Занятие в старшей группе (5 - 6 лет) по звуковой культуре речи звука С и С'. Буква С
Тема: «Путешествие в зимний лес со снежинкой»
Цель:
1. Закрепить навыки четкого различения и произношения звуков С и С’.
2. Учить выделять звуки С и С’.
3. Познакомить с буквой С.
4. Учить образовывать сложные слова, слова – антонимы.
5. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
6. Способствовать развитию звуко – буквенного анализа и синтеза слов.
7. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
8. Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение вместе выполнять задание.
Материал:
Демонстрационный:
1. Снежинка (на палочке).
2. Наборное полотно, большие квадраты для обозначения звуков (красные, синие, зеленые).
3. Картина: расписные сани.
4. Панно из картона: сугроб с 5 словами – схемами, СНЕ – начало слов.
5. Снежок – игрушка.
6. Указка.
7. Картина большая (Над сосной сверкает месяц, на сосне сова, под сосной лиса).
Раздаточный:
1. Поднос с маленькими квадратами (красные, синие, зеленые).
2. Прямоугольник – слово.
3. Картонка с нарисованной букой С, пластилиновая палочка (или колечко).
4. Картинки с животными: рысь, лось, лось, сова, лиса, лиса, синица, сорока.
5. Буква для каждого ребенка из слова: с, н, е, ж, и, н, к, а.
Ход занятия.
Дети стоят полукругом.
1. Воспитатель: «Загадаю вам загадку, кто смышленый погляжу».
«С неба падает зимой, и летает над землей».
«Много, много звездочек
Тонких как стекло
Звездочки холодные,
А земле тепло».
Что это? (Снежинка).
2. Позовем снежинку.
Проговаривание слова «Снежинка» с выделением первого звука.
Какой первый звук? (С).
Когда мы произносим звук С, губы в улыбке, зубы видны, кончик языка спрятался за зубы. Горло – домик голоса. Приложим тыльную сторону ладони к горлу, то горло не дрожит. Звук произносится глухо и называется глухим согласным звуком. Он может произноситься твердо ЛЕС, СОН и мягко ЛОСЬ. СИЛА.
Какой звук первый в слове «Снежинка»? (Согласный, твердый).
3. Воспитатель: «Придумайте слова к слову «Снежинка».
Какая она?
Дети по кругу передают снежинку и говорят прилагательные: «Маленькая, круглая, холодная, белая, легкая, хрупкая, лучистая, тонкая, блестящая, нежная, сверкающая, мягкая, красивая».
4. Снежинка приглашает нас в зимний .? Поймай звуки, скажи слово Л’ЭС.
5. Составим схему слова «Сани» и они поедут сами. Повезут нас в зимний лес красивые расписные сани.
Воспитатель с помощью наборного полотна составляет схему слова, обозначая каждый звук определенным цветом.
Вопросы к детям.
- Сколько слогов в слове?
- Какой ударный слог?
- Какой первый звук в слове «Сани»?
- Это гласный или согласный звук? Почему?
(Когда мы произносим его во рту есть преграда: зубы и язык. Его можно тянуть, но нельзя произносить громко).
- Какой второй звук? (Гласный А’).
- Какой третий звук? (Согласный, мягкий Н’).
- Какой последний звук? (И – гласный)
- Сколько всего звуков в слове «Сани»? (Четыре).
6. Эти звуки слово песни,
Нет преграды на пути.
Голосистые как артисты
Ты их в слове назови? (А, И).
7. Воспитатель говорит:
«Снег, снег,
Белый снег,
Мчимся мы быстрее всех».
Вот сани и поехали!
По схемам дети произносят скороговорку (тихо – громко, быстро – медленно).
«По семеро сели в сани».
«Наши сани едут сами».
Чистоговорки.
«Давайте выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было все понятно».
***
Са – са – са – в лесу бегает лиса.
Сы – сы – сы – хвост пушистый у лисы.
Су – су – су – зимой холодно в лесу.
Со – со – со – нам не нужно колесо.
Си- си –си – сук в руке неси.
8. Приехали. Дети вместе с воспитателем говорят:
«Мы к лесной поляне вышли,
Поднимает ноги выше,
Через ветки и пенечки
Кто высоко так шагал
Не споткнулся, не упал».
(Дети выходят из – за столов, шагают, встают в круг).
Воспитатель кидает снежок каждому ребенку в руки.
9. Игра «Скажи наоборот».
Веселый – грустный, сильный – слабый,
Голодный – сытый, темно – светло,
Трусливый – смелый, мир – ссора,
Слева – справа, горький – сладкий,
Тепло – холодно.
10. «Морозно» - говорит воспитатель.
Говорят все дети:
«Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь,
Подойдет ко мне мороз
Тронет руки, тронет нос,
Только надо не зевать
Прыгать, бегать и играть».
11. Игра в кругу «Найди свой звук» (2 команды»):
- Девочки (красивые и нежные – хлопают на мягкий С’);
- Мальчики (сильные и стойкие – топают на твердый С).
С – Сь;
Са , Со, Си , Сы, Се, Сь, Су.
1 вариант
Ай да, зимушка – зима, всех она украсила,
Заготовила зима краски
Все для всех сама.
Всем деревьям чистые
Блестки серебристые.
И осина, и сосна
Ясень, ель, береза, лиственница и ольха
Все красивые стоят в серебристом инее.
Снежные тропинки, голые кусты,
Падают снежинки тихо с высоты.
Все снежинки по сугробам улеглись,
Все снежинки огонечками зажглись.
2 вариант
Пушистым снегом накрылись деревья. Трудно понять, где осина, ясень. А вот белоствольная береза. А вот сосна. Высоко на суку сидит сова. Сова спит. Совы всегда спят днем. Вася и Сеня были в лесу. Они там встретили лосей. Вася сказал: «Стой спокойно, не спугни лосей».
12. Дети садятся за столы.
Звук С и С’ обозначается буквой «С». Воспитатель показывает букву С.
13. Воспитатель предлагает детям превратить пластилиновое колечко в букву «С».
14. Вопрос – загадка:
Что растет зимой в лесу? (Сугроб).
«Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробами крепко земля».
15. Дети походят к «сугробу».
Это необычный сугроб, в нем спрятались «снежные» слова.
Все они начинаются одинаково – СНЕ– .
Назовите маленькое слово наверху (СНЕ- г).
Второе, третье, четвертое слово (СНЕ – жок, СНЕ – говик, СНЕ – жинка, СНЕ – гопад).
Назовите самое большое слово (СНЕ – гурочка).
16. Дети рассматривают картинку «Следы».
Воспитатель задает вопрос: «Что около сугроба?».
Ответ детей: «Следы».
Воспитатель: «Значит, мы в лесу не одни, чьи они?».
Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается. (Лиса).
Зимой – он пушистый и белый как снег, а весной серый. (Заяц).
Большая птица по сравнению с синицей, кричит громко, ходит важно. (Ворона).
Ответы детей:
Следы лисы, зайца, вороны, саней.
Вывод: они разбежались.
А кто остался?
17. Дети садятся за столы и самостоятельно составляют схему слов из звуков, используя, красные, синие и зеленые квадраты:
Сорока, Лось, Лиса, Лось, Рысь, Лиса, Сова, Синица.
18. Индивидуальная помощь, вопросы при затруднении.
19. Задания для детей.
- Встаньте дети у кого слово со звуком С, у кого слово с согласным звуком С’.
- Поднимите руку у кого в слове один слог, два слога, три слога.
- Обозначьте буквой С звук С, С’ в своих схемах.
Воспитатель показывает картинку и говорит:
«На сосне – сова,
Под сосной – лиса,
Возвращаться нам пора».
Слова воспитателя:
«Буквой С повис над лесом
Полумесяц в небе темном,
Свет волшебный с неба льет
И обратно нас зовет.
Все бело, бело, бело
Много снега намело,
Запорошило пути
Не проехать, не пройти».
«Рассыпалось слово
Скорей собери
И будет дорога у нас на пути».
Воспитатель раздает буквы. Дети из отдельных букв составляют на полу слово:
С – Н – Е – Ж – И – Н – К – А.
20. Воспитатель держит снежинку.
«Но вот кончается
Дорога дальняя
Земли касается
Звезда кристальная».
21. Снежинка опускается возле сундучка. Всем детям из сундучка вручается блестящая снежинка с буквой С.
Читайте также |
---|
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего возраста с логопедическим…
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего возраста с логопедическим заключением «ОНР, 3 уровень речевого развития» по автоматизации звука [ж]...
Технологическая карта занятия в ДОУ «Профессия Моряк»
Технологическая карта занятия в ДОУ «Профессия Моряк» Старшая группа Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое Цель: понимание значения профессии -«моряк» в...
Проект «Семья - мой мир»
Проект «Семья - мой мир» Информация о проекте Длительность: среднесрочный (3 месяца). Дата реализации проекта: ----------. Возрастная категория: 5-7 лет. Участники: воспитанники, коллектив воспитателей, родители. Продукт:...