Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе
Тема: «Необычный гость»
Программное содержание:
- Продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел.
- Совершенствовать знания о составе числа 5 из двух меньших чисел.
- Формировать навыки ориентировки на листе бумаги.
- Систематизировать и расширять знания детей о школе.
- Воспитывать желание быть школьником.
Предварительная работа:
- Рассматривание альбома «Школьная жизнь».
- Беседы с детьми на тему «Скоро в школу».
- Загадывание загадок о цифрах, математических знаках, школьных принадлежностях.
- Беседа с детьми «У меня зазвонил телефон».
- Упражнение детей в разговоре по телефону, с целью совершенствования диалогической формы речи.
- Подготовить раздаточный материал.
- Подготовить демонстрационный материал.
Оборудование:
- Портфель со школьными принадлежностями.
- Телефон.
- Тетради с индивидуальным заданием.
- Ручки.
- Простые карандаши.
- Предметные карточки.
- Карточки «домики».
- Палочки Кюизинера.
Методические приёмы:
- Словесные: беседа, уточнения, напоминания, указания, вопросы.
- Наглядные: рассматривание школьных принадлежностей, сравнение с образцом.
- Игровые: создание игровой ситуации.
- Практические: графический диктант; физ. минутка; поощрение.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня пришли гости – это воспитатели нашего детского сада и учителя из школы. Они пришли для того, чтобы посмотреть чему вы научились в детском саду. Давайте мы с вами поприветствуем их и подарим им свои улыбки.
Воспитатель: - Ребята, пройдёт совсем немного времени, и вы станете школьниками. Сейчас, в детском саду, мы с вами очень много говорим о школе. А в школе вы, наверное, будете вспоминать детский сад.
Давайте сравним, чем детский сад отличается от школы:
- В детском саду дети спят, а в школе?
Ответы детей.
Воспитатель: - В детском саду обед приносит в группу помощник воспитателя, а в школе?
Ответы детей.
Воспитатель: - В детском саду оценок не ставят, а в школе?
Ответы детей.
Воспитатель: - В детский сад дети могут приходить с сумочками или без них, а в школу?
Ответы детей.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, я рада, что вы так много знаете о школе.
К нам в детский сад пришёл необычный гость, а кто он – вы узнаете, если сможете отгадать загадку. Итак, слушайте:
У девчонки, у мальчишки
В нём лежат тетради, книжки,
Ручка, кисточка, альбом,
Нет лишь куклам места в нём.
Ответы детей.
Воспитатель: - Вы правы, конечно это - школьный портфель (воспитатель показывает детям школьный портфель с грустным выражением лица). Вот он! Ой, ребята, а как вы думаете – какое настроение у нашего гостя?
Ответы детей.
Воспитатель: - Уважаемый портфель, почему Вы такой грустный, что произошло? (Портфель «отвечает» воспитателю на ухо.)
Воспитатель: Всё понятно… с портфелем произошла беда – он не может найти своего хозяина. Ребята, как вы думаете, можем ли мы оставить его в такой трудной ситуации?
Ответы детей.
Воспитатель: - Я предлагаю позвонить в стол находок (воспитатель звонит в стол находок и, объясняя ситуацию, просит о помощи).
Воспитатель: - Ребята, а пока мы ждём хозяина портфеля, давайте постараемся поднять нашему гостю настроение, а сделать это мы сможем, если расскажем и покажем ему, что вы совсем готовы стать школьниками. Давайте пройдём за столы.
Воспитатель: - Уважаемый портфель, позвольте Вас открыть? (Воспитатель открывает портфель.)
Воспитатель: - Ребята, послушайте загадку о том, что находится в портфеле:
Я - то в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать…
Что такое я?
Ответы детей: тетрадь
Задание №1
Воспитатель: - У вас на столах тоже лежат тетради, возьмите их и откройте. Посмотрите, что написано на странице тетради? Слушайте внимательно задание: вам нужно взять ручки и обвести кружками цифры и математические знаки (дети выполняют задание).
Воспитатель: - Молодцы, ребята, все справились с трудным заданием. Что осталось не обведённым? Ответы детей.
Воспитатель: - Оставшиеся буквы мы попробуем прочитать по порядку, будьте внимательны. Кто сможет сложить все эти буквы и прочитать, что получится? (воспитатель просит прочитать 2-3 детей, затем вместе с детьми о читает слово «ШКОЛА»).
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы все постарались и сумели прочитать это слово.
Задание №2
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам показать уважаемому портфелю, что мы в детском саду уже многому научились. Например, мы можем без труда построить дом из цветных чисел, лежащих в коробочках перед вами. У каждого из вас на подносах лежит «крыша» для будущего дома, а дом мы с вами построим для цифры «5». Ведь скоро вы станете школьниками, а какая самая лучшая оценка для школьника?
Ответы детей.
Воспитатель:
В школе будешь получать
Ты по всем предметам пять,
И с Пятеркою всегда
Будешь не разлей вода.
Строительство дома мы с вами начнём с фундамента, а фундаментом у нас будет цветная цифра «5» , какого цвета эта цифра?
Ответы детей.
Воспитатель: - Первый этаж мы построим из единиц, какого цвета эта цифра, сколько нам понадобится таких цифр?
Ответы детей.
Воспитатель: - Теперь строительство дома вы продолжите сами – каждый этаж вы будете строить, используя только два цветных числа, равных числу «5». В завершении строительства сверху на дом ставим крышу с цифрой «5». (по окончании строительства воспитатель спрашивает 2-3 детей, как они получили число «5», палочки каких цветов использовали).
Воспитатель: - Посмотрите на нашего гостя, как он улыбается, он рад тому, что вы уже так много знаете и умеете. Ребята, вы так старались, наверное, вы устали? Я предлагаю вам немного отдохнуть, а заодно показать нашему гостю, как хорошо нам живётся в нашем детском саду. Давайте выйдем из - за столов и встанем в круг.
Физкульминутка:
Музыкальная игра «Если весело живётся, делай так…».
Воспитатель: - Теперь мы снова вернёмся к столам.
Задание №3
(воспитатель достаёт из портфеля конверт с геометрическими фигурами).
Воспитатель: - Ребята, в портфеле я нашла какой – то конверт. Предлагаю посмотреть - что в нём:
Брат мой маленький, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие фигуры.
А какие фигуры – вы сможете узнать, отгадав загадки:
Вот первая загадка -
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что мы видим? - ...
Ответы детей: треугольник.
Воспитатель: вторая загадка –
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это …
Ответы детей: круг.
Воспитатель: какие вы молодцы, всё вы знаете, попробуйте отгадать третью загадку –
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг….
Ответы детей: овал.
Воспитатель: вот вам следующая загадка -
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я….
Ответы детей: квадрат.
Воспитатель: а с этой загадкой справитесь? -
Треугольник подпилили
И фигуру получили:
Два тупых угла внутри
И два острых – посмотри.
Не квадрат, не треугольник,
А похож на многоугольник….
Ответы детей: трапеция.
Воспитатель: - Молодцы, вы правильно отгадали все загадки, на ваших столах тоже есть конверты с геометрическими фигурами, возьмите лист бумаги и геометрические фигуры из конверта. Я буду вам диктовать, а вы – раскладывать фигуры так, как я скажу, будьте внимательны:
В верхний правый угол – 5 треугольников;
В верхний левый угол – 4 круга;
В нижний правый угол – 2 овала;
В нижний левый угол – 3 квадрата;
В середину листа – 1 многоугольник. (Дети под диктовку раскладывают на листах бумаги названные геометрические фигуры в указанном порядке и количестве.)
Воспитатель: - А теперь я снова прочитаю задание, а вы посмотрите и проверьте друг у друга – правильно ли оно выполнено, если вы заметите ошибку у своего соседа – поднимите руку. (Дети проверяют правильность выполнения задания друг у друга.)
Воспитатель: - Молодцы, задание выполнено верно, и наш гость улыбается – он рад за вас!
Задание №4
(Воспитатель достаёт из портфеля предметные карточки, карточки с цифрами и математическими знаками.)
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, для чего в портфеле лежат эти картинки? Что можно сделать с их помощью? Может быть, следующая загадка поможет вам догадаться, послушайте:
У нее нет ничего:
Нет ни глаз, ни рук, ни носа,
Состоит она всего
Из условия с вопросом.
Ответы детей: задача.
Воспитатель: - Верно, мы можем составлять и решать задачи. Давайте вспомним, из каких частей состоит задача?
Ответы детей: условие, вопрос, решение, ответ.
Воспитатель: С помощью предметных картинок на доске воспитатель выкладывает условие задачи. В вазе лежало 3 красных и 2 зелёных яблока. Сколько всего яблок лежало в вазе?
Назовите условие задачи.
Ответы детей.
Воспитатель: Назовите вопрос.
Ответы детей.
Воспитатель: Решите задачу.
Ответы детей.
Воспитатель: Объясните, как вы решали задачу; какой математический знак + или – использовали при решении.
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите ответ.
Ответы детей.
Воспитатель: Как можно изменить условие задачи, чтобы при её решении использовать действие вычитание? (Дети используют цифры и математические знаки.)
Ответы детей
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с решением задач и сами составили интересную задачу.
Задание №5
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что ещё есть в портфеле ((воспитатель достаёт из портфеля учебник) – конечно в любом портфеле обязательно есть книги, школьники по ним учатся:
- Учитель у меня в портфеле!
- Кто? Быть не может! Неужели?
- Взгляни, пожалуйста, он тут,
Его учебником зовут.
Повторите это слово. (Воспитатель вместе с детьми проговаривает слово «учебник».)
Воспитатель: Для вас в этой книге - интересное задание, а портфель мне шепнул по секрету, что он хочет проверить ваше внимание. Вы хотите показать свою сообразительность и смекалку, тогда слушайте:
У бабушки Даши внучка Маша
Кот Петушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков?
Ответы детей: - 1
Воспитатель: - Кто думает по другому? Почему только одна внучка?
Ответы детей.
Воспитатель: В вазе лежала 1 конфета. К вечеру её не стало. Кто взял конфету, если в комнате были: кошка, рыбки в аквариуме, мальчик и моль? Ответы детей: мальчик.
Воспитатель:- Почему вы решили, что конфету съел мальчик?
Ответы детей.
Воспитатель:
Над рекой летели птицы:
Голубь, щука, 2 синицы.
Сколько птиц летело?
Ответы детей: 3.
Воспитатель: - Какие птицы летели? Сколько птиц всего?
Ответы детей
Воспитатель:- Молодцы, с этим заданием вы тоже справились и я рада, что вы смогли доказать правильность своих ответов. Посмотрите на нашего гостя, как он улыбается, он рад тому, что вы уже так много знаете и умеете.
Ребята, хотите посмотреть, что ещё лежит у школьника в портфеле? (Воспитатель достаёт пенал.) Что это за кошелёк на замочке? Может это для денег?
Ответы детей
Воспитатель: - Совершенно верно – конечно же - это пенал. Пенал – очень удобная и нужная для школьника вещь.
Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается,
Ручка в тесноте находится,
Но зато легко находится.
Как вы думаете, что бы произошло, если бы в портфеле не было пенала?
Ответы детей
Воспитатель: - Смотрите, как улыбается портфель, ему понравились ваши ответы.
Задание №6
Воспитатель: - Для выполнения следующего задания нам тоже понадобится простой карандаш и тетрадь в клетку. Но сначала вы встанем со своих мест и разомнёте свои руки, чтобы приготовить их к работе (проводится пальчиковая гимнастика).
Пальчиковая гимнастика «Точка внимания»
Понемножку по ладошке |
пальцы одной руки легко стучат по ладони другой |
Серединку на ладошке |
то же другой рукой |
Чтоб внимательнее стать, |
нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки) |
Помассировать по кругу, |
круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки) |
А теперь расслабить руку. |
легко пошевелить пальцами |
Давим, |
крепко сжать кулаки |
Тянем, |
напряженно вытянуть пальцы |
Отдыхаем. |
расслабить кисть |
Мы внимательными станем! |
скрестить руки на груди |
Воспитатель: Откройте тетради, посмотрите задание, в котором необходимо соединить цифры по порядку прямыми линиями, приступайте к его выполнению. А я и наш гость посмотрим – как вы умеете самостоятельно работать. Чтобы выполнить задание аккуратно, нужно сидеть правильно и не забывать следить за своей осанкой. Кто затрудняется – поднимите руку.
Воспитатель: - Посмотрите, какое изображение должно было у вас получиться (дети сравнивают свою работу с образцом, выставленным на доске). У кого получилось такое же изображение, поднимите руку. Я очень рада, что у вас всех подняты руки – это значит, что вы все выполнили задание правильно. На что похоже получившееся изображение?
Ответы детей
Воспитатель: - Подумайте, как можно дополнить полученное изображение, чтобы получился портрет нашего гостя?
Ответы детей
Воспитатель: - Уважаемый портфель, Вам нравится ваш портрет? (Портфель «отвечает на ухо» воспитателю.)
Воспитатель: - Ребята, портфель говорит, что ему очень нравится портрет, и вы ему тоже очень понравились, настоящие будущие школьники.
Я очень рада за вас, все задания вы выполнили правильно, хотя они были не лёгкими.
Звонок по телефону – …
Воспитатель: Да, да, хорошо, обязательно передадим ... Ребята, хозяин портфеля нашёлся – это один школьник приводил в детский сад свою младшую сестрёнку и так спешил, что забыл портфель на скамейке у входа. Давайте попросим наших гостей учителей школы передать портфель этому мальчику.
Ребята, портфель прощается с нами и надеется, что вы будете очень внимательными, собранными школьниками и никогда не будете терять свои школьные принадлежности, а ещё он желает вам учиться в школе только на 5. Давайте попрощаемся с ним и с нашими гостями.
(Дети прощаются с гостями и провожают их.)
Список используемой литературы:
1. В. И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников»;
2. michutka.3dn.ru;
3. razdeti.ru;
4. nsportal.ru.
Читайте также |
---|
Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы»
Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы» Выбегают три ребенка. 1 ребенок. Все скорей сюда бегите, собирайтесь в этот зал, если видеть вы хотите...
Конспект занятия «Город Мастеров» (работа с прищепками) в подготовительной к…
Конспект занятия «Город Мастеров» (работа с прищепками) в подготовительной к школе группе Программное содержание. Закрепить порядковый счёт от 1 до 10 и...
Исследовательская деятельность «Полезный укроп»
Исследовательская деятельность «Полезный укроп»