«Русская береза».
Занятие по экологии в старшей группе

 

Программные задачи:

1. Формировать представления у детей о русской березе.

2. Расширять знания об охране природы.

3. Формировать у детей культуру общения с природой.

4. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

5. Закреплять у детей умения делать из бумаги поверхность из круга разрезанного по радиусу.

6. Развивать творческие способности, самостоятельность.

Оборудование и материалы:

Бутафорская береза, лопаты и лейки, наглядный предмет – кусочек коры, бересты; деревянная посуда, картинки с изображением мебели, лыж, почек, сережек березы, гриб – чага, запись песни «Во поле береза стояла», бутафорские грибы, маски козлят.

 

Ход занятия.

Дети под грамзапись русская народная мелодия «Ах ты береза» входят в зал.

Воспитатель: Ребята, какие деревья растут у нас на участке?

Ответ детей: Липы, каштаны, рябина, клен.

Воспитатель: Вот сейчас мы отправимся в гости к березе. Путь не близкий, поэтому запаситесь терпением, сначала на самолете, затем поедем на поезде, поплывем на пароходе, поскачем на коне, так что внимательно слушайте музыку. Дети двигаются под музыку с имитацией движений друг за другом.

Воспитатель: Приехали. А где же березка? Здесь только поляна. Ну –ка, ребята берите лопаты да сажайте дерево. А кто нам подскажет, как правильно посадить дерево?

Ответы детей.

Воспитатель берет бутафорскую березу и под музыку дети имитируют посадки растений.

Воспитатель: А теперь лейки возьмем и польем землю.   Дети под музыку имитируют полив деревьев.

Ребенок:

Как пришла в сады цветущая весна,     

Посадили мы березку у окна.

Стали, стали мы березку поливать

Стали песенку такую напевать:

Ты расти, моя красавица, расти,

Всем на радость, зеленей, шелести,

Ты расти, расти березка вырастай.

Всем на радость, зеленея, расцветай.

Воспитатель: Ребята, ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас, со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Поэтому она является символом нашей родины России. Поэт Сергей Есенин называл Россию страной «березового ситца», а березки так и описывал:

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту. У всех берез необычная кора. Чем она необычная?

Ответ детей: Белая, с черными полосками.

Воспитатель: Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой (показывает бересту). Береста – это защитный слой дерева, от воды, вредных воздействий человека. Но в белой коре есть черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. Мы любим нашу березу, Как можно ласково ее назвать?

Ответ детей: Кудрявая, душистая, нежная, скромница, стройная, белоствольная.

Воспитатель: Это дерево полюбилось нашему народу. Березку упоминают в сказках, загадках, в песнях и водили хороводы вокруг березки.

Хоровод с детьми «Во поле березка стояла» девочки водят хоровод вокруг березки, мальчики играют на ложках, трещотках.

Воспитатель: Но березка не только красивое, но и полезное дерево. Чем оно полезно?

Ответ детей: Дает чистый воздух (кислород), лечит от болезней, поит полезным соком.

Воспитатель: Настой почек употребляют как лекарство. А кто знает как собирают почки?

Ответ детей: Собирают почки весной, когда они немного набухают. Срезают нижние ветки для веников, высохнут, отбивают ветки на ткань и собирают почки.

Воспитатель: Сережки березы (показ картинки) служат кормом для птиц. На стволах березы встречается березовый гриб – чага (показ – картинки) Из него также готовят лекарства. Ранней весной собирают сок березы. Сделав надрез на березе и собрав сок, уходят, не поблагодарив березку. Что же станет с деревом дальше?

Ответ детей: Оно увянет к следующему году, постепенно будет усыхать ствол.

Воспитатель: Не залечив ранку, сок продолжает течь – это береза плачет. Что нужно сделать, чтобы береза не плакала после сбора сока?

Ответ детей: Нужно замазать ранку глиной или землей, тогда дерево не погибнет.

Воспитатель: А зачем люди собирают березовый сок?

Ответ детей: Он полезен, богат витамином А.

Воспитатель: А что изготовляют с древесины?

Ответ детей: Мебель, лыжи, фанеру, игрушки, поделки, шкатулки (показ картинок).

Воспитатель: Верхние слои коры, березы- бересты (показ бересты) изготавливают туески для сбора ягод, грибов, емкости для хранения молока, масла. В старину береста заменяла бумагу, из опилок делали бумагу.

А сколько грибов растет под березами. Как они называются?

Ответ детей: Подберезовики, волнушки, свинушки, грузди и ядовитый красный мухомор (показ картинок, муляжи).

Воспитатель: Каждую березку нужно не только любить, но и беречь. Зачем ее гнуть и ломать?                                                                                         (инсценировка)

У красы березки

Платья серебрятся

У красы березки

Зеленые косицы.

(Выбегают дети в масках козлят.)

Со двора к березке

Выскочили козы

Стали гнуть березку

А березка в слезы.

(Дети идут.)

Воспитатель: Защищать березку вышли наши дети.

Дети все: Не дадим в обиду, за нее мы все в ответе.

Вторая часть занятия.

Воспитатель: Теперь я хочу, чтобы вы сели за столы и сделали своими руками свою березку с помощью бумаги, клея и кисточки показали какая она русская красавица – березка.

(Под звучание музыки дети выполняют задание.)

Итог. В заключение занятия на стол выставляются поделки.

Воспитатель: Вы замечательно справились с заданием, и у нас получилась целая березовая роща. На занятии мы много узнали о значении березы. Она является символом России, дает кислород, лечит болезни, поит полезным соком. А что мы можем хорошего сделать для деревьев?

Ответы детей: Беречь, не ломать, сажать новые деревья.

Воспитатель: Конечно, человек не только должен любоваться природой, но и беречь ее. Поэтому и наша березка нуждается в охране.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме: «Части тела»

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме: «Части тела» Задачи: Развивать динамическую координацию движений, пространственную организацию движений, мелкую и мимическую моторику. Воспитывать произвольное...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Деньги и…

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Деньги и их значение» Цель: сформировать представление у детей о том, что такое...

Познавательный проект «Дары леса»

Познавательный проект «Дары леса»

Читайте также

Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей

Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей Многие родители вынуждены отдавать детей в детский сад в раннем возрасте...

Балансировочные доски в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Балансировочные доски в логопедической работе с детьми дошкольного возраста Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном...

Дидактическая игра «Морковки на грядке» в группе младшего возраста

Дидактическая игра «Морковки на грядке» в группе младшего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Морковки на грядке» предназначена для детей 3-4 лет и направлена...