Конспект НОД по формированию лексико – грамматических средств речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме
«Притяжательные прилагательные»

 

Задачи:

1. Коррекционно – образовательные:

- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные»;

- формирование навыков грамматически правильного оформления высказываний: употребление существительных с суффиксами – онок -, енок -; закрепление согласования прилагательных с существительными в роде, словообразования притяжательных прилагательных и согласования их с существительными в роде, числе и падеже;

- уточнение смысловых значений предлогов, практическое использование в связной речи;

- совершенствование слоговой структуры слов;

- формирование диалогической речи, навыков самостоятельного связного пересказа с элементами драматизации.

2. Коррекционно – развивающие:

- развитие общих речевых навыков (звукопроизношения, четкости дикции, интонационной выразительности речи);

- развитие речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением, навыков ориентировки на плоскости;

- развитие мышления, умения анализировать содержание произведения;

- развитие навыков текущего контроля за построением развернутого высказывания.

3. Коррекционно – воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения природе.

Лексический материал: дикие животные; звери; еж, белка, волк, лиса, медведь, кабан, лось, заяц; шустрая, проворная, рыжая; серый, голодный, злой; бурый, неуклюжий, толстый; трусливый, белый, длинноухий; колючий; хитрая, пушистая; беличий, заячий, лисий (хвост); волчья, медвежья (морда); беличьи, заячьи, лисьи, волчьи, медвежьи, кабаньи, лосиные (следы); нора, дупло, логово, берлога; сидит, прячется, крадется, прыгает; на (ветке, дереве), между (деревьями), под (елкой), за (кустом), около (дуба); загадки о животных; сказка «Где мой домик?», стихотворение «Кто где живет?»

Материальное обеспечение: картина «В зимнем лесу»; плоскостные изображения диких животных (еж, медведь, лиса, заяц, белка, волк, слон, обезьяна), цветные карандаши, предметные картинки по теме «Дикие животные», схемы предлогов, серия картинок «Чьи следы?», маски для драматизации, серия «Чей хвост? Чьи уши?».

 

План занятия.

1. Орг. момент.

Сегодня мы продолжим разговор о диких животных. Для начала загадайте друг другу загадки животных, отгадайте и объясните, что помогло вам их отгадать. Старайтесь говорить красиво, следите за произношением звуков. Дети загадывают друг другу загадки.

- Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимою спит в берлоге,

От мороза пряча нос. - Это медведь, потому что он зимою спит в берлоге.

- Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной. - Это еж, потому что он колючий.

- Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. - Это заяц, потому что у него длинные уши и он прыгает, любит морковку.

- По веткам скачет, да не птица,

Рыжая, да не лисица.

- Это белка, потому что она скачет по веткам.

- Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет,

А в деревне кур крадет.

- Это лиса, потому что у неё рыжий пушистый мех.

- День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет,

Ходит – бродит он молчком,

Уши серые торчком.

- Это волк, потому что он серый и голодный.

2. Логопед приглашает к мольберту, на котором прикреплена картина «В зимнем лесу».

- Подойдите к мольберту, выберите фигурки только тех животных, которых можно встретить в зимнем лесу. Нарисуйте в лесу животных, используйте фигурки животных, как трафареты. А помогут вам в этом «маленькие» слова – предлоги. Логопед показывает схемы предлогов, дети называют предлог и рисуют животных.

- Где ты нарисуешь белку? (схема предлога «на»)

- Я нарисую белку на дереве.

- Какая белка?

- Белка рыжая, проворная, шустрая.

Аналогично проводится работа с предлогами «между», «под», «около», «за». Далее один из детей обобщает: - Это зимний лес. Белка сидит на дереве. Волк притаился за деревом. Лиса стоит около ели. Лось пробирается между деревьев. Заяц спрятался под кустом.

- У вас получилась красивая картина.

3. Игра «Звери играют в прятки» (отгадывание зверей по ушам и хвостам по серии предметных картинок «Чей хвост? Чьи уши?»).

- Это лисий хвост. Это заячьи уши. Это волчий хвост. Это медвежьи уши. Это беличий хвост.

4. Речь с движением «Добрый лес».

Добрый лес, старый лес,                    

Полный сказочных чудес,

Мы идем гулять сейчас,

И зовем с собою вас.

(дети идут по кругу)

Вот по лесу шел медведь,

Да как начал он реветь:

«У-у! Я вразвалочку иду!!»

(подражают интонацией медведю)

А веселые зайчата-

Длинноухие ребята,

Прыг да скок, прыг да скок

Через поле за лесок.

(прыгают друг за другом п кругу)

Ищут маму медвежата-

Толстопятые ребята,

Неуклюжие, смешные,

Все забавные такие.

(идут вразвалочку)

До свиданья, старый лес,

Полный сказочных чудес,

Подружились мы с тобой,

Нам теперь пора домой.

(остановились в кругу, взялись за руки).

5. Игра «Чьи следы?» (Дети отгадывают животных по следам.)

- Мы с вами попали в добрый лес. Посмотрите, сколько следов нам оставили животные. Давайте «прочитаем» эти следы. - Это заячьи следы… (волчьи, кабаньи, лосиные, беличьи, лисьи, медвежьи).

6. Дети рассаживаются на стульчики. Беседа по сказке «Где мой домик?»

- С какой сказкой мы познакомились на прошлом занятии?

- Что случилось с лисенком?

- Почему он искал свой дом? Какой вопрос он задавал?

- Звери сразу отвечали лисенку? Как они ему отвечали?

- Кто помог лисенку найти свой дом?

- Почему у зайчонка нет своего домика?

7. Игра – драматизация сказки «Где мой домик?» (дети надевают маски, герои рассаживаются по «домикам», логопед комментирует).

Сказка «Где мой домик?»

Жил в лесу маленький лисенок со своей мамой-лисой. Днем он бегал, играл. Мама-лиса говорила лисенку:

Логопед: - Смотри, лисенок, не заблудись! Не гуляй долго! И запомни: наш домик - лисья нора!

Лисенок заигрался и не заметил, как стемнело. Испугался лисенок, заблудился. Страшно ему, бегает по лесу, стучит в каждый домик и спрашивает, чей это домик?

Подбежал к волчьему домику, стучит и спрашивает:

Лисенок: - Чей это домик?

Волчонок: - А тебе чей надо?

Лисенок: - Лисий.

Волчонок: - Нет, это не лисий. Это волчье логово.

Заплакал лисенок и побежал дальше.

Лисенок: - Чей это домик?

Бельчонок: - А тебе чей нужен?

Лисенок: - Лисий.

Бельчонок: - Нет, это беличье дупло.

Совсем испугался лисенок, стучится в другой домик.

Лисенок: - Чей это домик?

Медвежонок: - А тебе чей нужен?

Лисенок: - Лисий.

Медвежонок: - Нет, это медвежья берлога.

Растерялся лисенок, бегает по лесу:

Лисенок: - Чей это домик?

Ежонок: - А тебе чей нужен?

Лисенок: - Лисий.

Ежонок: - Нет, это ежиная нора.

Плачет бедный лисенок. Зайчонку стало его жаль:

Зайчонок: - Не плачь, лисенок, я покажу тебе твой домик – лисью нору.

И они побежали к лисьей норе. Мама – лиса и лисенок очень обрадовались:

Лисенок: - Спасибо тебе, добрый маленький зайчонок!

8. Закрепление стихотворения.

У лисы в лесу глухом Под кустами еж колючий

Есть нора – надежный дом. Нагребает листья в кучу.

Не страшны зимой метели Спит в берлоге косолапый,

Белочке в дупле на ели. До весны сосет он лапу.

В логове живет наш волк, Есть у каждого свой дом,

Серый волк, голодный волк. Всем тепло, уютно в нем.

9. Итог. О чем мы сегодня говорили на занятии?

 

Литература:

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. III период. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д,2001. – 80 с. (Практическая логопедия.) – с. 16 (Сказка «Где мой домик?»).


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается культура...

Физическое воспитание дошкольников как важная составляющая подготовки к выполнению норм…

Физическое воспитание дошкольников как важная составляющая подготовки к выполнению норм ГТО «На чемпионатах побеждают, конечно, единицы. Но прочный фундамент их успехов —...

Источники творчества в профессии для молодого педагога

Источники творчества в профессии для молодого педагога Что же такое творчество, есть ли место творчеству в профессии педагога и где источник...

Читайте также

Эссе «Я педагог, а это значит…»

Эссе «Я педагог, а это значит…» «Если вы удачно выберете труд и вложитев него свою душу, то счастье само вас отыщет».Аристотел. Когда...

Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность

Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность Основная цель — развитие речи через театрально-игровую деятельность. Задачи: Создать возможность развивать речь детей дошкольного возраста через...

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего…

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста Важную роль в развитии ребёнка играет речь, с помощью...