Непосредственно организованная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста
«Откуда песня к нам пришла?»

Цель: закреплять знания детей о творческих профессиях: композитор, музыкант, поэт, певец.

Задачи:

- закреплять знания детей об элементарных музыкальных понятиях, музыкальных инструментах;

- закреплять умение петь в коллективе с музыкальным сопровождением;

- способствовать развитию навыков танцевальных движений;

- развивать зрительную, слуховую, двигательную память детей;

- продолжать совершенствовать связную диалогическую и монологическую речь, активизировать словарный запас детей по теме;

- развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения; развивать эстетические чувства, эмоции, переживания;

- формировать потребность творчески проводить свободное время, занимаясь

различной деятельностью (музыкальной, театральной, изобразительной, художественным словом).

Предварительная работа:

1. Чтение главы «Музыка» из книги Скворцовой А. (Большая энциклопедия для самых маленьких. - М, 2009. С. 204-211).

2. Чтение русских сказок «Финист – Ясный Сокол», «Баба-Яга».

3. Знакомство с произведениями поэтов С.Я. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, К.И. Чуковского.

4. Прослушивание произведений П.И. Чайковского «Болезнь куклы», «Марш оловянных солдатиков», «Песня жаворонка»; Антонио Вивальди «Времена года».

5. Изготовление детьми самодельных музыкальных инструментов из бросового материала, семян, круп и т.д.

6. Просмотр фильма о русских народных инструментах «Пряничный домик. На кокошнике играю».

7. Прослушивание аудиозаписей со звучанием различных музыкальных инструментов.

8. Разучивание подвижной игры «Бабка Ёжка».

9. Проведение работы по развитию ритма у детей.

10.  Разучивание песни «Маленький кузнечик» (С. Козлов, В. Щукин).

11.  Отгадывание ребусов.

Оборудование:

Портреты композиторов (П.И. Чайковский, А. Вивальди); нотная тетрадь, ручка; иллюстрация к музыкальной загадке «Баба-Яга»; магнитофон, аудиозапись музыкального произведения «Баба-Яга» П.И. Чайковского, ноутбук, мультфильм «Баба-Яга».

Изображения музыкальных инструментов на панно, иллюстрации к ребусам, самодельные музыкальные инструменты из бросового материала и бытовых предметов, аудиозапись «Ах вы, сени мои, сени» в исполнении Оркестра народных инструментов.

Портреты поэтов, подборка стихотворений (Г. Ладонщиков «Скучать некогда», И. Токмакова «Крокодилы», Э. Мошковская «Капризы»).

На фланелеграфе нотный стан, элементы сценических костюмов для музыкальной композиции «Маленький кузнечик», аудиозапись «Маленький кузнечик», схема-цветок «Песня».

 

Ход занятия:

- Ребята, в детском саду мы учим много песен. Сегодня мы узнаем, откуда к нам приходят песни, кто принимает участие в их создании, представители каких профессий.

Воспитатель подводит детей к столу, на котором находятся портреты композиторов (П.И. Чайковский, А. Вивальди), нотная тетрадь, ручка.

- Ребята, попробуйте догадаться, представитель какой профессии может здесь трудиться.

Дети рассказывают о том, что они видят на столе, и догадываются, что этот уголок посвящен композиторам. Далее воспитатель спрашивает, чем занимается композитор (пишет/сочиняет/создает/придумывает музыку/мелодию/музыкальное произведение), для чего необходима нотная тетрадь (записать мелодию, чтобы ее не забыть, для последующего исполнения музыкантами).

- Сегодня я хочу вам предложить новую музыкальную загадку (показ листа бумаги с вопросительным знаком, на обратной стороне отгадка). Вы должны внимательно прослушать музыкальное произведение П.И. Чайковского, подумать, какое у него настроение, в каком темпе оно звучит (медленном, среднем, быстром), на каком музыкальном инструменте (фортепиано) оно исполняется, и попробовать догадаться, как оно называется.

Дети садятся на стульчики. Звучит музыка П.И. Чайковского «Баба-Яга».

Обсуждение прослушанного произведения. С помощью наводящих вопросов воспитатель помогает детям отгадать музыкальную загадку. Показ отгадки.

- А давайте, ребятки, посмотрим мультфильм, в котором звучит эта мелодия, но обратите внимание, что она исполняется на нескольких инструментах.

После просмотра обсуждение интересной интерпретации сказки «Гуси-лебеди».

- Ребята, а мы Бабу-Ягу совсем не боимся. Давайте поиграем в игру «Бабка Ёжка». (Подвижная игра «Бабка Ёжка».)

Дети подходят к музыкальному уголку.

- Композитор написал мелодию для песни. Кто же будет ее исполнять? (Музыканты.) На чем они играют? (На музыкальных инструментах.)

Дети рассматривают стеллаж с выставленными на нем картинками, на которых изображены музыкальные инструменты, и определяют их типы (язычковые, струнные, ударные, духовые, клавишные и электронные).

- Когда мелодию исполняют сразу на нескольких музыкальных инструментах, как называется эта группа? (Оркестр.) А кто руководит им? (Дирижер.) Каждый музыкант играет по нотам, чтобы композиция была слаженной.

Далее воспитатель предлагает ребятам загадки-ребусы. Дети отгадывают их и показывают игрушечные музыкальные инструменты (флейта, дудочка, скрипка).

Пальчиковая гимнастика «Дудочка» [1].

Ой, ду-ду, ой, ду-ду,

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

- Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок,

Там Буренка лежит,

На теляток глядит,

А домой не идет,

Молочка не несет.

Надо кашу варить,

Сашу кашей кормить.

- Ребята, у нас есть инструменты, сделанные своими руками. Кто об этом расскажет? (Рассказ ребенка о том, как из бросового материала, например, бутылочки, коробочки из-под киндер-сюрприза и семян, круп можно сделать различные шумелки.)

- Вы знаете, что вокруг нас много предметов, которые издают различные звуки (брянчалки, звенелки, шумелки, стучалки, трещалки). Дети разбирают подготовленные «инструменты» и исполняют композицию в определенном ритме под мелодию «Ах вы, сени, мои сени».

- Музыка у нас есть, ее играют музыканты, а что еще нужно для песни? (Слова.) Кто пишет слова для песни? (Поэт.)

Дети подходят к книжному уголку, где выставлены портреты поэтов. (С. Михалков, А. Барто, С. Маршак.)

- Что пишет поэт: стихотворения или рассказы? Чем стихотворение отличается от рассказа или сказки. (В нем есть рифма.)

Воспитатель предлагает дополнить четверостишие рифмой. (Г. Ладонщиков «Скучать некогда», И. Токмакова «Крокодилы», Э. Мошковская «Капризы»).

Села пчелка на цветок,

Опустила хоботок.

Подлетает к ней комар:

- Что ты ищешь там?

- Нектар!

- А тебе не надоело?

Не наскучило искать?

- Нет!

Тому, кто занят делом,

Просто некогда скучать!

***

Прошу вас, не надо съезжать по перилам,

Вы можете в зубы попасть крокодилам!

Они притаились на каждой площадке

И всех, кто съезжает, хватают за пятки

И тащат на дно африканского Нила.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

***

Все капризы у Оксанки

Соберём в большие санки,

Отвезём в далёкий бор,

Дальше моря, выше гор!

И оставим возле ёлки...

Пусть едят их злые волки.

- Песня у нас готова. А что еще необходимо, чтобы мы ее услышали? Кто нам поможет? (Певец, артист.)

Воспитатель вместе с детьми обсуждает, как должен быть одет артист (сценический костюм) и каким инструментом он пользуется (голосом). Что ему необходимо, чтобы голос звучал звонко? (Необходимо распеться.) Дети подходят к фланелеграфу, на котором изображены ноты на нотном стане и скрипичный ключ. Дети объясняют то, что видят на фланелеграфе, и вместе с воспитателем исполняют распевку «Я по лесенке шагаю», а затем надевают элементы сценических костюмов.

Воспитатель дает детям установку, что необходимо так исполнить песню, чтобы получить аплодисменты. Дети представляют музыкальную композицию «Маленький кузнечик».

- Ребята, давайте еще раз вспомним, кто принимал участие в создании песни. (Воспитатель показывает схему в виде цветка.) Дети перечисляют профессии. Как вы думаете, легко написать хорошую песню? Что для этого нужно? (Учиться, развивать свои таланты.)

 

Использованная литература:

1. Смирнова А.А. Пальчиковая гимнастика для подготовительной группы. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/05/12/palchikovaya-gimnastika-dlya-detey-5-7-let - свободный.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лэпбук «Вот какой наш детский сад»

Лэпбук «Вот какой наш детский сад» Трудовое воспитание детей. Старший возраст В средней группе у нас проходила встреча с интересными людьми. Родитель...

Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению грамоте в…

Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению грамоте в коррекционной работе воспитателя Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей...

Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему «Драматизация…

Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему «Драматизация сказки К.И. Чуковского «Цыпленок» Цель: Формировать у детей интерес к театральной...

Читайте также

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»…

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» (с презентацией) Цель: Закреплять знания в области речевого и познавательного развития...

Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках»

Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках» Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках» будет интересна детям среднего возраста. Данная игра направлена на...

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре»

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре» Вед. Время летит, и его не вернуть Стали большими ребята. Мы отправляем сегодня их в путь, Они уже...