Тренинговое занятие для педагогов по снятию психоэмоционального напряжения (ПЭН)

Цель: снятие психоэмоционального напряжения и утомления педагогов в процессе трудовой деятельности.

Задачи:

1. Формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;

2. Ознакомить педагогов с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний;

3. Обеспечить профилактику стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде.

 

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Очень рада вас видеть!

Часто педагоги в своей трудовой деятельности испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд даже в стабильные времена, отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью.

Профессия педагога требует большой эмоциональной отдачи. Ведь для того, чтобы заинтересовать учащихся, увлечь их своим предметом, объяснить материал доходчиво, педагогу необходимо всегда быть в хорошей форме.

Но, к сожалению, бывает так, что часто наши эмоции дают о себе знать в самый неподходящий момент, например тогда, когда необходимы сдержанность и хладнокровие.

Негативное эмоциональное состояние педагога часто снижает эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях воспитанниками, родителями, коллегами, разрушают психическое здоровье. Поэтому, для того, чтобы не оказывать пагубного влияния на окружающих, необходимо в первую очередь разобраться с собой и со своими эмооциями, а также найти выход из стрессовой ситуации.

Сейчас я предлагаю вам предлагаю расслабиться и выполнить определенные упражнения, которые помогают снять психоэмоциональное напряжение.

 

Упражнение «Дерево здоровья»

Цель: настрой участников на совместную деятельность, дать возможность каждому из участников высказаться; определение способов снятия псих-эмоционального напряжения.

Оборудование: маркерная доска, изображение дерева, стикеры, двухсторонний скотч, ручки на каждого участника.

Инструкция: Уважаемые педагоги! Предлагаю вам поделиться со всеми участниками своими способами снятия усталости и напряжения. Возьмите пожалуйста ручки и напишите на стикерах 1 - 2 способа, которые вы используете, чтобы снять напряжение, усталость и восстановить силы. (Каждый участник вывешивает свой вариант ответа на доску с изображением дерева.)

 

Упражнение «Без маски» 

Цель: вербализация и осознание проблем педагога, формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности «я»; помочь участникам «выговориться» и создать чувство общности, способствовать «выходу эмоций».

Оборудование: карточки с незаконченными фразами, золотой мешочек.

Инструкция: Каждый участник вытаскивает из мешочка карточку с фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу.

Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.

  • Особенно меня раздражает, что я...
  • Верю, что я....
  • Люди с которыми я работаю...
  • Люблю работать с людьми, которые...
  • Особенно мне нравиться, когда люди окружающие меня...
  • Чего мне по- настоящему хочется, так это...
  • Иногда люди не понимают меня, потому что я...
  • Счастье для меня -это...
  • Я горжусь своей работой, когда я...
  • Мне бывает стыдно, когда я...
  • Не люблю людей, которые...
  • Думаю, что я достаточно способна чтобы...
  • Когда мне начинает не везти, я...
  • Я всегда хотел(а)...
  • Когда я думаю о работе...
  • Неприятности на работе...

 

Упражнение «Кирпич»

Цель: актуализации отрицательных событий и их мысленная изоляция, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция:  Теперь пришла пора поработать с нашими мыслями. Я предлагаю вам упражнение, которое позволит нам оставить все наши неприятности. Называется оно «Кирпич».

Итак садимся поудобнее, закрываем глаза. Представьте, что в центре нашего круга огромная яма, глубокая и темная. Теперь поднимите свои руки вверх, ладони смотрят друг на друга. Делаем легкие движение сближения и удаления, постарайтесь почувствовать, что же там между ладонями. Постепенно вы должны почувствовать между рук невидимый кирпич, после этого поместите в этот кирпич, неприятное событие или ситуацию, которая произошла с вами в этом году, а затем с силой бросьте этот кирпич в яму. На все упражнение вам дается около 15 минут, после того как все кирпичи окажутся в яме, мы с вами мысленно зароем это яму и оставим в ней все плохое.

 

Упражнение: «Прощай, напряжение»

Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.

Оборудование: большие листы газет по количеству участников.

Инструкция: Сейчас мы с вами посоревнуемся, Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение и негативные эмоции. Закиньте подальше.

Анализ:

- Как вы себя чувствуете?

- Расстались ли вы со своим напряжением?

- Ощущения до и после упражнения?

 

Упражнение (релаксация) «Звёздная ночь»

Цель: расслабление, актуализация положительных эмоций.

Оборудование: коврики для релаксации.

Инструкция: В заключение нашего тренинга я хочу предложить вам последнее упражнение — «Звездная ночь». (В сопровождение включается музыка для релаксации — “Ангел исцеления”, Стивен Родес).

Сделайте 2–3 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте себе: поздний вечер, вы лежите на мягком, как перина, стоге сена. Ваше тело расслаблено… Вы вдыхаете аромат свежескошенной травы, запах опьяняет и помогает еще больше расслабиться… Откуда-то издалека слышится стрекотание сверчков… Наступает состояние блаженства, абсолютного умиротворения… Вечерний сумрак сменился ночью. Небо без единого облачка. Вот далеко-далеко появилась первая звезда. Вторая. Третья. И с появлением каждой новой звезды стал вырисовываться причудливый рисунок. Все рисунки разные, это может быть и красивый цветок, и корабль, медленно плывущий по волнам, и лицо улыбающегося человека или еще что-то… Какие-то звезды еле-еле видны, до других, кажется, можно достать рукой. Вам легко и приятно… Дышится свободно, и с каждым вдохом тело расслабляется больше и больше… Приятно тяжелеют руки… плечи… живот… ноги… Мышцы лица расслаблены… Так приятно ощущать спокойствие и безмятежность… Вдруг вы видите падающую звезду. Говорят, это к счастью. Она медленно движется по небосклону, увлекая ваш взгляд за собой. Загадайте желание, и пусть оно непременно сбудется… Пусть состояние покоя, безмятежности сохранится с вами надолго.

Сделайте глубокий вдох… Вернитесь в реальный мир. Медленно потянитесь, откройте глаза.

 

Завершающая рефлексия:

Вопросы: Что вам понравилось, а что было трудно выполнить? Рефлексия занятия.

Ваши пожелания себе самому. Начните, пожалуйста, словами «Я желаю себе...». (Все участники высказываются по кругу.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого…

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого фольклорного жанра Слово «фольклор» - в буквальном переводе с английского означает...

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе. Тема: «Прогулка по…

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе. Тема: «Прогулка по зоопарку» Цель: развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по названиям животных. Задачи: развитие координации...

Электронные образовательные ресурсы в деятельности воспитателя ДОУ

Электронные образовательные ресурсы в деятельности воспитателя ДОУ Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это общий термин, объединяющий средства обучения, разработанные и реализуемые...

Читайте также

Лепбук «Волшебный праздник Новый год»

Лепбук «Волшебный праздник Новый год» Новый год - это самый любимый праздник детей и взрослых. В Новый год исполняются все желание...

Занятие-лепка «Человечек»

Занятие-лепка «Человечек» Старшая группа Ход занятия: Воспитатель читает стихотворение Аниты Грантэ «Весёлые человечки». Я весёлых человечковЗапустил в наш скучный дом .Дом таким весёлым не...

Конспект развлечения в младшей группе ДОУ «Зимние забавы»

Конспект развлечения в младшей группе ДОУ «Зимние забавы» Цель: ознакомление и закрепление знаний детей о зимних развлечениях на улице. Задачи: закрепление представлений о признаках...