Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе на тему:
«Башкирский национальный костюм»

 

Программное содержание: познакомить детей с башкирским национальным костюмом, с названием деталей костюма; познакомить с праздником «сабантуй»;

воспитывать чувство гордости за свою родину.

Дидактический материал и оборудование: башкирские национальные костюмы, куклы в башкирских национальных костюмах; картонная кукла с элементами одежды; аудиозапись классической музыки; аудиозапись башкирской музыки; проигрыватель, посылка.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изображающих людей в национальных костюмах; альбом по аппликации «Башкирский национальный костюм»; посещение комнаты с башкирской народной утварью.

Словарная работа: джигит, егет, курай, кубыз, батыр.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сядьте все удобнее и представьте себе, что мы отправляемся в космическое путешествие. (Звучит аудиозапись классической музыки.) Из иллюминаторов космического корабля мы любуемся нашей планетой Земля. На ней мы видим нашу большую Родину – Россию, и свой отчий край – Республику Башкортостан. Как прекрасен наш край! Если посмотреть на Башкирию с высоты, то можно увидеть: и горы, и холмы, и равнины, и обрывы.

На востоке высятся Уральские горы (показ иллюстрации) – Уралтау. Они покрыты густыми лесами.

А вы хотите узнать, как появилась наша родина – Башкортостан? (Ответы детей.)

Давным-давно это было. Жили-были старик и старуха. Жили они очень хорошо. Не было тогда ни войн, ни горя. В реках водилось очень много рыбы, строили плотины бобры; в лесу бегали разные звери, в горах водились олени. Вскоре у старика со старухой родился сын – джигит. Очень любили они своего малыша, кормили рыбьим жиром, кутали в медвежью шкуру. Когда шкура стала мала, стал помогать егет своим родителям. Вскоре родителей не стало, и остался егет один. Долго ли, коротко ли, надоело егету жить одному, и пошёл он туда, куда глаза глядят. Долго он шёл дорогами длинными, и повстречалась ему на пути девушка- красавица. Понравились они друг другу, поженились и стали жить вместе. Родились у них дети. Дети выросли, и у них появились дети, а у этих детей ещё дети. Так и появился башкирский народ и Башкирия.

Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля. Столица нашей родины Уфа. Наша республика занимает большую территорию. Живут здесь и башкиры, и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, любимые танцы. Танцы бывают разные: охотничьи, свадебные, военные. В танцах башкиры отражали свою жизнь, эмоциональное состояние. В танцах лечили даже болезни: простуду, радикулит; вызывали дождь. Танцы имеют свои названия: «Три угла», «Три пня», «Журавли», «Кукушка».

Дети, сегодня к нам утром пришла посылка, но я пока её не открывала. Откроем? (Да.) Что же это такое? Как вы думаете? (Одежда, костюм.) Да, это костюм. Но не просто костюм, а башкирский национальный костюм. Давайте рассмотрим его. Это женский костюм. Вот этот длинный кафтан в форме халата – называется кульмяк, он открыт от верха до низа, до ног. Под него надевается сшитая из полотна длинная рубашка с очень широкими рукавами. Если женщина находилась дома, то халат (кульмяк) она уже не одевала, а оставалась в одной рубашке.

Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками. Украшали платья нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка (кукррэксэ) – прикрывала грудь.

И у женщин, и у мужчин были штаны, они назывались – ыштан. Были также суконные халаты  сэкмэн. У женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия (кашмау). Есть околоушные подвески – сулпы. Вот это головной убор – кумьяулын платок- покрывало.

А теперь рассмотрим мужской костюм. У мужчин было платье- летнее из белой шерсти. Под верхним халатом – дорогая серебряная убранная драгоценными камнями – бляха бархатного коврового пояса, на одном бедре - калта (кожаная плоская сумка), на другом бедре – натруска (сумочка для узкого ножа и для дроби). Мужские штаны – салбар, на голове – тюбетейка. Её носили дома. На улице носили меховую шапку – бурэк из волка, лисы, песца. На ногах башкиры носили башмаки и глубокие галоши. Национальная обувь – это башкирские сапоги – итэк (на твёрдой подошве с шерстяными чулками). Дома носили комнатные туфли – кэуэш.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Нарядим куклу» (с названием деталей одежды). (Игра проводится 3-4 раза.)

Ребята, сейчас наступает лето и вместе с ним к нам приходит праздник сабантуй. Сабантуй – праздник плуга. Празднуют его в начале лета. Праздник вели аксакалы – старые мудрые люди. На сабантуе они занимали самые почётные места. На сабантуе было всё очень красиво: ставились юрты, собирались призы. Если батыры побеждали на сабантуе, то им давали лоскутки и они эти лоскутки берегли. Чем больше лоскутков, тем больше побед.

На празднике звучали интересные рассказы, весёлые песни, пляски, играли на курае, кубызе. Празднование проходило на высоком месте- на холме. Программа сабантуя была очень разнообразна: проводились скачки на лошадях, соревновались в беге, боролись, поднимали тяжести, лазили по 18-метровому шесту, перетягивали канат, проводили конкурсы силачей, прыгали в длину и в высоту, боролись мешками. На сабантуе выдавались призы.

Ребята, сегодня вы многое узнали о Башкортостане, познакомились с костюмами. Давайте ещё раз повторим названия деталей (называют). Молодцы!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «В гостях у…

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «В гостях у сказки» Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое. Задачи: Обучающие: выявить знания детей о...

Сценарий развлечения в детском саду «Пасхальный перезвон»

Сценарий развлечения в детском саду «Пасхальный перезвон» Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры Задачи: 1. Воспитывать любовь и уважение к своему русскому...

Паспорт театрального уголка в группе младшего дошкольного возраста в практике…

Паспорт театрального уголка в группе младшего дошкольного возраста в практике работы воспитателя ДОУ  Театр — это волшебный мир. Он даёт уроки...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми 3-4…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми 3-4 лет «Русский народный костюм» Программное содержание: Познакомить детей с национальной русской одеждой...

Конспект занятия по ПДД «Приключения Маши в городе»

Конспект занятия по ПДД «Приключения Маши в городе» Цель: Создание условий для формирования основ безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного...

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Наша Родина»

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Наша Родина» Цель: Создание условий для формирования нравственно-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить...