у детей представления о семье через беседу...

Сценарий праздника, посвященного 23 февраля для детей подготовительной группы «Слава…

Сценарий праздника, посвященного 23 февраля для детей подготовительной группы «Слава Армии родной» Цели и задачи: Формировать представления детей о государственном празднике –...