Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
«Перелётные птицы»

 

Цель:

  • расширить представления детей о перелетных птицах;
  • познакомить с птицей – стриж;
  • упражнять в нахождении характерных отличий между стрижем и ласточкой;
  • дать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека;
  • побуждать детей всматриваться, вслушиваться, замечать красоту природы;
  • развивать зрительно-двигательную координацию, глазомер, мышцы кисти руки и пальцев через комплекс пальчиковой гимнастики, графическую работу с помощью транспортира и круглого трафарета, штриховку рисунка волнами, дугами, петлями (гнездо с птенцами).

Материал:

  • аудиозапись «Звуки леса», видеозапись «Стриж», «Мама-птица кормит своих птенцов», картинка «Стриж и ласточка»;
  • образец графического рисунка «Птица и гнездо с птенчиками»;
  • научный дневник;
  • на каждого ребенка: альбомный лист бумаги с графическим рисунком «Птица», простой карандаш, транспортир, круглый трафарет.

 

Ход:

I. Воспитатель:

Стихотворение: Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник,

Стали птицы звонче петь

И расцвел подснежник.

С. Маршак.

Ребята я вас приглашаю в весенний лес, садитесь поудобнее на полянке, закройте глаза, прислушайтесь и попытайтесь представить себе, что необычного вы можете увидеть, услышать или почувствовать в весеннем лесу. (Аудиозапись «Звуки леса».)

А теперь откройте глаза и расскажите друг другу о своих ощущениях. (Дети по очереди рассказывают о своих ощущениях, передавая друг другу народную игрушку – птичку.)

Воспитатель: Я тоже почувствовала, как пригревает солнышко, ветерок развивает мои волосы, воздух пахнет смолой и зелеными листочками, услышала многоголосье птиц, которые прилетели к нам из теплых стран.

Ребята, каких перелетных птиц вы знаете? (Ответы детей.)

Сегодня я хочу вас познакомить еще с одной очень интересной перелетной птицей.

Садитесь на стульчики. Посмотрите, что это за птица? (Видеозапись.)

Воспитатель: Это стриж. У стрижа узкие, длинные крылья, поэтому он хорошо и очень быстро летает. Большую часть своей жизни стрижи проводят в полёте. При этом стрижи на лету едят, спят, купаются, пьют воду с поверхности водоема или капельки дождя.

Но у стрижа очень маленькие ноги. Эта птица не может садиться на ветви или провода.

Стрижу трудно взлетать с земли. Но он своими короткими лапками хорошо карабкается по скалам и по стенам домов. Свои гнезда стрижи строят под крышами домов, на чердаках, в расщелинах скал.

Птица стриж внешне похожа на ласточку. Поэтому люди часто путают ласточку со стрижем. Как вы думаете, какая из этих птиц стриж, а какая – ласточка? (Ответы детей.)

Посмотрите внимательно, и скажите, чем они отличаются друг от друга. (Ответы детей.)

Воспитатель: Да стриж крупнее, больше ласточки, у него крылья длиннее, а ноги короче . А ещё, голос ласточки – мелодичное щебетание, а стриж летает с громкими визжащими звуками.

Попробуйте угадать, чей это голос - стрижа или ласточки. (Аудиозапись «Голоса птиц».)

Воспитатель: Стрижи, как и ласточки прилетают к нам в конце мая. Как вы думаете, почему они так поздно прилетают к нам? (Ответы детей.)

А вы знаете, где они зимуют? (Ответы детей.)

Воспитатель: Орнитологи нашей страны объявили наступивший 2014 год – годом черного стрижа, чтобы люди обратили своё внимание на этих удивительных птиц, помогали им, охраняли их, строили для них специальные домики - стрижатники. Ведь современные дома имеют плоские крыши без чердаков и стрижам негде строить свои гнезда.

А кто такие орнитологи, как вы думаете? (Ответы детей.)

Орнитологи это ученые, которые изучают птиц. А вы хотите стать орнитологами? (Ответы детей).

Воспитатель: Говорят весна – период гнездования птиц. Юные орнитологи, как вы думаете, что это значит? (Ответы детей.)

Ребята, давайте понаблюдаем с вами за тем, как птицы заботятся о своих птенцах, как кормят их. (Видеозапись).

Сопроводительный рассказ воспитателя: Многие птицы вьют гнезда на высоких деревьях и используют в качестве строительного материала – веточки, травинки, мох. В гнездах они откладывают яйца, из которых потом появляются птенчики. Мама-птица заботится о них, приносит им корм (мошек, комариков гусениц, жучков). Потом она опять улетает за кормом. Птенчики остаются одни, они спят, согревая друг друга своим теплом. Мама-птица вновь прилетает, приносит им новый корм.

Воспитатель: Вам понравилось наблюдать за птицами? (Ответы детей.)

Орнитологи после наблюдений за птицами делают в своих дневниках записи и зарисовки. Давайте мы тоже, как настоящие орнитологи сделаем зарисовку о своих сегодняшних наблюдениях.

Но сначала нам нужно подготовить свои пальчики.

 

II. Гимнастика для кистей и пальцев рук:

1. Массаж каждого пальца с проговариванием текста «Этот пальчик маленький».

2. Упражнение «Кулачок-ребро-ладошка».

3. Игра «Птица и птенчики»

А теперь я вам расскажу небольшую историю, а вы мне поможете её показать с помощью

своих рук.

Росло красивое дерево.

На дереве было гнездо с птенчиками.

Птенчики были голодными, громко просили есть.

Прилетела мама-птица и стала кормить их.

Мама дала им раз – по одной гусенице,

По две букашке, по три мошке.

Наелись птенчики и стали чистить клювы.

Мама их помыла.

4. Упражнение с карандашом. Шагающие движения кончиками средних и указательных пальцев с зажатым карандашом от себя к себе.

А теперь сядем за столы, возьмем карандаш, зажмем его между указательным и средним

Пальцами и покажем, как шагают птицы по земле в поисках червячков.

 

III. Работа с графическим рисунком:

Воспитатель: Ребята, подойдите к мольберту (рассматривание образца). Моя птица уже свила гнездо и вывела птенцов. На какую фигуру похоже гнездо? (полукруг)

Гнездо вы будете рисовать с помощью внутреннего или внешнего полукруга? (внешнего)

На какую фигуру похожи головы птенцов? (круг). Головы птенчиков вы будете рисовать с помощью круглого трафарета. Затем вы от руки нарисуете глазки и открытые клювы птенцам, дадите маме-птице в клюв червячка или мошку и выполните по образцу штриховку. (Работа детей.)

Молодцы! Вы справились с заданием. Теперь давайте поместим наши зарисовки в наш научный дневник.

 

IV. Психогимнастика «Согреем птенца».

Ребята, представьте, что вы – птицы. В ваших руках-крыльях маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладошками вверх. А теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику сложите ладошки. Спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. Приложите ладони к своей груди. Отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам.

 

V. Заключение.

Воспитатель: Ребята вам понравилось быть орнитологами? С какой птицей мы сегодня познакомились? (Ответы детей.)

А что вам понравилось сегодня больше всего? (Ответы детей.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме…

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Письмо из леса»

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия для старшей группы «Мама – солнышко моё»

Конспект занятия для старшей группы «Мама – солнышко моё» Возрастная группа: старшая группа 5-6 лет. Образовательные области: социально – коммуникативное развитие. Цели: - повышение...

Читайте также

Осенний праздник для старших групп «Волшебница Осень!»

Осенний праздник для старших групп «Волшебница Осень!» Вход детей под музыку Вед 1: Осень нас к себе на бал Нынче пригласила. Чтоб никто не опоздал, Осень попросила. 1...

Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца»

Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» Аннотация: Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» разработана для детей 2-3 лет. Игра направлена на развитие...

Конспект НОД «В гости к Деду Морозу»

Конспект НОД «В гости к Деду Морозу»