Тренинговое занятие для педагогов по снятию психоэмоционального напряжения (ПЭН)
Цель: снятие психоэмоционального напряжения и утомления педагогов в процессе трудовой деятельности.
Задачи:
1. Формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;
2. Ознакомить педагогов с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний;
3. Обеспечить профилактику стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде.
Здравствуйте, уважаемые педагоги! Очень рада вас видеть!
Часто педагоги в своей трудовой деятельности испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд даже в стабильные времена, отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью.
Профессия педагога требует большой эмоциональной отдачи. Ведь для того, чтобы заинтересовать учащихся, увлечь их своим предметом, объяснить материал доходчиво, педагогу необходимо всегда быть в хорошей форме.
Но, к сожалению, бывает так, что часто наши эмоции дают о себе знать в самый неподходящий момент, например тогда, когда необходимы сдержанность и хладнокровие.
Негативное эмоциональное состояние педагога часто снижает эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях воспитанниками, родителями, коллегами, разрушают психическое здоровье. Поэтому, для того, чтобы не оказывать пагубного влияния на окружающих, необходимо в первую очередь разобраться с собой и со своими эмооциями, а также найти выход из стрессовой ситуации.
Сейчас я предлагаю вам предлагаю расслабиться и выполнить определенные упражнения, которые помогают снять психоэмоциональное напряжение.
Упражнение «Дерево здоровья»
Цель: настрой участников на совместную деятельность, дать возможность каждому из участников высказаться; определение способов снятия псих-эмоционального напряжения.
Оборудование: маркерная доска, изображение дерева, стикеры, двухсторонний скотч, ручки на каждого участника.
Инструкция: Уважаемые педагоги! Предлагаю вам поделиться со всеми участниками своими способами снятия усталости и напряжения. Возьмите пожалуйста ручки и напишите на стикерах 1 - 2 способа, которые вы используете, чтобы снять напряжение, усталость и восстановить силы. (Каждый участник вывешивает свой вариант ответа на доску с изображением дерева.)
Упражнение «Без маски»
Цель: вербализация и осознание проблем педагога, формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности «я»; помочь участникам «выговориться» и создать чувство общности, способствовать «выходу эмоций».
Оборудование: карточки с незаконченными фразами, золотой мешочек.
Инструкция: Каждый участник вытаскивает из мешочка карточку с фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу.
Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.
- Особенно меня раздражает, что я...
- Верю, что я....
- Люди с которыми я работаю...
- Люблю работать с людьми, которые...
- Особенно мне нравиться, когда люди окружающие меня...
- Чего мне по- настоящему хочется, так это...
- Иногда люди не понимают меня, потому что я...
- Счастье для меня -это...
- Я горжусь своей работой, когда я...
- Мне бывает стыдно, когда я...
- Не люблю людей, которые...
- Думаю, что я достаточно способна чтобы...
- Когда мне начинает не везти, я...
- Я всегда хотел(а)...
- Когда я думаю о работе...
- Неприятности на работе...
Упражнение «Кирпич»
Цель: актуализации отрицательных событий и их мысленная изоляция, снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: Теперь пришла пора поработать с нашими мыслями. Я предлагаю вам упражнение, которое позволит нам оставить все наши неприятности. Называется оно «Кирпич».
Итак садимся поудобнее, закрываем глаза. Представьте, что в центре нашего круга огромная яма, глубокая и темная. Теперь поднимите свои руки вверх, ладони смотрят друг на друга. Делаем легкие движение сближения и удаления, постарайтесь почувствовать, что же там между ладонями. Постепенно вы должны почувствовать между рук невидимый кирпич, после этого поместите в этот кирпич, неприятное событие или ситуацию, которая произошла с вами в этом году, а затем с силой бросьте этот кирпич в яму. На все упражнение вам дается около 15 минут, после того как все кирпичи окажутся в яме, мы с вами мысленно зароем это яму и оставим в ней все плохое.
Упражнение: «Прощай, напряжение»
Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.
Оборудование: большие листы газет по количеству участников.
Инструкция: Сейчас мы с вами посоревнуемся, Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение и негативные эмоции. Закиньте подальше.
Анализ:
- Как вы себя чувствуете?
- Расстались ли вы со своим напряжением?
- Ощущения до и после упражнения?
Упражнение (релаксация) «Звёздная ночь»
Цель: расслабление, актуализация положительных эмоций.
Оборудование: коврики для релаксации.
Инструкция: В заключение нашего тренинга я хочу предложить вам последнее упражнение — «Звездная ночь». (В сопровождение включается музыка для релаксации — “Ангел исцеления”, Стивен Родес).
Сделайте 2–3 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте себе: поздний вечер, вы лежите на мягком, как перина, стоге сена. Ваше тело расслаблено… Вы вдыхаете аромат свежескошенной травы, запах опьяняет и помогает еще больше расслабиться… Откуда-то издалека слышится стрекотание сверчков… Наступает состояние блаженства, абсолютного умиротворения… Вечерний сумрак сменился ночью. Небо без единого облачка. Вот далеко-далеко появилась первая звезда. Вторая. Третья. И с появлением каждой новой звезды стал вырисовываться причудливый рисунок. Все рисунки разные, это может быть и красивый цветок, и корабль, медленно плывущий по волнам, и лицо улыбающегося человека или еще что-то… Какие-то звезды еле-еле видны, до других, кажется, можно достать рукой. Вам легко и приятно… Дышится свободно, и с каждым вдохом тело расслабляется больше и больше… Приятно тяжелеют руки… плечи… живот… ноги… Мышцы лица расслаблены… Так приятно ощущать спокойствие и безмятежность… Вдруг вы видите падающую звезду. Говорят, это к счастью. Она медленно движется по небосклону, увлекая ваш взгляд за собой. Загадайте желание, и пусть оно непременно сбудется… Пусть состояние покоя, безмятежности сохранится с вами надолго.
Сделайте глубокий вдох… Вернитесь в реальный мир. Медленно потянитесь, откройте глаза.
Завершающая рефлексия:
Вопросы: Что вам понравилось, а что было трудно выполнить? Рефлексия занятия.
Ваши пожелания себе самому. Начните, пожалуйста, словами «Я желаю себе...». (Все участники высказываются по кругу.)
Читайте также |
---|
«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста». Утренний круг подготовительная…
«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста» Утренний круг подготовительная группа Цель: создание условий для речевого общения детей, установление эмоционального контакта; создание благоприятного...
Дидактические игры в изобразительной деятельности
Дидактические игры в изобразительной деятельности Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста...
Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей
Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей Аннотация: отставание в развитии как следствие невмешательства в процесс формирования детской...