Комплексное занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром с использованием рисования в нетрадиционной технике.
Тема: «Путешествие в прошлое»
Задачи:
- Продолжать формировать у детей представление о книге, как источнике информации.
- Познакомить с возникновением письменности на примере узелкового, рисуночного письма.
- Дать представление о первых книгах.
- Продолжать учить ориентироваться в окружающем мире, по символам и знакам.
- Закрепить умение использовать нетрадиционные приемы рисования, развивать композиционные умения.
- Развивать историко-географические представления у детей, интерес к познанию.
Оборудование: мультимедийная установка, глиняные дощечки и деревянные палочки (для каждого ребенка), образец глиняной плитки с рисунками, макет пещеры, следы, барабан, настенные рисунки.
Предварительная работа:
1. Посещение районной библиотеки.
2. Оформление мини-библиотеки в группе.
3.Выполнение заданий на развитие символической функции мышления (чтение схем, составление плана группы, выбор движения в соответствии с изображением на карточке).
4. Целевая прогулка к дороге (чтение информационных знаков).
5. Беседа с детьми о любимой книге, писателях.
Ход занятия
Организационный момент.
- Ребята, назовите своего любимого сказочного героя. (Дети по одному называют сказочного героя, проходят, садятся на стульчики).
Ι. Беседа с детьми.
- Сегодня речь у нас пойдет о книге, а точнее о том, как зародилась письменность и какой была первая книга.
- Вот скажите откуда вы узнали о сказочных героях? (Ответы детей.)
- А вот в далекие-далекие времена, когда люди не умели писать, тогда еще у них не было телевизора, потому что не было электричества. Они всю информацию передавали только общаясь друг с другом. Один человек рассказывал другому, другой – третьему, третий – четвертому, и так друг от друга люди узнавали что-то новое, но так было среди людей, которые жили рядом.
- А как же все эти сведения узнавали люди, которые от них жили далеко? (Ответы детей.)
- Оказывается, были такие люди, их называли гонцами, они запоминали какую-то информацию наизусть и отправлялись на далекие расстояния, чтобы ее рассказать другим людям. Так появились «живые письма». Но гонцы слишком много запомнить не могли, поэтому первобытные люди стали использовать ленточки и узелки (на экране пример узелкового письма).
- Узелки различались по размеру, цвету, количеству. Так появилось узелковое письмо. Но эти письма читать было тяжело. И люди догадались, что можно оставлять информацию в рисунках.
- На чем люди могли рисовать? (Ответы детей.)
Рассмотреть и обсудить примеры рисуночного письма (на экране 3-5 примеров рисуночного письма).
Физкультминутка «Ожившие рисунки»
- В те далекие времена люди жили в пещерах, так как домов тоже еще не было. И вот как-то раз они заметили царапины, которые на стенах оставили медведи. Когда точили когти о стену, и тогда люди поняли, что можно по ровной поверхности нацарапывать изображения (рассматриваем на экране примеры писем на глиняных дощечках).
- У меня тоже есть глиняная дощечка (воспитатель показывает глиняную дощечку с рисунком). Что здесь нарисовано? Может мы сможем прочитать, что выцарапали на ней? (Дети рассматривают глиняную дощечку и по рисунку читают информацию.)
- Первобытные люди выцарапывали деревянными палочками какую-то информацию на глиняных дощечках, затем их сушили или обжигали. Потом складывали их друг на друга, так получалась книга. Такая книга писалась долго, ее было тяжело переносить с одного места на другое, плитки могли разбиться (на экране пример глиняной книги).
ΙΙ. Путешествие во времени.
- А сейчас я вам предлагаю превратиться в первобытных людей. Вы должны пройти по следам невиданного животного, постучать в барабан и пролезть в пещеру. (Дети превращаются в первобытных людей.)
- Ребята, а что нарисовано на стене пещеры? Мне кажется, что здесь нарисовали вас. Попробуйте найти себя на этой стене. (Дети рассматривают рисунки и находят себя.)
ΙΙΙ. Рисование на глиняных дощечках.
- А теперь вы тоже можете оставить какую-то информацию или письмо на плитках. (Дети палочками рисуют на пластилиновых дощечках, затем рассказывают их содержание) Ну, что ж нам пора возвращаться. (Дети проходят в пещеру, стучат по барабану, идут по следам и садятся на стульчики.)
- Ребята, а что здесь нарисовано? (На экране информационные знаки.) Что обозначают эти знаки? (Ответы детей.)
ΙV. Итог занятия.
Посмотрите, какое удивительное письмо оставили первобытные люди. Каждый из вас получит такое же письмо и дома постарается с родителями расшифровать послание (детям раздаю письма с рисунками).
Читайте также |
---|
Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа»
Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа» Цель: Формировать основы правового сознания. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка. Задачи: Уточнить и обобщить представления...
Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников
Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность...