Открытое непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему:
«Королева математика»

(старшая группа № 10)


Образовательная область: Коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы.

Цель: закрепление математических понятий («шире, «уже».); закрепление устного счета, умения составлять и решать математические задачи, устно выполнять арифметические действия; закрепление знаний о геометрических фигурах (круг, овал, треугольник, круг, квадрат,); развитие наглядно- схематического и логического мышления, графических навыков; расширение словарного запаса.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о признаках предметов; учить находить нужное название

2. Закрепить прямой и обратный счёт, знание цифр от 1 до 10

3. Продолжать закреплять умения детей решать примеры на увеличение и уменьшение числа в пределах двух; составлять и решать составные задачи.

4. Закрепить умение устанавливать равенство и не равенство групп предметов, используя знаки «>», «<», «=» .

5. Упражнять детей в ориентировке на плоскости (нахождение место расположения предмета с помощью элементов ТРИЗ)

6. Закрепить знания детей о геометрических фигурах: различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; Закрепить умение правильно применять термины  «шире, «уже».

7. Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, творческое воображение; тренировать память; формировать навыки работы ручкой и карандашом

Материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), их схематическое изображение; цифры от 1 до 10; картинки к загад-

кам и логическим задачам; мяч, листы бумаги, ручки, буквы, лесовичок, стол, животные-игрушки, карточки с точками.

План занятия:

  • Математические загадки;
  • Игра «Данетка»;
  • Игра «Поставь нужный знак» (> = <);
  • Игра «Чудо заяц», «Узнай и назови фигуру»;
  • Д/У «Составь и реши задачку»;
  • Физминутка;
  • Игра «Найди пару»;
  • Д/У «Соедини цифры по порядку»;
  • Упражнение «Решаем примеры»;
  • Упражнение «Цветные вагончики»;
  • Итог занятия - встреча с королевой математики.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо (показывает свиток) на нём указан адрес: «Детский сад «Алёнушка» старшая группа № 10». Это нам. Давайте прочтём его.

«Дорогие ребята! Меня похитил злой колдун и унёс в своё царство. Спасите меня, пожалуйста!»

Королева Математики.

Воспитатель: Ребята, поможем Королеве Математики.

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. За каждое выполненное задание мы будем получать букву, а для чего мы узнаем, когда закончим наше путешествие.

Вот и первое наше задание «Математические загадки»

1. Четыре крыла, а не бабочка

Крыльями машет, а с места не двигается

Что это такое? (мельница).

 

2. Один ствол, много ветвей

А на веточках много гостей (дерево).

 

3. На четырёх ногах стою,

Ходить же вовсе не могу (стол).

 

4. Этот конь не ест овса

Вместо ног два колеса

Сядь верхом, да мчись на нём

Только лучше правь рулём   (велосипед).

 

5. Возле ёлок из иголок

Летним днём построен дом

За травой не виден он

А жильцов в нём миллион (муравейник).

Воспитатель: Молодцы! Быстро справились с этим заданием. Получаем букву «М». Ребята, а вы знаете, что злой колдун живёт в лесу. Чтобы найти Королеву Математики нам придется пройти через лес.

Дети отправляются в лес.

Воспитатель: Ребята, злой колдун живёт в лесу. Нам предстоит найти того, кто укажет дорогу к королеве и выполнить его заколдованные задания. Посмотрите, на лесной полянке гуляют дикие животные, и только одно животное может указать нам дорогу дальше. Сейчас мы с помощью игры «Данетка» попытаемся угадать это животное.

Ребёнок: Это животное находится в левом верхнем углу?

Воспитатель: Нет.

Ребёнок: Это животное находится в правом верхнем углу, нижнем правом углу, нижнем левом углу, слева от зайца и т.д. Правильный ответ в центре.

Воспитатель: Да, это заяц. Теперь заяц будет нам показывать дорогу, но в пути нам ещё предстоит выполнить разные задания. За второе выполненное задание мы получаем букву «О».

Воспитатель: Обратите внимание ребята на то, что в лесу растёт много разных растений. Посмотрите вокруг и назовите их.

Дети: Цветы, деревья, ягоды, грибы, кустарники и т.д.

Проводится Игра «Поставь нужный знак» (на карточках нужно поставить нужный знак, сравнивая совокупности предметов по количеств).

Игра «Поставь нужный знак»

 

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились. Получаем букву «Л».

Дети двигаются по лесу дальше.

Воспитатель: Вот мы и дошли до волшебного дупла. В дупле живет белка. Белка любит придумывать и решать задачки. А вы?

Дети: Да.

Воспитатель: Белка приготовила примеры, а вы должны по этим примерам составить задачи. Проводится игра «Весёлые задачки»

2+1=?         На дереве сидели две вороны, и к ним прилетела ёщё одна. Сколько

                  ворон стало сидеть на дереве?

 

4+1=?         Строители построили четыре дома. Потом ещё один. Сколько домов

                  построили строители?

 

4-2=?         На поляне гуляло четыре зайца. Два зайца ускакали обедать домой.

                 Сколько зайцев осталось гулять на поляне?

 

5-3=?         У белки было пять орешков. Она съела три орешка. Сколько ореш-

                 ков осталось у белки?

Дети придумывают 5-6 задач.

Воспитатель хвалит детей и отдаёт им следующую букву «О».

Игра «Чудо заяц»

Воспитатель: Ребята, в лесу живет чудо заяц (показывает). Посмотрите и скажите, из каких геометрических фигур он состоит

Игра «Чудо заяц»

 

За правильно выполненную работу дети получают букву «Д».

Воспитатель: Вы, наверное, устали, давайте отдохнём.

Физминутка

Отдых наш физкультминутка

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали.

Руки к верху все подняли.

Сели, встали, сели, встали

Ванькой - Встанькой будто стали

А потом пустились вскачь

Будто мой упрямый мяч.

Дети становятся в круг. Проводится игра «Стоп» (порядковый и обратный счёт, на сигнал «стоп» дети передают мяч другому ребёнку). Игра «Назови соседей»

Воспитатель: Впереди нас ждет глубокая пещера. Чтобы пройти через неё мы должны найти пару для таинственных предметов.

Игра «Найди пару»

Игра «Найди пару»

 

Воспитатель: Перед вами узкая речка, чтобы не намочить ноги надо перешагнуть через неё, потом протекает широкая река, через неё нужно перепрыгнуть. До королевства ещё далеко, мы должны успеть. Давайте поедем на транспорте, который мы нарисуем.

Игра «Соедини по порядку цифры»

Игра «Соедини по порядку цифры»

 

Воспитатель: У нас получился паровозик. Мы с вами молодцы и получаем букву «Ц». Но нас ребята, очень много. Мы все не поместимся. Что же нам ещё нужно, чтобы уехать всем?

Дети: Вагончики.

Воспитатель: У вас на столах лежат разноцветные вагончики. Они не простые, а волшебные. Нам нужно отгадать, сколько пассажиров может ехать в каждом вагончике. Для этого нам нужно решить примеры. Кто решит, тот свой вагончик прикрепляет к паровозику. Но это мы должны сделать как можно быстрее.

(воспитатель контролирует решение примеров, если пример решён верно, то вагончик прикрепляют)

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какой по счёту красный вагончик? (синий, жёлтый, зелёный и т.д.)

Воспитатель: Ну вот, мы и получаем с вами последнюю букву «Ы». Какое слово получилось? (МОЛОДЦЫ). Теперь занимаем свои места. Поехали. (Чух – чух).

Дети держатся друг за друга и передвигаются. Доезжают до королевства. Королева Математики встречает детей и благодарит их за помощь, вручает детям подарки.

 

Используемая литература:

1. В.В. Волина «Занимательная математика» (Издат:Весть – ТДА 2001г.), «Праздник числа» (М: Знание, 1993 г.)

2. Н.В. Заводнова «Развитие логики и речи у детей» (Ростов- на Дону «Феникс» 2005 г.)

3. Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день», «Логика для дошкольников» (Ярославль «Академия развития» 2002 г.)

4. А.А. Столяр «Математические игры для детей 5-6 лет». (Москва: Просвещение, 1991 г.)

5. Журнал «Дошкольная педагогика» ( № 5 2007 г.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Праздник «Масленица». Конспект открытого мероприятия по сохранению традиционных народных праздников…

Праздник «Масленица». Конспект открытого мероприятия по сохранению традиционных народных праздников в подготовительной к школе группе Цель: Создать детям радостное, праздничное настроение. Программные задачи: Способствовать...

Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата у ребёнка. Развитие артикуляционной…

Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата у ребёнка. Развитие артикуляционной моторики у детей дома Звуки речи образуются в результате движений артикуляционных...

Дидактическая игра «Взвесим бутылочки»

Дидактическая игра «Взвесим бутылочки» Дидактическая игра «Взвесим бутылочки» является интересным и познавательным пособием для детей среднего возраста. Данная игра направлена на развитие...

Читайте также

НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики»

НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики» Программное содержание: Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 5, согласование их с существительными. • Совершенствовать...

Лэпбук по развитию речи «Интерактивные пособия для дошкольников»

Лэпбук по развитию речи «Интерактивные пособия для дошкольников»

«Мама – терапия» по методике Драпкина Б.З.

«Мама – терапия» по методике Драпкина Б.З. Методика «Мама – терапия» применяется родителями, когда ребенок спит. Через 20-30 мин. после того...