Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Знакомство с картиной Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели»

Подготовительная группа

 

Задачи:

1. Учить детей высказывать свои мысли содержательно, понятно;
2. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их целью высказывания;
3. Продолжать эмоционально, «со вкусом» рассказывать об интересных событиях;
4. Воспитывать интерес к птицам и произведениям искусства.
Словарная работа: пейзаж, суетятся, перекликаются, поскрипывают.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о весне, перелётных птицах; знакомство с приметами весны.

 

Ход.

Воспитатель: Удивительный мир окружает нас. Это мир природы. Увидеть её красоту помогают нам художники. А как называют картины, изображающие природу?
Дети: Картины называют пейзажами.
Воспитатель: Мы с вами сегодня познакомимся с пейзажем, но кто на нём изображён, вы должны отгадать:
Всех перелётных птиц черней, враг личинок, друг полей,
Взад - вперёд по пашням вскачь, а зовётся птица - (Грач).
Воспитатель: Более ста лет назад Алексей Кондратьевич Саврасов написал свою знаменитую картину: «Грачи прилетели». Какое хорошее название. Как будто кто-то, пробегая мимо, сообщил радостную весть: «Весна пришла!» (Послушайте о чем же, рассказывает эта картина).
Аудиозапись.
В тихом уголке русского селения Алексей Кондратьевич Саврасов увидел красоту пробуждающейся природы и с большой любовью показал её людям. Картина рассказывает о прекрасной поре в жизни природы, о её пробуждении. Художник построил свой пейзаж, что хочется рассматривать его подробно - каждый предмет, каждую деталь.
На первом плане — грачи, они заняты важным делом: суетятся, перекликаются, как бы советуясь между собой. «Грее-Грее-Грее» -кричат они. Отсюда птица и получила свое название. Грач - очень полезная птица. Она в почве ищет личинок, гусениц и поедает их, чтоб они не портили всходы.
Один из них подобрал с земли веточку. Грачи спешат соорудить на берёзе гнёзда. Берёзы не похожи друг на друга: искривились, изогнулись в разные стороны; видно, не щадили их зимние ветры и метели. Потом наш взгляд уходит дальше, - туда, где сараи и церковь. А ещё
дальше - вольно раскинулась Земля, освободившаяся от снега, и небо-легкое, с голубыми оконцами - просветами. Все берёзки, как будто сажею кто-то вычернил - это грачи вороненые, смелые, важные. Молчаливо обходят ручьи.
Воспитатель: Прилетели грачи и стало ясно, что конец зиме. Весна пришла! Обратите внимание, какие нежные цвета использует художник?

Дети: Бледно-голубой, беловато-розовый, светло-коричневый.

Вос-ль: Художник выбрал их не случайно. Бывают ранней весной дни, когда всё кругом словно затянуто дымкой, и кажется, что небо, земля и деревья досматривают зимние сны. А если бы вы стали птицей, что бы вы могли рассказать? Куда полететь?
Дети: Рассказы дети от лица птиц о том, как им было голодно и холодно зимой, как трудно лететь из теплых краев.
Аудиозапись. Пробуждение природы.
Воспитатель: Обратите внимание, как Саврасов отразил в картине пробуждение природы?
Рассказы детей.
1 ребёнок: Сон этот не глубокий - природа постепенно начинает оживать.
2 ребёнок - Трепещут солнечные блики на деревянной изгороди и тянутся к свету молодые деревья.
3 ребёнок - Слышно как поскрипывают от ветра стволы берез, а в проталинках булькает вода.
Воспитатель: От ветра стволы берёз что делают?
Дети: Березы поскрипывают.
Воспитатель: А берёзы на картине не низкие, а какие ... высокие (добавляют дети).
Не толстые, а ... тонкие
Не прямые, а... изогнутые
Не безобразные, а ... красивые
Погода, кажется здесь не жаркая, а ... холодная
Грачи не молчат, а ... перекликаются, советуются.
А люди изображены на картине?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Вы видите, что людей здесь нет. И в то же время мы почти ощущаем их. Ведь кто построил церковь? А ещё что построили люди?
Дети: Ответы детей - Люди построили сарай, изгородь.
Воспитатель: Люди ещё скоро вспашут землю и чем засеют?
Дети: Ответы детей. (Засеют землю зерном.)

Проводится закличка – физкультпауза:
Воспитатель: «Сеем, сеем, просеваем». Сеем, сеем, посеваем,
Зерно в землю мы бросаем. А потом, примнем немножко,
Чтобы наша птица грач не смогла его склевать.
(Под речёвку дети выполняют движения.)
Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:
Без рук, без топорёнка, построена избёнка. (Гнездо.).
Воспитатель: А для чего строят грачи гнёзда?
Дети: Выводить птенцов.
Воспитатель: Кто вырастит из маленького грачонка?
Дети: Из маленького грачонка вырастит грач.
Воспитатель: А кем будет гусеница? (Бабочкой.)
Кем будет куриное яйцо? (Цыпленком.) Показ предметов.
Кем станет цыплёнок (Курицей, петухом.)

Индивидуальные ответы детей.
Воспитатель: С кем можно сравнить петуха.

Дети: (Показывать картинку) – с будильником, сторожем, часами, забиякой.
Воспитатель: А что объединяет эти предметы? (Показ домашних птиц.)
А что объединяет наших грачей и самолет?
Дети: Самолёт и птицу объединяет то, что они летают по воздуху, что у них есть крылья.
Воспитатель: А что ещё делают грачи?
Дети: Они суетятся, перекликаются.
Воспитатель: Посмотрите снова на картину и назовите слово, которое обозначает действия грачей.
Дети: Они прилетели.
Воспитатель: А чем похожи слова, прилетели, прибежали, примчались?
Дети: Все слова начинаются с маленького слова - приставки - при.
Воспитатель: Назовите слова, которое обозначает направление, в котором летают грачи? (Вверх, вниз.)
Воспитатель: Скажите точнее: облака по небу летят, плывут, кувыркаются, бегут, плетутся, крадутся.
Дети: Облака по небу плывут.
Воспитатель: Почему в народе говорят «Грачи прилетели, на крыльях весну принесли»
Дети: Потому что таит снег, появились лужи, проталины. Люди пашут землю, на деревьях набухли почки. Птицы строят гнезда, чтоб высиживать птенцов. Оживает и пробуждается природа от зимнего сна.
Воспитатель: Отлично! Ваши ответы порадовали меня.
Воспитатель: У вас на столах лежат картинки с птицами. Выберите тех птиц, которые оставались у нас зимовать и назовите их. (Щегол,воробей, синица, поползень, свиристель, снегирь, дятел, сорока, ворона). А теперь, покажите, какие птицы прилетают из теплых краёв и назовите их (скворец, грач, ласточки, журавли).
В слове грач, сколько слогов, а в слове грачи?
(Показ картинки.)
На какую птицу похожа птица грач?
Дети: На ворону, только у грача вокруг клюва со временем образуется белое кольцо.
Воспитатель: Прекрасно! Я знала, что вы справитесь с заданием.
Давайте поиграем парами. (Знакомая игра.) Надо закончить начатое предложение, одним словом по аналогии.
Например, берёза, - дерево, а ромашка - ... цветок.
Огурец - овощ, а яблоко - фрукт.
Воспитатель: А теперь, найдите, у кого лежат на столе фрагменты из картины Саврасова «Грачи прилетели» и покажите на картине, где эти фрагменты должны быть и что на них изображено.
Дети: Дети рассказывают, уточняя название картины и автора.
Воспитатель: Смотрите, как прекрасен этот уголок России, как прекрасна наша Земля!
У меня три стакана с водой. Стакан с блёстками в воде символизирует радостные мысли, стакан с обычной водой - спокойное, уравновешенное состояние. Стакан с грязной водой - неприятные, грустные мысли. Какие мысли возникли у вас, при рассматривании этой картины.
Дети: Несколько детей подходят и показывают, что они чувствовали при знакомстве с картиной.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с чудесной картиной, и я думаю, что вы не пройдёте равнодушно мимо заснеженного леса, сверкающего на солнце, мимо рощи в осеннем уборе. Обрадуетесь этой встрече с прекрасным, и, наверное, станет лучше и добрее.
Чтоб на участке у нас всегда гостили птицы, что надо иметь на участке?
Дети: Кормушку.
Воспитатель: На прогулке мы пойдем и повесим её. Занятие закончено.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи

Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи Семья — это естественная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях, в которой со...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Весна пришла» Цель: Развитие и закрепление лексико-грамматического строя речи и...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе формирования…

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе формирования экологической культуры Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Мы...

Читайте также

Мастер класс для педагогов «Рисование крупой и мыльной пеной»

Мастер класс для педагогов «Рисование крупой и мыльной пеной» Цель: Ознакомление воспитателей с вариативными техниками рисования мыльными пузырями и крупой. Повысить желание поделиться...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения…

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения И.Козеевой «Лучик солнца» Задачи: закрепить знания детей о приметах весны, учить...

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»…

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» (с презентацией) Цель: Закреплять знания в области речевого и познавательного развития...