Совместная продуктивная деятельность педагога и детей 5 – 6 лет
«В гостях у русской матрешки»
Цель: Формирование у детей представлений о народной игрушки-матрешки.
Задачи: Расширять представление о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.
Продолжать учить составлять узор из отдельных элементов; упражнять в рисовании узора концом кисти, а также ватной палочкой.
Развивать чувство ритма и цвета в узоре.
(В группе оформлена выставка матрешек. Дети входят под музыку «Матрешки» автор А. Осьмушкин.)
Воспитатель: Какая красивая и веселая песня! Вам нравится ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: О ком эта песня?
Дети: О матрешках.
Воспитатель: Конечно, мы слушали песню о матрешках, и находимся сейчас на выставке матрешек. Давайте пройдем и посмотрим на них, а я вам о них расскажу.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская … (матрешка).
Матрешки – это особые деревянные расписные игрушки. Они бывают самые разные: матрешки-девочки, матрешки-барышни, матрешки-мамы, матрешки воины, кавалеры и т.д. Матрешки всегда яркие в цветастых сарафанах, платках. Главная особенность матрешек в том, что они внутри полые и в них прячутся матрешки поменьше.
Обратите внимание, что на выставке матрешки расположены семьями. Мы сегодня познакомимся с тремя самыми знаменитыми семьями русских матрешек.
Первая семья – это матрешки из Сергиева Посада, по-другому их называют подмосковными. Их отличительный признак – занятые руки. Эти матрешки постоянно заняты делом: то идут в лес по грибы, по ягоды – корзинку несут, то хлопочут по хозяйству – самовар ставят, хлеб пекут.
Вторая семья – из города Семёнова, их называют семеновские, или поволжские. О семеновских матрешках известно, что они очень любят цветы. Цветы всегда украшают одежду семеновских матрешек – это может быть большой букет или всего один цветок.
Третья семья – из Полхов-Майдана. Эти матрешки тоже любят цветы, и цветы у них на одежде большие и очень яркие. Отличить полхов-майданские матрешки от семеновских можно по форме: они более стройные, а еще мастера не рисуют им руки. Спереди у этой матрешки изображен крупный декоративный цветок. Волосы у полхов-майданских матрешек вьются колечками.
Воспитатель: Ребята, кто запомнил, какая отличительная черта есть у сергиево-посадской матрешки от других?
Дети: У сергиево-посадской игрушки всегда в руках есть какой-нибудь предмет.
Воспитатель: Верно, эти матрешечки без дела не сидят, всегда у них руки заняты. А семеновские матрешки чем отличаются?
Дети: Они очень любят цветы.
Воспитатель: А полхов-майданские?
Дети: Они тоже любят цветы, но им не рисуют руки.
Воспитатель: Хорошо, вы все правильно запомнили, и вам совсем не сложно будет справиться с заданием в этих конвертах. Найдите для каждой матрешки сестричку.
(Дети работают в парах, в конверте картинки матрешек из разных семей, которых нужно сгруппировать по «семьям».)
Воспитатель: Процесс изготовления матрешки довольно длительный. Сначала нужно приготовить древесину, затем выточить из нее кукол. Начинают изготовление всегда с самой маленькой матрешки, а потом выполняют матрешек большего размера. Когда деревянные заготовки готовы, то художники приступают к их расписыванию. Для этого используют различные краски и лак. При росписи матрешек мастера не делают набросок карандашом, а сразу рисуют красками. Когда краска хорошо просохнет, матрешек покрывают лаком.
(На мольберте расположены матрешки в разной степени готовности.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь тоже матрешки, но они не такие красивые как матрешки на выставке.
Дети: Они не расписаны до конца, поэтому и не такие красивые.
Воспитатель: Наверное, мастер отвлекся и не закончил работу.
Дети: Мы можем украсить матрешек.
Воспитатель: Отлично! А что нам понадобится для этого?
Дети: Краски, кисти.
Воспитатель: Верно, выбирайте матрешку, какая вам нравится, и проходите за стол. Прежде чем начать работать, подумайте, какую часть матрешки вы хотите украсить.
(Дети работают самостоятельно, помощь педагога по мере необходимости. На доске расположены таблицы элементов росписи загорской матрешки, и образцы работ детей.)
Воспитатель: Работа закончена, наши матрешки стали красивыми и расписными. Ребята вам понравилась наша работа? Трудно было? Что трудно было? Что интересного вы узнали сегодня?
Список используемой литературы:
1. Русская матрешка. М.: Мозаика. 1995
2. Коняев Н. Игрушки русских императоров: Подъем 1994.№4
3. Народные художественные промыслы. Общ. Ред. М. А. Некрасовой и др.
Читайте также |
---|
«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно – эстетическому…
«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно–эстетическому развитию в средней группе Цель. Упражнять в умении лепить большие и маленькие предметы...
Конспект непосредственно образовательной деятельности (здоровье, физическое развитие, коммуникация). Тема: «Сохрани…
Конспект непосредственно образовательной деятельности (здоровье, физическое развитие, коммуникация) Тема: «Сохрани своё здоровье» Цель. Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные...
Воспитание нравственных начал у дошкольников, через изобразительную деятельность
Воспитание нравственных начал у дошкольников, через изобразительную деятельность Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются...