Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе на тему:
«О чём поют птицы весной»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Музыка».
Возраст детей: подготовительная к школе логопедическая группа.
Программные задачи:
- обучение детей грамоте;
- расширение представлений детей о перелётных птицах, об их образе жизни в весенний период;
- закрепление приёмов рисования воздухом;
- развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы посредством мимических упражнений на передачу эмоциональных состояний человека;
- развитие и коррекция познавательной сферы с помощью игр и игровых заданий, направленных на развитие общей осведомлённости, произвольного внимания, восприятия, памяти, логического мышления и творческого воображения;
- развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации;
- обучение приёмам саморасслабления с помощью упражнения – релаксации.
Коррекционные задачи:
- активизировать словарь детей по теме «Весна», «Перелётные птицы»
- упражнять в анализе состава предложений, звуковом анализе слов, в подборе родственных слов;
- развивать связную речь детей.
Материалы и оборудование:
макет дерева; картинки перелётных птиц; конверты с буквами; набор для составления схемы предложения; наборы для звукового анализа слов; пособие «логопедический конструктор», пособие «полянка родственных слов; альбомные листы, акварель, баночки с водой, кисти, трубочки; аудиокассета с записью голосов птиц, мелодии для релаксации; «сухой дождь» - два обруча с лентами (красный обруч с жёлтыми, оранжевыми и красными лентами; зелёный обруч с голубыми и зелёными лентами); шар из белого меха.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание картинок с изображением перелётных птиц, репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели», чтение: Х.К. Андерсен «Дюймовочка», В. Жуковский
«Жаворонок», В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка», беседы по содержанию; слушание: П. Чайковский
«Песня жаворонка», аудиозаписи пения птиц.
Содержание НОД:
Дети вместе с психологом входят в группу через «сухой дождь» (красный обруч с жёлтыми, оранжевыми и красными лентами).
Минутка вхождения в день
П: Ребята, сегодня у нас в детском саду много гостей. Мы всегда рады нашим гостям. Давайте поздороваемся с ними.
П: А сейчас я приглашаю вас встать в круг и взяться за руки. Давайте посмотрим друг другу в глаза и улыбнёмся. Замечательно!
У меня в руках волшебный шар. Он мягкий, тёплый и приятный. Слова тоже бывают мягкими, тёплыми и приятными. Давайте скажем такие слова друг другу! Мы по очереди будем передавать волшебный шар и говорить эти слова соседу.
Дети передают волшебный шар по часовой стрелке, каждый из них говорит комплимент своему соседу.
Д: Никита, какая у тебя красивая улыбка!
Ты сегодня замечательно выглядишь.
П: Ребята, чувствуете, что добра и света в нашем волшебном шаре стало больше? Это произошло потому, что каждый из вас поделился частичкой доброты и тепла. Пусть они не покидают вас и греют! Я желаю вам хорошего настроения!
П: Ребята, человека согревает доброта. А что согревает нас, в природе? Дарит всем свою заботу и тепло?
Д: Солнце.
П: А когда солнечное тепло нас особенно радует?
Д: Сейчас весной.
После долгой и холодной зимы.
Весной.
П: Давайте с помощью мимических упражнений покажем, какие чувства мы можем испытывать весной:
- Пришла весна…ярко засветило солнышко…отступили злые морозы… (радость)
- Хрупкие весенние цветы пробились прямо из-под снега…(удивление)
- Кто-то нарвал охапку подснежников…(гнев)
- Вернулся холодный ветер, и снова посыпались снежинки…(грусть)
П: Мы загрустили… Давайте прогоним грусть – сдуем снежинки с ладошек…
Дыхательное упражнение
П: Снова светит солнышко, мы с вами улыбаемся! (радость)
П: какое настроение у нас сейчас?
Д: Весёлое, радостное, чудесное.
П: Вы правы. Весеннее настроение действительно чудесно! И у весны есть вестники, которые первыми приносят нам частичку этой радости, этого чудесного настроения. Хотите узнать, кто это?
Ответы детей
П: Вы узнаете, если правильно выполните графический диктант. Пройдите, пожалуйста, за столы.
Дети садятся за столы.
П: Вспомните, как надо правильно сидеть при письме: спинка ровная, обе руки на парте. Давайте выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
- Проснулось тёплое солнышко (не спеша поднять руки и развести их в стороны)
- Осветило, обогрело землю своими лучами (пальчиковое упражнение «Солнышко»)
- Треснул на реках лёд (соединить – сцепить кончики пальцев, с усилием потянуть руки, пытаясь разорвать место соединения)
- Льдинами плывёт (разорвать место соединения пальцев)
- А солнце припекает, а снег всё тает – тает – тает… (пальчиковое упражнение «Снег»)
- Ручейки побежали (соединить ладони и совершить несколько волнообразных движений)
- Запели, зажурчали. Вышли дети на улицу кораблики пускать (пальчиковое упражнение «Пароход»: большие пальцы подняты вверх и выполняют роль паруса)
- Бегут за ними вдоль ручья (пальчиковое упражнение «Ножки»)
- Добежали до поляны, а там уже подснежники появляются – весёлые, улыбаются (пальчиковое упражнение «Цветы»)
Графический диктант «Птица»
П: А теперь откройте ваши тетради и приготовьтесь к графическому диктанту. Будьте внимательны.
П: Посмотрите, какое изображение у вас получилось. Кто же является вестником весны?
Д: Вестники весны – это птицы.
П: Вы хорошо справились с заданием. Чтоб ваши глаза немного отдохнули, давайте проведём гимнастику для глаз: мы поиграем с птицами, проследим глазами, куда они полетели.
Гимнастика для глаз
Мы птичек увидали,
Мы с птичками играли.
Птички вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Птички влево полетели,
Дети влево посмотрели.
Крылья вверх птиц поднимают и на землю опускают.
Дети смотрят вверх и вниз,
Глазки закрывают,
Глазки отдыхают.
В: Молодцы, ребята, вы правильно определили, что вестниками весны являются птицы. А сейчас я предлагаю вам продолжить разговор о птицах вот у этого волшебного дерева. Волшебным оно называется потому, что на нём могут совершаться разные чудеса. Вот и сегодня чудо – дерево, наверняка, приготовило вам сюрприз. Но прежде ответьте на вопросы.
В: Какие птицы прилетают весной в наши края?
Д: Грачи, скворцы, трясогузки, жаворонки, дикие гуси и утки, журавли, ласточки, кукушки, соловьи и др.
Картинки с изображением птиц прикреплены к дереву, воспитатель открывает их по мере называния.
В: Как этих птиц можно назвать одним словом?
Д: Перелётные птицы.
В: Почему они так называются?
Д: На зиму эти птицы улетают в тёплые края, а весной возвращаются обратно.
В: Вы говорили о том, что весна и птицы приносят нам радость. Чем радуют нас птицы?
Д: Своим внешним видом, красивым оперением, чудесными песнями.
В: Хотелось бы вам услышать пение птиц?
Д: Да.
В: Посмотрите внимательно на этот конверт со знаком вопроса (конверт висит на чудо-дереве). Это и есть сюрприз чудо – дерева. В конверте задания, выполнив которые, мы разбудим птиц, и они споют нам свою первую весеннюю песню. Вы согласны?
Д: Да.
Воспитатель достаёт из конверта первое задание и читает его детям.
1 задание
В: Составьте из букв и прочитайте названия перелётных птиц (скворец, жаворонок, ласточка, журавль, грач, кукушка, соловей). У каждой буквы есть свой номер. Используйте эти номера в своей работе.
Дети выкладывают слова на ковре.
В: Назовите птиц, в названии которых есть один слог.
Д: Грач.
В: Назовите птиц, в названии которых есть два слога.
Д: Скворец, журавль.
В: Назовите птиц, в названии которых есть три слога.
Д: Ласточка, кукушка, соловей.
В: Назовите птиц, в названии которых есть четыре слога.
Д: Жаворонок, трясогузка.
В: Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с первым заданием!
Физминутка (мини-этюд «Перелётные птицы»)
П: Солнечные лучи согрели землю. Пробуждается ото сна природа. Возвращаются домой перелётные птицы. Они прилетают радостными и счастливыми. Давайте ненадолго превратимся в первых вестников весны.
В: Настя, в какую птицу ты хочешь превратиться? И т.д.
Д: Я хочу превратиться в скворца.
Я хочу стать ласточкой.
И т.д.
П: Солнышко ещё не взошло, и птички спят. Глаза у них закрыты, головки спрятаны под крылышки. Они дышат глубоко, ровно, спокойно. Но вот: «Дзинь» - выглянул первый лучик солнышка. Погладил по головке птичку - Яну, птичку – Колю…
Психолог гладит каждого ребёнка по голове.
П: Птички открыли сначала один глаз, потом другой, посмотрели глазками вниз, влево, вправо, вверх. Зажмурились от яркого солнышка. Открыли глаза и широко улыбнулись. Как рады птички солнышку! Подала голос кукушка: «Ку-ку, ку-ку…». Ей ответили грачи: «Гра-гра-гра-гра…». Стали птички умываться, чистить свои пёрышки, крылышки, грудку. Вот какие они красивые! Посмотрите друг на друга и все вместе скажите: «Здравствуй, весна! Как хорошо жить!»
Д: Здравствуй, весна! Как хорошо жить!
В: Молодцы, ребята! Нас ждёт второе задание.
2 задание
В: Сделайте звуковой анализ слова «грачи».
Педагог приглашает детей к логопедическому конструктору. В процессе характеристики звуков дети сравнивают разные звуки с
характером поверхности материала: твёрдые звуки (г;р)сравнивают с камешками, стучат по ним пальцами; мягкий согласный (ч) -соотносят с гречневой крупой; гласные звуки (а;и) – соотносят с манкой, песочком. Дети проводят рукой по бархатной бумаге.
В: Какому звуку может соответствовать этот материал?
Д: ш-ш-ш
В: В названии какой птицы встречается этот звук?
Д: Кукушка.
В: давайте перейдём за столы и сделаем звуковой анализ слова «грачи», используя цветные символы.
Дети садятся за столы. Один ребёнок работает у доски.
3 задание
В: Вы успешно справились и со вторым заданием! Внимательно выслушайте третье задание: «Сначала соедините подчёркнутые буквы и прочтите название птиц».
Д: Лук – астра – сад – танк – очки: «ласточки»
В: Молодцы, правильно! А теперь со словом «ласточки» составьте предложение.
Д: Ласточки вьют гнёзда под крышами.
В: Сколько слов в предложении?
Д: Пять.
В: Составьте схему предложения. Подберите предложение к схеме.
Д: Ласточки дружно кормят маленьких птенцов.
В: Какие правила о предложении вы знаете?
Д: Первое слово пишется с большой буквы.
Д: Слова в предложении пишутся отдельно.
Д: В конце предложения ставится точка.
Дети работают за столами, один ребёнок – у доски.
В: Ребята, выполнить следующее задание нам поможет «полянка родственных слов». Внимание: задание. Используя символы, подберите родственные слова к слову «птица».
Д: Птичка.
Д: Птичник.
Д: Птичий.
Д: Птичница.
Д: Птицелов.
Подбирая слова, дети выкладывают условные обозначения на «полянке родственных слов».
В: Назовите родственные слова к слову «гнездо». Я буду указывать на схему слова, а вы будете подбирать к ней нужное слово.
Д: Гнёздышко.
Д: Гнездятся.
Д: Гнездовье.
В: Все задания выполнены правильно. Остаётся подойти к чудо – дереву, сказать волшебные слова, и птицы проснутся и запоют нам свою весеннюю песню.
Дети с воспитателем и психологом подходят к чудо – дереву и говорят волшебные слова.
Начинает звучать запись с голосами птиц.
В: Вам нравится пение птиц? А если бы птицы могли петь так, как люди, словами, как вы думаете, о чём бы они рассказали нам в своих весенних песнях?
Д: О том, как они любят свою Родину.
Д: О том, как они любят весну и ждут её с нетерпением.
Д: О том, как прекрасна наша Земля.
Д: О том, какие чудеса они видели в дальних странах.
Д: О том, каким трудным и долгим был их путь.
Д: О том, как радостно возвращаться домой.
В: Давайте выразим чувства и настроение наших друзей – птиц в рисунках. Хотите?
Д: Да.
В: Я приглашаю вас в нашу мастерскую, где приготовлены для вас необычные инструменты. Посмотрите и скажите, чем мы будем рисовать.
Д: Красками.
Д: Кистью.
Д: Воздухом.
По окончании рисования дети подносят свои рисунки к дереву и кладут их на стол.
В: Ребята, рисунки у вас получились разные, не похожие друг на друга, как и пение птиц. Вместе с тем, все они полны настоящей весной, в них только радостные и прекрасные чувства.
В: Весне радуются и птицы, и люди, радуется вся природа. Это хорошее весеннее настроение мы дарим нашим гостям.
Дети проходят и садятся на ковёр.
Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Полёт высоко в небо»
П: Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь на весеннем ароматном лугу. Над вами весеннее тёплое солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орёл с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, крылья её распростёрты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух…
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это ваши крылья медленно движутся вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывёте в воздухе, и ваши крылья распростёрты в стороны. Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.
А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.
Вот мы уже и на земле. Откройте глаза, вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полёта, которое сохранится на целый день.
Дети вместе с психологом уходят из группы через «сухой дождь» (зелёный обруч с голубыми и зелёными лентами).
Читайте также |
---|
Создание анимационного кино с детьми старшего дошкольного возраста
Создание анимационного кино с детьми старшего дошкольного возраста В век информационного прогресса компьютерные технологии быстрым темпом входят в нашу повседневную и...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе…
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Вологодское кружево» Цель: познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством...
Конспект ОД по воспитанию патриотических чувств в первой младшей группе…
Конспект ОД по воспитанию патриотических чувств в первой младшей группе «День рождения флага России» Цель: Создание условий для формирования у детей...