Конспект занятия по грамоте на тему:
«Путешествие в Страну Слов»
в подготовительной группе

 

Программное содержание: учить детей преобразовывать слова способом выделения слова из слова, способом добавления буквы в начале, с помощью анаграмм. Развивать навык слогового и слитного чтения. Понимать смысл прочитанных слов. Развивать речевой слух, определять место ударения в словах, в структуре анализируемого слова. Продолжать развивать зрительное восприятие, произвольное понимание, логическое, наглядно - образное мышление, воображение. Формировать навык самоконтроля и самооценки на занятии.

Демонстрационный материал: карточки - слова, мяч, большая картонная дверь, книга "Русский язык", пеньки - острова на картоне, эмблемы с название микрогруппы: "Почемучки", "Знайки", "Граммотеи", "Карта - коврик", "Карта в Страну Знаний".

Раздаточный материал: карточки с набором слов на каждого ребенка, карточки на игры: "Добавки", "Выдели", "Замени", "Исключи лишнее слово", "Выбери правильный ответ", "Анаграммы", "Двери + зеркала", "Острова с буквами".

Методические приемы:

1. "Пароль";

2. "Инспектор";

3. "Добавки";

4. "Выдели";

5. "Замени" - на преобразование слов;

6. "Исключи" лишнее слово;

7. "Выбери" правильный ответ;

8. "определи и напиши";

9. "Прочитай" - чтение для виртуозов;

10. "Школа";

11. "Кураторство".

 

Ход занятия:

(Дети разделены на условные три группы и у каждого своя эмблема: "Грамотеи", "Знайки","Почемучки".)

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие - в "Страну слов", и если, мы справимся со всеми заданиями, то сможем овладеть одним из сокровищ этой страны. Но, в начале, нам надо вспомнить пароль.

- как вы думаете, что это может быть?

- правильно это - алфавит. (Педагог бросает мяч детям по очереди, и дети называют весь алфавит от А до Я.)

Итак, путь нам открыт.

 

Задание №1

В начале нас ждет вот какое испытание.

(Дети подходят к одному из столов.)

Вам, ребята надо из предложенного набора слов на карточках выбрать те слова, заранее прочитав их, которые относятся к растительному или животному миру. (Ребята выбирают и откладывают карточки), а сейчас пойдет "Инспектор " (это один из детей) - и проверит правильность этого задания.

- Сегодня на занятии мы с вами, ребята, познакомимся со способами образования слов. Как же образуются слова?

 

Задание № 2

Посмотрите, какой интересный остров нас ждет. (Работа на острове – карте.)

(Задания детям даются по уровням сложности, 3 уровень - стандарт, 2 уровень - усложненный, 1 уровень - сложный, творческий.)

Для вас "Почемучки " - Почемучкин приготовил следующее задание. Вам надо заменить первую букву в слове, чтобы получилось новое слово (3 уровень). Например: пел - . ел (м), порт - . орт (т)

Для "Знаек " - Знайкин хочет поиграть в "Прятки". Только прятки необычные, он спрятал слово в слове, вам надо его определить и выделить (2 уровень). Например: тигры (игры), укол (кол).

И Грамотейкин хочет, чтобы ребята его группы "Грамотеи" способом "Добавки" добавили букву к слову, чтобы получилось новое, совсем другое по смыслу слово (самостоятельная работа без помощи воспитателя). - 1 уровень. Например: анна -.анна (в), рот - . рот (к), лень - . лень (о)...

 

Задание № 3

Игра "Цепочка слов ", где дети называют слова на последний звук предыдущего слова, например: ананас - свекла - арбуз...

 

Задание №4

Наше путешествие продолжается и смотрите куда мы пришли.

Здесь мы с вами должны преодолеть еще препятствия. (Работа за столами.)

- Для "Почемучек" задание состоит в том, чтобы найти на карточке "Правильный ответ и соединить его линией ". Например:

Мама        мыла        яму.

Папа          копал        окно.

- Для "Знаек" - вам надо "Исключить лишение слово " из данных на карточке по строчкам. Например:

Муха, оса, ухо, комар.

Диван, кровать, стул, стол.

- для "Грамотеев" - анаграммы.

Глава (влага)

Гора (рога)

Дорога (города)

Гусли (слуги)...

 

Задание №5

А сейчас поиграем в "Школу".

Я буду учительница, а вы мои ученики. На доске написаны слова в три столбика. Я вызываю к доске Таню, Сашу, Лену и они должны будут поставить правильно ударение. А затем наш "Директор", "Завуч", "Мама" (это все дети) - проверят правильность постановки ударения в словах.

 

Задание №6

- А сейчас - давайте немного разомнемся, надо пройти по группе, найти и назвать слово, чтобы в нем была одна буква "А", например: книга, ручка, роза..., затем с двумя буквами "А", например: карта, парта..., и с тремя буквами "А" - карандаш, барабан, скакалка... .

Ребята, мы с вами поиграли и путь стал короче, мы подошли к "Островкам букв".

 

Задание №7

Сейчас - надо путем зеркала найти, те буквы, которые представляют одну букву вместе с отражением на зеркале. Если вы определите правильно, значит на этот островок наступать можно, а если это неправильная буква, то наступать нельзя, так как сможем - "утонуть".

 

Задание №8

И, наконец, мы дошли до заветной волшебной двери этой страны слов. Но прежде чем открыть её - я хочу, ребята, вас спросить, как вы думаете, что такое богатство (ответы детей).

(Открывают дверь и находят Книгу" Русский язык".)

Педагог: - Богатство - это не только, то что можно купить, продать, это - какая - то ценность. Богатства бывают невидимыми. Например: духовное богатство, богатство речи, то есть красивая речь . И вот ребята, мы нашли с вами наше богатство: это "Русский язык" - книга. Русский язык является одним из богатейших языков мира. Наша речь должна быть красивой, выразительной, а для этого мы должны с вами больше знать. Вспомните, сколько слов сегодня мы с вами могли превратить одни в другие, мы расширили свой запас слов. На следующем занятии мы с вами познакомимся с тем как эти слова можно применить в наших предложениях, рассказах.

И так, давайте оценим себя, как мы сегодня занимались, все ли задания смогли выполнить, где было трудно. И разложим фишки на карте "В страну знаний".



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Безопасность в сети интернет

Безопасность в сети интернет Что такое Интернет? Интернет – эта Всемирная информационная сеть. Получив доступ к сети, можно сделать многое. При...

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Полянка»

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Полянка» Аннотация: Дидактическая игра из фетра представляет собой пособие, которое может помочь детям в развитии...

Сценарий «Выпускной с Шапокляк»

Сценарий «Выпускной с Шапокляк» Звучит негромкая мелодия Поля Мориа. Ведущий: Дошкольное детство-пора золотая Счастливых деньков хоровод Как жаль, что так быстро они пролетают, И вот...

Читайте также

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «У войны - не детское лицо!» Раздел 1. Информационная карта проекта Тип...

Творческие игры и исследования через методические пособия, направленные на восприятия…

Творческие игры и исследования через методические пособия, направленные на восприятия тактильных ощущений Цели и задачи: Развитие кинестетических ощущений (мышечные чувства). Развитие концентрации внимания...

Итоговое родительское собрание в подготовительной группе

Итоговое родительское собрание в подготовительной группе Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Задачи: - подвести итоги работы группы за...