Конспект непосредственно - образовательной деятельности
Тема: «Знакомство со звуком и буквой Ч.
Правила написания сочетаний ча, чу»
(подготовительная группа)
Цели:
Образовательные: познакомить детей со звуком и буквой Ч, учить соотносить звук и букву; научить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам; закреплять правильный графический образ буквы.
Развивающие: развивать связную речь; развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; развивать внимание, память; развивать интерес к чтению через игру.
Воспитательные: воспитывать умение работать в группе, учить выслушивать ответы товарищей; создавать атмосферу дружеского общения.
Оборудование:
Волшебный мешочек;
Клубочек;
Загадки;
Предметы отгадки на загадки;
Буквы Ч, ч, У, Ю, Ы, И, А, Я, О, Ё;
3 мешочка со схемой слова;
Карточки с правилами написания сочетаний ча – чу;
Игровое поле для игры «Почитай-ка» - 4 шт.;
Кубики игральные – 4 шт.;
Карточки с текстом для индивидуальной работы;
Простые карандаши;
Музыкальный центр, музыка.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Звучит приятная музыка, дети садятся в кружок.
1. Орг. Момент.
Ритуал начала занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла для вас волшебный мешочек, а в нем лежит волшебный клубочек, который поможет поднять нам настроение на целый день. Мы будем передавать клубочек по кругу, говоря при этом добрые пожелания друг другу.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
2. Основная часть.
Воспитатель: В начале занятия я сказала, что мешочек волшебный. В нем спрятались загадки. А вы умеете отгадывать загадки? Верные отгадки на загадки будут появляться на столе.
Загадки:
1. Сам верхом, а ноги за ушами? ОЧКИ.
2. В портфеле я её ношу, ей в тетради я пишу. Замечательная штучка – самопишущая … РУЧКА.
3. Хвост во дворе, нос в конуре, кто его повернет – тот и в дом войдет. КЛЮЧ.
4. Она нужна, чтоб сок налить или горячего чайку попить. ЧАШКА.
5. Ног нет, а хожу, рта нет, а время скажу. ЧАСЫ.
6. Если что болит – не плачь, тебе поможет мудрый … ВРАЧ.
7. Висит груша, нельзя скушать. ЛАМПОЧКА.
8. Горячий, с лимонным ароматом, с вареньем и медом, а можно и с мятой! ЧАЙ.
9. Ударишь – не плачет, подбросишь – поскачет. МЯЧ
Воспитатель: Ребята, посмотрите отгадки. Что общего во всех этих предметах? (В названии этих предметов есть звук Ч.)
Воспитатель: Давайте произнесем этот звук. Его можно пропеть? Что мешает воздуху выходить свободно?
Воспитатель показывает как правильно произносить звук Ч. (Когда мы произносим звук Ч, губки немного вытягиваются в трубочку, зубки почти сомкнуты язычок упирается в верхнее небо.)
Воспитатель вместе с детьми дает характеристику звуку Ч: согласный, мягкий, глухой.
Воспитатель: Ребята, в моем волшебном мешочке оказалось еще 3 мешочка, а на них схема слова, указывающая местоположение звука Ч в слове. Давайте, предметы отгадки разложим по мешочкам. (1 - звук Ч стоит в начале слова, 2 - в середине, 3 - в конце.)
Д/игра «Раздели на группы»
Физ.минутка «Как мячики»
Движения выполняются по ходу стихотворения.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики,
Ножками топают,
Ручками хлопают,
Головой кивают,
Все вместе отдыхают.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какой буквой на письме обозначается звук Ч.
Воспитатель знакомит детей с заглавной и строчной буквой Ч.
Воспитатель: На что похожа буква Ч?
Воспитатель: Буква Ч дружит с гласными буквами. А с какими, вы узнаете послушав сказку.
Жила – была на свете буква Ч а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я, О, Ё.
Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить букве Ч, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут, когда их найдут. Буква Ч везде заглянула – многих нашла. Вот только не смогла найти гласные Ы, Ю, Я. Искала, с ног сбилась, усталая и голодная поздно вечером возвращалась она домой. Вдруг видит: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделась буква Ч – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоит она больше рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружит только с И, А, У, О, Ё. Так в русском языке появились сочетания ЧА, ЧУ. Их надо запомнить.
На мольберте появляются правила ЧА – пиши с буквой А, ЧУ – пиши с буквой У.
Дети с воспитателем хором повторяют правила.
Чтение слогов. Знакомство с правилом написания сочетаний ча – чу.
Д/игра «Почитай-ка» (чтение слогов, слов в группах)
Дети делятся на команды с помощью воспитателя.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам самостоятельное задание. Вам необходимо найти в тексте все буквы Ч и зачеркнуть (задание выполняется на время).
Работа с текстом: «Найди букву Ч и зачеркни»
Текст:
Папа подарил девочке чудо.
Чудо посадили в аквариум с чистой водичкой.
Девочка кормила его червячками и чистила твердый панцирь.
Ночью чудо прячется под листочками.
А днем греет бочок на солнце.
Танечка очень любит своё чудо.
Воспитатель: Ребята, прочитайте подчеркнутые слова в этом тексте.
Придумайте предложение с любым подчеркнутым словом.
3. Итог.
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что для вас было самым интересным?
Ритуал окончания занятия: «Солнечные лучики»
Дети встают в круг и берутся за руки, произносят следующие слова:
Мы дружные ребята,
Мы ребята дошколята.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
Литература:
1. Бондарева Л.Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Ярославль: Академия развития, 2008.
2. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.
3. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2006.
4. Источник: http://logoportal.ru/konspekt-znakomstvo-so-zvukom-i-bukvoy-ch/html
Читайте также |
---|
Использование и создание интерактивных игр на сайте «Wordwell. net”
Использование и создание интерактивных игр на сайте «Wordwell. net” Образовательный ресурс wordwell.net предназначен для создания и использования различных интерактивных заданий. На...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным» Цель: расширить и закрепить знания о диких животных Задачи: Образовательные: Закрепить название животных и...
Кружок по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет «Театральная мозаика»
Кружок по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет «Театральная мозаика»