Комплексное занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром с использованием рисования в нетрадиционной технике.
Тема: «Путешествие в прошлое»

 

Задачи:

- Продолжать формировать у детей представление о книге, как источнике информации.

- Познакомить с возникновением письменности на примере узелкового, рисуночного письма.

- Дать представление о первых книгах.

- Продолжать учить ориентироваться в окружающем мире, по символам и знакам.

- Закрепить умение использовать нетрадиционные приемы рисования, развивать композиционные умения.

- Развивать историко-географические представления у детей, интерес к познанию.

Оборудование: мультимедийная установка, глиняные дощечки и деревянные палочки (для каждого ребенка), образец глиняной плитки с рисунками, макет пещеры, следы, барабан, настенные рисунки.

Предварительная работа:

1. Посещение районной библиотеки.

2. Оформление мини-библиотеки в группе.

3.Выполнение заданий на развитие символической функции мышления (чтение схем, составление плана группы, выбор движения в соответствии с изображением на карточке).

4. Целевая прогулка к дороге (чтение информационных знаков).

5. Беседа с детьми о любимой книге, писателях.


Ход занятия

Организационный момент.

- Ребята, назовите своего любимого сказочного героя. (Дети по одному называют сказочного героя, проходят, садятся на стульчики).

Ι. Беседа с детьми.

- Сегодня речь у нас пойдет о книге, а точнее о том, как зародилась письменность и какой была первая книга.

- Вот скажите откуда вы узнали о сказочных героях? (Ответы детей.)

- А вот в далекие-далекие времена, когда люди не умели писать, тогда еще у них не было телевизора, потому что не было электричества. Они всю информацию передавали только общаясь друг с другом. Один человек рассказывал другому, другой – третьему, третий – четвертому, и так друг от друга люди узнавали что-то новое, но так было среди людей, которые жили рядом.

- А как же все эти сведения узнавали люди, которые от них жили далеко? (Ответы детей.)

- Оказывается, были такие люди, их называли гонцами, они запоминали какую-то информацию наизусть и отправлялись на далекие расстояния, чтобы ее рассказать другим людям. Так появились «живые письма». Но гонцы слишком много запомнить не могли, поэтому первобытные люди стали использовать ленточки и узелки (на экране пример узелкового письма).

- Узелки различались по размеру, цвету, количеству. Так появилось узелковое письмо. Но эти письма читать было тяжело. И люди догадались, что можно оставлять информацию в рисунках.

- На чем люди могли рисовать? (Ответы детей.)

Рассмотреть и обсудить примеры рисуночного письма (на экране   3-5 примеров рисуночного письма).

Физкультминутка «Ожившие рисунки»

- В те далекие времена люди жили в пещерах, так как домов тоже еще не было. И вот как-то раз они заметили царапины, которые на стенах оставили медведи. Когда точили когти о стену, и тогда люди поняли, что можно по ровной поверхности нацарапывать изображения (рассматриваем на экране примеры писем на глиняных дощечках).

- У меня тоже есть глиняная дощечка (воспитатель показывает глиняную дощечку с рисунком). Что здесь нарисовано? Может мы сможем прочитать, что выцарапали на ней? (Дети рассматривают глиняную дощечку и по рисунку читают информацию.)

- Первобытные люди выцарапывали деревянными палочками какую-то информацию на глиняных дощечках, затем их сушили или обжигали. Потом складывали их друг на друга, так получалась книга. Такая книга писалась долго, ее было тяжело переносить с одного места на другое, плитки могли разбиться (на экране пример глиняной книги).

ΙΙ. Путешествие во времени.

- А сейчас я вам предлагаю превратиться в первобытных людей. Вы должны пройти по следам невиданного животного, постучать в барабан и пролезть в пещеру. (Дети превращаются в первобытных людей.)

- Ребята, а что нарисовано на стене пещеры? Мне кажется, что здесь нарисовали вас. Попробуйте найти себя на этой стене. (Дети рассматривают рисунки и находят себя.)

ΙΙΙ. Рисование на глиняных дощечках.

- А теперь вы тоже можете оставить какую-то информацию или письмо на плитках. (Дети палочками рисуют на пластилиновых дощечках, затем рассказывают их содержание) Ну, что ж нам пора возвращаться. (Дети проходят в пещеру, стучат по барабану, идут по следам и садятся на стульчики.)

- Ребята, а что здесь нарисовано? (На экране информационные знаки.) Что обозначают эти знаки? (Ответы детей.)

ΙV. Итог занятия.

Посмотрите, какое удивительное письмо оставили первобытные люди. Каждый из вас получит такое же письмо и дома постарается с родителями расшифровать послание (детям раздаю письма с рисунками).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа»

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа» Цель: Формировать основы правового сознания. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка. Задачи: Уточнить и обобщить представления...

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников

Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность...

Читайте также

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем…

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем играть нельзя!»

Физическое воспитание в детском саду

Физическое воспитание в детском саду В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Нравственное воспитание – одна...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по теме: «Количество и счет» (Вторая младшая группа) Цель: Создать условия для формирования умения сравнивать...