Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе на тему:
«О чём поют птицы весной»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация»,   «Здоровье», «Художественное творчество», «Музыка».

Возраст детей: подготовительная к школе логопедическая группа.

Программные задачи:

  • обучение детей грамоте;
  • расширение представлений детей о перелётных птицах, об их образе жизни в весенний период;
  • закрепление приёмов рисования воздухом;
  • развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы посредством мимических упражнений на передачу эмоциональных состояний человека;
  • развитие и коррекция познавательной сферы с помощью игр и игровых заданий, направленных на развитие общей осведомлённости, произвольного внимания, восприятия, памяти, логического мышления и творческого воображения;
  • развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации;
  • обучение приёмам саморасслабления с помощью упражнения – релаксации.

Коррекционные задачи:

  • активизировать словарь детей по теме «Весна», «Перелётные птицы»
  • упражнять в анализе состава предложений, звуковом анализе слов, в подборе родственных слов;
  • развивать связную речь детей.

 Материалы и оборудование:

макет дерева; картинки перелётных птиц; конверты с буквами; набор для составления схемы предложения; наборы для звукового анализа слов; пособие «логопедический конструктор», пособие «полянка родственных слов; альбомные листы, акварель, баночки с водой, кисти, трубочки; аудиокассета с записью голосов птиц, мелодии для релаксации; «сухой дождь» - два обруча с лентами (красный обруч с жёлтыми, оранжевыми и красными лентами; зелёный обруч с голубыми и зелёными лентами); шар из белого меха.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание картинок с изображением перелётных птиц, репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели», чтение: Х.К. Андерсен «Дюймовочка», В. Жуковский

«Жаворонок», В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка», беседы по содержанию; слушание: П. Чайковский

«Песня жаворонка», аудиозаписи пения птиц.

 

Содержание НОД:

Дети вместе с психологом входят в группу через «сухой дождь» (красный обруч с жёлтыми, оранжевыми и красными лентами).

Минутка вхождения в день

П: Ребята, сегодня у нас в детском саду много гостей. Мы всегда рады нашим гостям. Давайте поздороваемся с ними.

П: А сейчас я приглашаю вас встать в круг и взяться за руки. Давайте посмотрим друг другу в глаза и улыбнёмся. Замечательно!

У меня в руках волшебный шар. Он мягкий, тёплый и приятный. Слова тоже бывают мягкими, тёплыми и приятными. Давайте скажем такие слова друг другу! Мы по очереди будем передавать волшебный шар и говорить эти слова соседу.

Дети передают волшебный шар по часовой стрелке, каждый из них говорит комплимент своему соседу.

Д: Никита, какая у тебя красивая улыбка!

Ты сегодня замечательно выглядишь.

П: Ребята, чувствуете, что добра и света в нашем волшебном шаре стало больше? Это произошло потому, что каждый из вас поделился частичкой доброты и тепла. Пусть они не покидают вас и греют! Я желаю вам хорошего настроения!

П: Ребята, человека согревает доброта. А что согревает нас, в природе? Дарит всем свою заботу и тепло?

Д: Солнце.

П: А когда солнечное тепло нас особенно радует?

Д: Сейчас весной.

После долгой и холодной зимы.

Весной.                              

П: Давайте с помощью мимических упражнений покажем, какие чувства мы можем испытывать весной:

  • Пришла весна…ярко засветило солнышко…отступили злые морозы… (радость)
  • Хрупкие весенние цветы пробились прямо из-под снега…(удивление)
  • Кто-то нарвал охапку подснежников…(гнев)
  • Вернулся холодный ветер, и снова посыпались снежинки…(грусть)

П: Мы загрустили… Давайте прогоним грусть – сдуем снежинки с ладошек…

Дыхательное упражнение

П: Снова светит солнышко, мы с вами улыбаемся! (радость)

П: какое настроение у нас сейчас?

Д: Весёлое, радостное, чудесное.

П: Вы правы. Весеннее настроение действительно чудесно! И у весны есть вестники, которые первыми приносят нам частичку этой радости, этого чудесного настроения. Хотите узнать, кто это?

Ответы детей

П: Вы узнаете, если правильно выполните графический диктант. Пройдите, пожалуйста, за столы.

Дети садятся за столы.

П: Вспомните, как надо правильно сидеть при письме: спинка ровная, обе руки на парте. Давайте выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

- Проснулось тёплое солнышко (не спеша поднять руки и развести их в стороны)

- Осветило, обогрело землю своими лучами (пальчиковое упражнение «Солнышко»)

- Треснул на реках лёд (соединить – сцепить кончики пальцев, с усилием потянуть руки, пытаясь разорвать место соединения)

- Льдинами плывёт (разорвать место соединения пальцев)

- А солнце припекает, а снег всё тает – тает – тает… (пальчиковое упражнение «Снег»)

- Ручейки побежали (соединить ладони и совершить несколько волнообразных движений)

- Запели, зажурчали. Вышли дети на улицу кораблики пускать (пальчиковое упражнение «Пароход»: большие пальцы подняты вверх и выполняют роль паруса)

- Бегут за ними вдоль ручья (пальчиковое упражнение «Ножки»)

- Добежали до поляны, а там уже подснежники появляются – весёлые, улыбаются (пальчиковое упражнение «Цветы»)

Графический диктант «Птица»

П: А теперь откройте ваши тетради и приготовьтесь к графическому диктанту. Будьте внимательны.

П: Посмотрите, какое изображение у вас получилось. Кто же является вестником весны?

Д: Вестники весны – это птицы.

П: Вы хорошо справились с заданием. Чтоб ваши глаза немного отдохнули, давайте проведём гимнастику для глаз: мы поиграем с птицами, проследим глазами, куда они полетели.

Гимнастика для глаз

Мы птичек увидали,

Мы с птичками играли.

Птички вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Птички влево полетели,

Дети влево посмотрели.

Крылья вверх птиц поднимают и на землю опускают.

Дети смотрят вверх и вниз,

Глазки закрывают,

Глазки отдыхают.

В: Молодцы, ребята, вы правильно определили, что вестниками весны являются птицы. А сейчас я предлагаю вам продолжить разговор о птицах вот у этого волшебного дерева. Волшебным оно называется потому, что на нём могут совершаться разные чудеса. Вот и сегодня чудо – дерево, наверняка, приготовило вам сюрприз. Но прежде ответьте на вопросы.

В: Какие птицы прилетают весной в наши края?

Д: Грачи, скворцы, трясогузки, жаворонки, дикие гуси и утки, журавли, ласточки, кукушки, соловьи и др.

Картинки с изображением птиц прикреплены к дереву, воспитатель открывает их по мере называния.

В: Как этих птиц можно назвать одним словом?

Д: Перелётные птицы.

В: Почему они так называются?

Д: На зиму эти птицы улетают в тёплые края, а весной возвращаются обратно.

В: Вы говорили о том, что весна и птицы приносят нам радость. Чем радуют нас птицы?

Д: Своим внешним видом, красивым оперением, чудесными песнями.

В: Хотелось бы вам услышать пение птиц?

Д: Да.

В: Посмотрите внимательно на этот конверт со знаком вопроса (конверт висит на чудо-дереве). Это и есть сюрприз чудо – дерева. В конверте задания, выполнив которые, мы разбудим птиц, и они споют нам свою первую весеннюю песню. Вы согласны?

Д: Да.

Воспитатель достаёт из конверта первое задание и читает его детям.

1 задание

В: Составьте из букв и прочитайте названия перелётных птиц (скворец, жаворонок, ласточка, журавль, грач, кукушка, соловей). У каждой буквы есть свой номер. Используйте эти номера в своей работе.

Дети выкладывают слова на ковре.

В: Назовите птиц, в названии которых есть один слог.

Д: Грач.

В: Назовите птиц, в названии которых есть два слога.

Д: Скворец, журавль.

В: Назовите птиц, в названии которых есть три слога.

Д: Ласточка, кукушка, соловей.

В: Назовите птиц, в названии которых есть четыре слога.

Д: Жаворонок, трясогузка.

В: Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с первым заданием!

Физминутка (мини-этюд «Перелётные птицы»)

П: Солнечные лучи согрели землю. Пробуждается ото сна природа. Возвращаются домой перелётные птицы. Они прилетают радостными и счастливыми. Давайте ненадолго превратимся в первых вестников весны.

В: Настя, в какую птицу ты хочешь превратиться? И т.д.

Д: Я хочу превратиться в скворца.

Я хочу стать ласточкой.

И т.д.

П: Солнышко ещё не взошло, и птички спят. Глаза у них закрыты, головки спрятаны под крылышки. Они дышат глубоко, ровно, спокойно. Но вот: «Дзинь» - выглянул первый лучик солнышка. Погладил по головке птичку - Яну, птичку – Колю…

Психолог гладит каждого ребёнка по голове.

П: Птички открыли сначала один глаз, потом другой, посмотрели глазками вниз, влево, вправо, вверх. Зажмурились от яркого солнышка. Открыли глаза и широко улыбнулись. Как рады птички солнышку! Подала голос кукушка: «Ку-ку, ку-ку…». Ей ответили грачи: «Гра-гра-гра-гра…». Стали птички умываться, чистить свои пёрышки, крылышки, грудку. Вот какие они красивые! Посмотрите друг на друга и все вместе скажите: «Здравствуй, весна! Как хорошо жить!»

Д: Здравствуй, весна! Как хорошо жить!

В: Молодцы, ребята! Нас ждёт второе задание.

2 задание

В: Сделайте звуковой анализ слова «грачи».

Педагог приглашает детей к логопедическому конструктору. В процессе характеристики звуков дети сравнивают разные звуки с

характером поверхности материала: твёрдые звуки (г;р)сравнивают с камешками, стучат по ним пальцами; мягкий согласный (ч) -соотносят с гречневой крупой; гласные звуки (а;и) – соотносят с манкой, песочком. Дети проводят рукой по бархатной бумаге.

В: Какому звуку может соответствовать этот материал?

Д: ш-ш-ш

В: В названии какой птицы встречается этот звук?

Д: Кукушка.

В: давайте перейдём за столы и сделаем звуковой анализ слова «грачи», используя цветные символы.

Дети садятся за столы. Один ребёнок работает у доски.

3 задание

В: Вы успешно справились и со вторым заданием! Внимательно выслушайте третье задание: «Сначала соедините подчёркнутые буквы и прочтите название птиц».

Д: Лук – астра – сад – танк – очки: «ласточки»

В: Молодцы, правильно! А теперь со словом «ласточки» составьте предложение.

Д: Ласточки вьют гнёзда под крышами.

В: Сколько слов в предложении?

Д: Пять.

В: Составьте схему предложения. Подберите предложение к схеме.

Д: Ласточки дружно кормят маленьких птенцов.

В: Какие правила о предложении вы знаете?

Д: Первое слово пишется с большой буквы.

Д: Слова в предложении пишутся отдельно.

Д: В конце предложения ставится точка.

Дети работают за столами, один ребёнок – у доски.

В: Ребята, выполнить следующее задание нам поможет «полянка родственных слов». Внимание: задание. Используя символы, подберите родственные слова к слову «птица».

Д: Птичка.

Д: Птичник.

Д: Птичий.

Д: Птичница.

Д: Птицелов.

Подбирая слова, дети выкладывают условные обозначения на «полянке родственных слов».

В: Назовите родственные слова к слову «гнездо». Я буду указывать на схему слова, а вы будете подбирать к ней нужное слово.

Д: Гнёздышко.

Д: Гнездятся.

Д: Гнездовье.

В: Все задания выполнены правильно. Остаётся подойти к чудо – дереву, сказать волшебные слова, и птицы проснутся и запоют нам свою весеннюю песню.

Дети с воспитателем и психологом подходят к чудо – дереву и говорят волшебные слова.

Начинает звучать запись с голосами птиц.

В: Вам нравится пение птиц? А если бы птицы могли петь так, как люди, словами, как вы думаете, о чём бы они рассказали нам в своих весенних песнях?

Д: О том, как они любят свою Родину.

Д: О том, как они любят весну и ждут её с нетерпением.

Д: О том, как прекрасна наша Земля.

Д: О том, какие чудеса они видели в дальних странах.

Д: О том, каким трудным и долгим был их путь.

Д: О том, как радостно возвращаться домой.

В: Давайте выразим чувства и настроение наших друзей – птиц в рисунках. Хотите?

Д: Да.

В: Я приглашаю вас в нашу мастерскую, где приготовлены для вас необычные инструменты. Посмотрите и скажите, чем мы будем рисовать.

Д: Красками.

Д: Кистью.

Д: Воздухом.

По окончании рисования дети подносят свои рисунки к дереву и кладут их на стол.

В: Ребята, рисунки у вас получились разные, не похожие друг на друга, как и пение птиц. Вместе с тем, все они полны настоящей весной, в них только радостные и прекрасные чувства.

В: Весне радуются и птицы, и люди, радуется вся природа. Это хорошее весеннее настроение мы дарим нашим гостям.

Дети проходят и садятся на ковёр.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Полёт высоко в небо»

П: Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь на весеннем ароматном лугу. Над вами весеннее тёплое солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орёл с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья её распростёрты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух…

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это ваши крылья медленно движутся вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывёте в воздухе, и ваши крылья распростёрты в стороны. Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.

А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.

Вот мы уже и на земле. Откройте глаза, вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полёта, которое сохранится на целый день.

Дети вместе с психологом уходят из группы через «сухой дождь» (зелёный обруч с голубыми и зелёными лентами).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Создание анимационного кино с детьми старшего дошкольного возраста

Создание анимационного кино с детьми старшего дошкольного возраста В век информационного прогресса компьютерные технологии быстрым темпом входят в нашу повседневную и...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Вологодское кружево» Цель: познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством...

Конспект ОД по воспитанию патриотических чувств в первой младшей группе…

Конспект ОД по воспитанию патриотических чувств в первой младшей группе «День рождения флага России» Цель: Создание условий для формирования у детей...

Читайте также

Конспект с презентацией виртуальной экскурсии «Московский зоопарк» для дошкольников подготовительной…

Конспект с презентацией виртуальной экскурсии «Московский зоопарк» для дошкольников подготовительной группы Цель: способствовать расширению знаний детей о значении зоопарков и видовом...

Конспект занятия по ФЭМП «Волшебное путешествие»

Конспект занятия по ФЭМП «Волшебное путешествие» Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Интегрированные...

Опыты «С нравственным подтекстом» для детей старшей группы

Опыты «С нравственным подтекстом» для детей старшей группы Чистая душа Материал: 2 прозрачных стакана (один пустой, другой с водой), черная краска, кисточка. Ход...