Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе
Тема: «Необычный гость»

Программное содержание:

- Продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел.

- Совершенствовать знания о составе числа 5 из двух меньших чисел.

- Формировать навыки ориентировки на листе бумаги.

- Систематизировать и расширять знания детей о школе.

- Воспитывать желание быть школьником.

Предварительная работа:

- Рассматривание альбома «Школьная жизнь».

- Беседы с детьми на тему «Скоро в школу».

- Загадывание загадок о цифрах, математических знаках, школьных принадлежностях.

- Беседа с детьми «У меня зазвонил телефон».

- Упражнение детей в разговоре по телефону, с целью совершенствования диалогической формы речи.  

- Подготовить раздаточный материал.

- Подготовить демонстрационный материал.

Оборудование:

- Портфель со школьными принадлежностями.

- Телефон.

- Тетради с индивидуальным заданием.

- Ручки.

- Простые карандаши.

- Предметные карточки.

- Карточки «домики».

- Палочки Кюизинера.  

Методические приёмы:

- Словесные: беседа, уточнения, напоминания, указания, вопросы.

- Наглядные: рассматривание школьных принадлежностей, сравнение с образцом.

- Игровые: создание игровой ситуации.

- Практические: графический диктант; физ. минутка; поощрение.      

  

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня пришли гости – это воспитатели нашего детского сада и учителя из школы. Они пришли для того, чтобы посмотреть чему вы научились в детском саду. Давайте мы с вами поприветствуем их и подарим им свои улыбки.

Воспитатель: - Ребята, пройдёт совсем немного времени, и вы станете школьниками. Сейчас, в детском саду, мы с вами очень много говорим о школе. А в школе вы, наверное, будете вспоминать детский сад.

Давайте сравним, чем детский сад отличается от школы:

- В детском саду дети спят, а в школе?  

Ответы детей.

Воспитатель: - В детском саду обед приносит в группу помощник воспитателя, а в школе?

Ответы детей.

Воспитатель: - В детском саду оценок не ставят, а в школе?

Ответы детей.

Воспитатель: - В детский сад дети могут приходить с сумочками или без них, а в школу?

Ответы детей.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, я рада, что вы так много знаете о школе.

К нам в детский сад пришёл необычный гость, а кто он – вы узнаете, если сможете отгадать загадку. Итак, слушайте:

У девчонки, у мальчишки

В нём лежат тетради, книжки,

Ручка, кисточка, альбом,

Нет лишь куклам места в нём.

Ответы детей.

Воспитатель: - Вы правы, конечно это - школьный портфель (воспитатель показывает детям школьный портфель с грустным выражением лица). Вот он! Ой, ребята, а как вы думаете – какое настроение у нашего гостя?

Ответы детей.

Воспитатель: - Уважаемый портфель, почему Вы такой грустный, что произошло? (Портфель «отвечает» воспитателю на ухо.)

Воспитатель: Всё понятно… с портфелем произошла беда – он не может найти своего хозяина. Ребята, как вы думаете, можем ли мы оставить его в такой трудной ситуации?

Ответы детей.

Воспитатель: - Я предлагаю позвонить в стол находок (воспитатель звонит в стол находок и, объясняя ситуацию, просит о помощи).

Воспитатель: - Ребята, а пока мы ждём хозяина портфеля, давайте постараемся поднять нашему гостю настроение, а сделать это мы сможем, если расскажем и покажем ему, что вы совсем готовы стать школьниками. Давайте пройдём за столы.

Воспитатель: - Уважаемый портфель, позвольте Вас открыть? (Воспитатель открывает портфель.)

Воспитатель: - Ребята, послушайте загадку о том, что находится в портфеле:

Я - то в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать…

Что такое я?

Ответы детей: тетрадь

Задание №1

Воспитатель: - У вас на столах тоже лежат тетради, возьмите их и откройте. Посмотрите, что написано на странице тетради? Слушайте внимательно задание: вам нужно взять ручки и обвести кружками цифры и математические знаки (дети выполняют задание).

Воспитатель: - Молодцы, ребята, все справились с трудным заданием. Что осталось не обведённым? Ответы детей.

Воспитатель: - Оставшиеся буквы мы попробуем прочитать по порядку, будьте внимательны. Кто сможет сложить все эти буквы и прочитать, что получится? (воспитатель просит прочитать 2-3 детей, затем вместе с детьми о читает слово «ШКОЛА»).

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы все постарались и сумели прочитать это слово.

Задание №2

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам показать уважаемому портфелю, что мы в детском саду уже многому научились. Например, мы можем без труда построить дом из цветных чисел, лежащих в коробочках перед вами. У каждого из вас на подносах лежит «крыша» для будущего дома, а дом мы с вами построим для цифры «5». Ведь скоро вы станете школьниками, а какая самая лучшая оценка для школьника?

Ответы детей.

Воспитатель:

В школе будешь получать
Ты по всем предметам пять,
И с Пятеркою всегда
Будешь не разлей вода.

Строительство дома мы с вами начнём с фундамента, а фундаментом у нас будет цветная цифра «5» , какого цвета эта цифра?

Ответы детей.

Воспитатель: - Первый этаж мы построим из единиц, какого цвета эта цифра, сколько нам понадобится таких цифр?

Ответы детей.

Воспитатель: - Теперь строительство дома вы продолжите сами – каждый этаж вы будете строить, используя только два цветных числа, равных числу «5». В завершении строительства сверху на дом ставим крышу с цифрой «5». (по окончании строительства воспитатель спрашивает 2-3 детей, как они получили число «5», палочки каких цветов использовали).

Воспитатель: - Посмотрите на нашего гостя, как он улыбается, он рад тому, что вы уже так много знаете и умеете. Ребята, вы так старались, наверное, вы устали? Я предлагаю вам немного отдохнуть, а заодно показать нашему гостю, как хорошо нам живётся в нашем детском саду. Давайте выйдем из - за столов и встанем в круг.

Физкульминутка:

Музыкальная игра «Если весело живётся, делай так…».

Воспитатель: - Теперь мы снова вернёмся к столам.

Задание №3

(воспитатель достаёт из портфеля конверт с геометрическими фигурами).

Воспитатель: - Ребята, в портфеле я нашла какой – то конверт. Предлагаю посмотреть - что в нём:

Брат мой маленький, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие фигуры.

А какие фигуры – вы сможете узнать, отгадав загадки:
Вот первая загадка -

Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что мы видим? - ...

Ответы детей: треугольник.

Воспитатель: вторая загадка

Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это …

Ответы детей: круг.

Воспитатель: какие вы молодцы, всё вы знаете, попробуйте отгадать третью загадку

Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг….

Ответы детей: овал.

Воспитатель: вот вам следующая загадка -

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,
Потому что я….

Ответы детей: квадрат.

Воспитатель: а с этой загадкой справитесь? -

Треугольник подпилили
И фигуру получили:
Два тупых угла внутри
И два острых – посмотри.
Не квадрат, не треугольник,
А похож на многоугольник….

Ответы детей: трапеция.

Воспитатель: - Молодцы, вы правильно отгадали все загадки, на ваших столах тоже есть конверты с геометрическими фигурами, возьмите лист бумаги и геометрические фигуры из конверта. Я буду вам диктовать, а вы – раскладывать фигуры так, как я скажу, будьте внимательны:

В верхний правый угол – 5 треугольников;
В верхний левый угол – 4 круга;
В нижний правый угол – 2 овала;
В нижний левый угол – 3 квадрата;
В середину листа – 1 многоугольник. (Дети под диктовку раскладывают на листах бумаги названные геометрические фигуры в указанном порядке и количестве.)

Воспитатель: - А теперь я снова прочитаю задание, а вы посмотрите и проверьте друг у друга – правильно ли оно выполнено, если вы заметите ошибку у своего соседа – поднимите руку. (Дети проверяют правильность выполнения задания друг у друга.)

Воспитатель: - Молодцы, задание выполнено верно, и наш гость улыбается – он рад за вас!

Задание №4

(Воспитатель достаёт из портфеля предметные карточки, карточки с цифрами и математическими знаками.)

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, для чего в портфеле лежат эти картинки? Что можно сделать с их помощью? Может быть, следующая загадка поможет вам догадаться, послушайте:

У нее нет ничего:

Нет ни глаз, ни рук, ни носа,

Состоит она всего

Из условия с вопросом.

Ответы детей: задача.

Воспитатель: - Верно, мы можем составлять и решать задачи. Давайте вспомним, из каких частей состоит задача?

Ответы детей: условие, вопрос, решение, ответ.

Воспитатель: С помощью предметных картинок на доске воспитатель выкладывает условие задачи. В вазе лежало 3 красных и 2 зелёных яблока. Сколько всего яблок лежало в вазе?

Назовите условие задачи.

Ответы детей.

Воспитатель: Назовите вопрос.

Ответы детей.

Воспитатель: Решите задачу.

Ответы детей.

Воспитатель: Объясните, как вы решали задачу; какой математический знак + или – использовали при решении.

Ответы детей.

Воспитатель: Скажите ответ.

Ответы детей.

Воспитатель: Как можно изменить условие задачи, чтобы при её решении использовать действие вычитание? (Дети используют цифры и математические знаки.)

Ответы детей

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с решением задач и сами составили интересную задачу.

Задание №5

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что ещё есть в портфеле ((воспитатель достаёт из портфеля учебник) – конечно в любом портфеле обязательно есть книги, школьники по ним учатся:

- Учитель у меня в портфеле!
- Кто? Быть не может! Неужели?
- Взгляни, пожалуйста, он тут,
Его учебником зовут.

Повторите это слово. (Воспитатель вместе с детьми проговаривает слово «учебник».)

Воспитатель: Для вас в этой книге - интересное задание, а портфель мне шепнул по секрету, что он хочет проверить ваше внимание. Вы хотите показать свою сообразительность и смекалку, тогда слушайте:

У бабушки Даши внучка Маша
Кот Петушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков?

Ответы детей: - 1

Воспитатель: - Кто думает по другому? Почему только одна внучка?

Ответы детей.

Воспитатель: В вазе лежала 1 конфета. К вечеру её не стало. Кто взял конфету, если в комнате были: кошка, рыбки в аквариуме, мальчик и моль? Ответы детей: мальчик.

Воспитатель:- Почему вы решили, что конфету съел мальчик?

Ответы детей.

Воспитатель:

Над рекой летели птицы:

Голубь, щука, 2 синицы.

Сколько птиц летело?

Ответы детей: 3.

Воспитатель: - Какие птицы летели? Сколько птиц всего?

Ответы детей

Воспитатель:- Молодцы, с этим заданием вы тоже справились и я рада, что вы смогли доказать правильность своих ответов. Посмотрите на нашего гостя, как он улыбается, он рад тому, что вы уже так много знаете и умеете.

Ребята, хотите посмотреть, что ещё лежит у школьника в портфеле? (Воспитатель достаёт пенал.) Что это за кошелёк на замочке? Может это для денег?

Ответы детей

Воспитатель: - Совершенно верно – конечно же - это пенал. Пенал – очень удобная и нужная для школьника вещь.

Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается,
Ручка в тесноте находится,
Но зато легко находится.

Как вы думаете, что бы произошло, если бы в портфеле не было пенала?

Ответы детей

Воспитатель: - Смотрите, как улыбается портфель, ему понравились ваши ответы.

Задание №6

Воспитатель: - Для выполнения следующего задания нам тоже понадобится простой карандаш и тетрадь в клетку. Но сначала вы встанем со своих мест и разомнёте свои руки, чтобы приготовить их к работе (проводится пальчиковая гимнастика).

 

Пальчиковая гимнастика «Точка внимания»

 

Понемножку по ладошке
Наши пальчики идут,

пальцы одной руки легко стучат по ладони другой

Серединку на ладошке
Наши пальчики найдут.

то же другой рукой

Чтоб внимательнее стать,
Нужно точку нажимать.

нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки)

Помассировать по кругу,

круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)

А теперь расслабить руку.

легко пошевелить пальцами

Давим,

крепко сжать кулаки

Тянем,

напряженно вытянуть пальцы

Отдыхаем.

расслабить кисть

Мы внимательными станем!

скрестить руки на груди

 

Воспитатель: Откройте тетради, посмотрите задание, в котором необходимо соединить цифры по порядку прямыми линиями, приступайте к его выполнению. А я и наш гость посмотрим – как вы умеете самостоятельно работать. Чтобы выполнить задание аккуратно, нужно сидеть правильно и не забывать следить за своей осанкой. Кто затрудняется – поднимите руку.

Воспитатель: - Посмотрите, какое изображение должно было у вас получиться (дети сравнивают свою работу с образцом, выставленным на доске). У кого получилось такое же изображение, поднимите руку. Я очень рада, что у вас всех подняты руки – это значит, что вы все выполнили задание правильно. На что похоже получившееся изображение?

Ответы детей

Воспитатель: - Подумайте, как можно дополнить полученное изображение, чтобы получился портрет нашего гостя?

Ответы детей

Воспитатель: - Уважаемый портфель, Вам нравится ваш портрет? (Портфель «отвечает на ухо» воспитателю.)

Воспитатель: - Ребята, портфель говорит, что ему очень нравится портрет, и вы ему тоже очень понравились, настоящие будущие школьники.

Я очень рада за вас, все задания вы выполнили правильно, хотя они были не лёгкими.

Звонок по телефону – …

Воспитатель: Да, да, хорошо, обязательно передадим ... Ребята, хозяин портфеля нашёлся – это один школьник приводил в детский сад свою младшую сестрёнку и так спешил, что забыл портфель на скамейке у входа. Давайте попросим наших гостей учителей школы передать портфель этому мальчику.    

Ребята, портфель прощается с нами и надеется, что вы будете очень внимательными, собранными школьниками и никогда не будете терять свои школьные принадлежности, а ещё он желает вам учиться в школе только на 5. Давайте попрощаемся с ним и с нашими гостями.

(Дети прощаются с гостями и провожают их.)

 

Список используемой литературы:

1. В. И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников»;

2. michutka.3dn.ru;

3. razdeti.ru;

4. nsportal.ru.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы»

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы» Выбегают три ребенка. 1 ребенок. Все скорей сюда бегите, собирайтесь в этот зал, если видеть вы хотите...

Конспект занятия «Город Мастеров» (работа с прищепками) в подготовительной к…

Конспект занятия «Город Мастеров» (работа с прищепками) в подготовительной к школе группе Программное содержание. Закрепить порядковый счёт от 1 до 10 и...

Исследовательская деятельность «Полезный укроп»

Исследовательская деятельность «Полезный укроп»

Читайте также

Квест-игра «Эколята – друзья природы»

Квест-игра «Эколята – друзья природы» Цель: формирование экологических знаний посредством игровой деятельности и создание условий, способствующих формированию положительной мотивации, направленной на...

Конспект НОД по физическому развитию для детей первой младшей группы…

Конспект НОД по физическому развитию для детей первой младшей группы «Радуга» «Прогулка зайцев в зимнем лесу» Интеграция образовательных областей: физическое развитие; речевое развитие; познавательное развитие. Задачи: Упражнять детей в прыжках...

Конспект НОД в средней группе «Семья и окружающий мир»

Конспект НОД в средней группе «Семья и окружающий мир» Образовательные области: Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие. Задачи: 1. Обучающие: - Выявлять знания детей о живой...