Конспект образовательной деятельности
«Свойства бумаги»

для детей старшей группы

 

Образовательная область «Познание».

Цели: познакомить детей с историей изобретения бумаги, использованием, со свойствами бумаги, через исследовательскую деятельность, используя опыты, воспитывать наблюдательность, внимание.

Материал: Деревянные предметы, береста, разные виды бумаги, спиртовка, видеоклип «Производство бумаги», газета, книга, картонная коробка, раскраска, журнал, цветная бумага. На каждого ребенка: полоски бумаги, чертежной бумаги, картона, салфетки, ножницы, емкости с водой.

 

Ход:

Дети, рассмотрите предметы, лежащие на этом столе? (Дети перечисляют предметы, сделанные из дерева.)

Как вы видите, все они разные, но что же их все объединяет? Что общее? Правильно, они все сделаны из дерева. А как вы думаете, почему среди деревянных предметов лежит бумага? Именно об этом вы сегодня узнаете.

Люди научились писать гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Какие-то народы писали на глиняных плитах, другие – на дощечках, залитых воском, выдалбливали буквы острой палочкой. На Руси люди писали на бересте. Вы уже знаете, что береста – это наружная часть березовой коры. Раньше были так называемые берестяные грамоты - письма, документы, написанные на бересте. Буквы процарапывали особыми костяными инструментами. Но такой способ письма был неудобен.

И люди придумали другой, более удобный способ письма - листы из тонкой кожи животных - пергамент. Пергамент был очень прочный материал. Сохранились целые книги, напечатанные на пергаменте. Но кожа животных была нужна для шитья обуви и одежды. И был изобретен новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем было очень просто писать – бумага.

Рецепт приготовления бумаги придумали в Китае. Диковинкой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ изготовления бумаги. Только через века Европа узнала, как делать это чудо.

Мы с вами отправимся на бумажную фабрику и узнаем, как же делают бумагу. А путешествие у нас будет видео (просмотр видео ролик о производстве бумаги). Вот вы и увидели, как делают бумагу.

Давайте, ребята, подумаем для чего нужна бумага? (Книги, раскраски, тетради, учебники, коробки, газеты.)

Вот как много всего делают из бумаги. Поэтому нужно много бумаги, ее производство все растет и растет. Бумагу, как вы уже знаете, делают из древесины и поэтому быстро сокращаются площади лесов. Чтобы больше не вырубать леса, бумагу пробуют изготовить из камня, стекла, синтетических волокон. А еще можно перерабатывать использованную бумагу, и поэтому очень важен сбор макулатуры.

Физкультминутка.

Давайте пройдем к своим столам и познакомимся с бумагой поближе.

Опыт №1. У вас на столах бумага разного вида, сложите каждый в несколько раз. Какой можно сделать вывод? 

Вывод: Салфеточная бумага складывается легче, ее можно сложить большее количество раз, чертежная сгибается с трудом.

Опыт № 2.Разрезать бумагу ножницами (какая легче разрезается?)

Опыт №3. Кусочки бумаги мнут (какая сильнее мнется? может приобрести прежнюю форму? звук при смятии бумаги - шуршит)

Опыт №4. Кусочки бумаги опускают в воду (какая намокает быстрее? мокрая бумага расползается и рвется)

Опыт № 5. Разорвать полоски из разной бумаги (в каком случае нужно приложить больше усилий?)

Опыт № 6. Нужно подбросить кусочки бумаги одинакового размера, но разного вида (какой упадет быстрее, почему?)

Опыт №7. Взрослый показывает, как бумага горит (какая сгорает быстрее?)

Ребята, я предлагаю поиграть.

Дидактическая игра «Из чего сделан?»

У меня на столе предметы, сделанные из разных видов бумаги. Я называю вид бумаги, вам надо найти предмет, изготовленный из данного вида бумаги (газета, картонная коробка, альбом, книга).

Итоги:

Как много нового мы узнали о бумаге. Хочу вам предложить такую ситуацию - представим, что вся бумага вдруг исчезла. Как мы будем жить? Что делать? Можем ли мы чем-то заменить бумагу?

Что интересного вы сегодня узнали о бумаге? Бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко режется, рвется; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект эффективной формы работы по повышению интереса у детей дошкольного…

Конспект эффективной формы работы по повышению интереса у детей дошкольного возраста к книгам «Книжное дефиле по сказкам Корнея Ивановича Чуковского» Одной...

Познавательное развитие (авторская математическая сказка) «Как муравьи дорожки искали»

Познавательное развитие (авторская математическая сказка) «Как муравьи дорожки искали» Средняя группа «Сказка-это то золото, что блестит огоньком в детских глазках». Ганс Христиан Андерсен. Цель: развивать...

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах…

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности По данным исследователей экологическая ситуация в России не является благополучной...

Читайте также

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну Математика» Возраст: 6 –...

Сценарий мероприятия по социокультурным истокам «Наши добрые, старые сказки!»

Сценарий мероприятия по социокультурным истокам «Наши добрые, старые сказки!» (Для детей средней группы) Люди перестают мыслить, когда перестают читать.Д.Дидро. Цель: Расширить представление родителей...

Познавательно-творческий проект «Народные промыслы России»

Познавательно-творческий проект «Народные промыслы России» «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых...