Конспект подгруппового логопедического занятия для детей среднего возраста по теме
«Аквариумные рыбки»

 

I. Коррекционные задачи:

1. Развивать логическое мышление: умение отгадывать загадки, пояснять отгадку;

2. Развивать слуховое восприятие: слушать неречевые звуки (шумы);

3.Развивать зрительное восприятие: складывать целое из частей;

4. Развитие фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза;

5. Развивать координацию речи с движением;

6. Развитие мелкой моторики, графических навыков;

7. Развитие сенсорной сферы: умение различать и называть основные цвета.

II. Образовательные задачи:

1. Активизация словаря по теме:

Существительные: рыбы, хвост, голова, чешуя, туловище, плавники, жабры золотая рыбка, сом, гуппи, меченосец, скалярия, аквариум;

Прилагательные: аквариумные, золотая, красная, синяя, зеленая, голубая, маленькая, красивые, блестящие, ловкие, быстрые;

Глаголы: плавать, дышать, есть.

2. Грамматический строй речи:

Развивать умение подбирать к существительному определения, согласовывать их в роде числе и падеже.

Развивать умение образовывать существительные родительного падежа единственного числа.

Развивать умение согласовывать существительные и числительные.

Закрепить предложно-падежные конструкции с предлогами -под-, -в-, -на-, -у-.

Закрепить понятие «аквариумные рыбы».

III. Воспитательные задачи: воспитывать желание ухаживать за рыбами, играть. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, слайдов, посещение с родителями зоопарка, зоомагазина, чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Материалы: слайды или картинки с изображением аквариумных рыбок, аудио запись «Шум моря», игрушка-рукавичка Золотая Рыбка, схемы гласных звуков, тарелка с рыбками и прищепками.

 

Ход занятия:

1. Орг. момент. Упр. «Какое утро?»

(Дети заходят в группу и останавливаются около окна.)
Посмотрите внимательно в окно и скажите, какое утро?

(Утро раннее, весеннее, светлое, темное, пасмурное, солнечное.)

 

2. Развитие логического мышления.

(Дети садятся на стулья.)

Упр. «Отгадай загадку»

У нас может появиться еще одна гостья. А вот кто, вы узнаете, если отгадаете загадку. Слушайте внимательно.

К нам из сказки приплыла,

Там царицею была.

Это рыбка не простая –

Это рыбка…….. (Золотая.)

 

3. Развитие фонетического восприятия, анализа и синтеза

Сюрпризный момент. Игрушка- рукавичка Золотая Рыбка.

(Появляется Золотая Рыбка.)

Кто же это? У нас рыбка не простая, а золотая. Как вы думаете, почему рыбку назвали золотой? Умеет ли Рыбка говорить? Золотая Рыбка умеет говорить, только говорит она беззвучно. Она открывает рот, на воде появляются вот такие пузыри (показ кружков). Попробуйте догадаться. Какой звук произнесла Рыбка.

(Логопед показывает схемы гласных звуков (а), (о), (у), (и).)

Внимательно посмотрите на кружок. Какой звук? Какие звуки «произнесла» Рыбка? Эти звуки гласные или согласные? Почему мы называем эти звуки гласными? (Ответы детей.)

Посмотрите внимательно и скажите, какое слово «произнесла» рыбка? (Рыбка сказала: «АУ!».) Назовите первый звук в этом слове, второй.

Л: Ой, ребята, Рыбка кого-то ищет? Как вы думаете, кого же она ищет? (Ответы детей.) А может она ищет друзей, рыбок.

 

4. Общая моторика. Игра «Рыбка золотая»

(аудио запись шум моря, маски на голову).

Встали, глазки закрыли, покружились, в маленьких рыбок превратились.

Рыбка, рыбка, хвостик золотой! («Плывут» по кругу.)

Где ты бывала, что видала?

-Плавала я в море…

Видела я камешки (приседают и стучат по полу кулаками)

тинушку-траву. (подняться)

Видела улиток, (идут на корточках, затем медленно поднимаются

водоросль-траву (покачиваются, словно водоросли)

И красивых рыбок……

Покружились и в ребяток превратились.

 

5. Связная речь. Упр. «Посмотри и назови».

Хотите посмотреть рыбок, которых видела Золотая Рыбка? Садитесь за столы, давайте посмотрим.

(Показ слайдов, картинок.)

Л: Посмотрите и назовите эту рыбку. (Это гуппи, сом, скалярия, золотая рыбка.)

Аналогично проводится работа с другими слайдами, (картинками).

Где живут эти рыбки? (В аквариуме.) Аквариум – дом для рыбок, поэтому этих рыбок называют аквариумные рыбки.

 

6. Мелкая моторика. Грамматический строй. Образование существительных в родительном падеже, подбор определений к существительному. Закрепить названия аквариумных рыбок.

(На столе тарелочка с прищепками и разноцветными рыбками.)

Посмотрите, наша рыбка загрустила

Подойдите к столу. Подумайте, выберите себе рыбку. Какого цвета рыбку взял? (Я взял красную рыбку.) Чего нет у наших рыбок? (У моей рыбки нет хвоста, плавников.) Возьмите прищепки и прикрепите хвост и плавники. Покажите гостям рыбок. Скажите, какие у вас рыбки? (У меня……. красивая, красная, большая, маленькая, волшебная.)

У Золотой Рыбки появилось много друзей.

 

7. Грамматический строй. Согласование существительных с числительными от одного до пяти.

Давайте сосчитаем сколько рыбок

Одна рыбка, две рыбки, три… пять рыбок, шесть рыбок, семь рыбок. У нас семь рыбок.

 

8. Грамматический строй. Упр. «Прятки?»

Упр. «Где спрятались аквариумные рыбки?»

Посмотрите внимательно на слайд и скажите, где спрятались рыбки? (Под камнем, в песке, на листике.)

 

9. Итоги
Кто был у нас в гостях? С какими рыбками мы познакомились? Почему рыбок называют аквариумными? Что такое аквариум?

 

Список литературы:

  1. Г.А. Османова, Л.А. Позднякова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков» Санкт-Петербург 2007.
  2. Т.В. Александрова «Живые звуки, или фонетика для дошкольников, Санкт-Петербург «Детсво-Пресс» 2005.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа…

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Воспитание здорового образа жизни детей на...

Технологическая карта НОД для детей средней группы. Образовательная деятельность «Познавательное…

Технологическая карта НОД для детей средней группы. Образовательная деятельность «Познавательное развитие» Тема: «Зимнее волшебство на окне» Цель: учить детей рисовать морозные...

«Теоретические основы организации обучения»

«Теоретические основы организации обучения» Введение Составной частью процесса обучения являются педагогические ситуации, которые характеризуют его состояние в определенное время и в определенном...

Читайте также

Досуг ко «Дню Матери» в младшей группе «Мамочка, милая моя!»

Досуг ко «Дню Матери» в младшей группе «Мамочка, милая моя!» Цель: формирование у детей уважительного отношения к маме, умения выразить ей свою любовь...

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации…

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на более...

Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения…

Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах: «Правила дорожной безопасности» Цель: обучение детей основам безопасного поведения на дорогах. Задачи: -...