Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Новые приключения Колобка»
Цель:
Образовательные:
- Закрепить умение детей определять наличие заданного звука в слове,
- продолжать учить определять количество слогов в словах;
- упражнять в умении проводить звуковой анализ слов;
- продолжать учить подбирать в словосочетание и предложение нужный по смыслу приставочный глагол.
Развивающие:
- Развивать внимание, мышление;
- развивать графический гнозис, пространственные представления
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;
- желание говорить правильно, красиво.
Оборудование: Игрушки: колобок, волк, лиса, заяц, медведь; предметы (книга, линейка, резинка, ручка, ваза, клей, картон, ананас, фотоаппарат, портфель); наборы для составления звукового анализа слов; картинки (ручка, пенал, книга, тетрадь, портфель, карандаш); листочки с недописанными буквами; карточки на которых написаны слоги и односложные слова; простые карандаши, листы бумаги в клетку.
Ход занятия:
І. Вводная часть.
Логопед подводит детей к полке с книгами и рассматривает вместе с ними книги, которые там стоят. Логопед просит детей назвать любимые сказки. Обращает внимание на одну книгу, которая имеет обложку к сказке Колобок. Логопед пролистывает книгу и обращает внимание детей на то, что иллюстрации не соответствуют сказке, которую дети все хорошо знают. Предлагает придумать новую сказку про Колобка.
Логопед: Я хочу вам рассказать про новые приключения Колобка. Только мне понадобится ваша помощь. Вы мне поможете?
Дети: Да.
Логопед: Скоро Колобку исполняется 7 лет, поэтому дедушка и бабушка решили подарить ему букварь и школьные принадлежности. «Зачем мне букварь?» - удивился Колобок. Дедушка ответил: - «Потому, что осенью 1 сентября ты пойдешь в школу». «А что такое школьные принадлежности?» - спросил Колобок у ребят.
Ответы детей.
Колобок: «А зачем нужны школьные принадлежности?»
Ответы детей.
Логопед: Колобок, тебе как будущему ученику надо собрать портфель, но положить в него только те предметы, в которых есть звук “К”. (Перечисляю: книга, линейка, резинка, ручка, ваза, клей, картон, ананас, фотоаппарат)
Дети называют предметы со звуком “К”, а логопед складывает в портфель выбранные детьми школьные принадлежности. (Оставшиеся предметы: фотоаппарат, ананас, ваза)
Логопед: А эти предметы и не нужны тебе Колобок в школе.
«Я не хочу в школу, я и так все знаю» - сказал Колобок, сидя на окошке. Дедушка и бабушка пошли в магазин, а Колобок задремал. И приснился ему удивительный сон.
ІІ Основная часть.
1. Расширение глагольного словаря. Правильное употребление в речи приставочных глаголов.
Снится ему, что он стал взрослым, у него есть машина. Колобок сел в машину и запел свою любимую новую песенку.
Логопед: Ребята, когда я сделаю паузу – вы мне подскажите слово.
Песенка Колобка: «Ехал я, ехал и к речке подъехал, мост переехал, к горке подъехал, на горку въехал, с горки съехал, и дальше поехал, и в густой лес приехал».
Вышел Колобок из машины и покатился дальше в лес. А в этом лесу жили разные звери. Кого встретил колобок в лесу, мы сейчас и узнаем.
2. Слоговой анализ слов.
Логопед: Ребята, догадайтесь, кого встретил в лесу Колобок. Вы сможете узнать, отгадав загадку.
Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это -
Догадались, какого дикого животного первым встретил Колобок.
Дети: Колобок встретил волка.
Волк и говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем».
Колобок: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».
«Твою песенку я знаю, я сказку 3 раза читал. Ты лучше про школу расскажи и помоги разложить вещи по полочкам. А не то я тебя съем».
Колобок заплакал: «Я ничего не знаю, я ведь ни в детский садик, ни в школу никогда не ходил».
Рассердился волк – зубами щелк.
Логопед: Не сердись серый волк, мы тебе пальчиковую гимнастику про лесных диких животных покажем.
Пальчиковая гимнастика.
Еж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису
И зимой найдешь с лесу.
Логопед: Давайте поможем Колобку.
Дети: Хорошо.
Логопед: - Что в школе дети делают?
Дети: Учатся, читают, пишут, решают примеры, лепят, рисуют, занимаются физкультурой, отвечают на вопросы учителя, слушают, отгадывают загадки, делают домашнее задание.
Логопед: А теперь поможем Колобку разложить школьные принадлежности по полочкам.
Перед детьми выставляется наборное полотно.
Логопед: На первую полоску надо поставить предметы, в названии которых один слог, на вторую – предметы, с двумя слогами, на третью – с тремя, на четвертую – предметы, в названии которых четыре слога.
Работа по индивидуальным картинкам. Дети расставляют картинки, объясняют свой выбор.
Волк: Спасибо, ребята! Вы умные, трудолюбивые, аккуратные. А ты Колобок обязательно иди в школу 1 сентября.
3. Звукобуквенный анализ слов, пальчиковая гимнастика.
Покатился Колобок дальше.
Логопед: Кого Колобок встретил в лесу, подскажет следующая загадка.
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето
Дети: Колобок встретил зайца.
Заяц сказал: «Колобок, Колобок, я тебя съем».
Колобок: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».
«Твою песенку я знаю, я сказку читал. Я в школу лесную хожу, мне задали домашнее задание составить схему слов. Поможешь мне? А не то я тебя съем».
Колобок заплакал: «Я ничего не умею, я не слушал дедушку. Не хотел заниматься».
Логопед: Давайте поможем Колобку составить схему слов: КОТ, МАК, ПАУК.
Сколько звуков в слове КОТ. Какие это звуки? Первый звук – (К), второй - (О), третий звук – (Т). Сколько в слове КОТ согласных звуков, сколько гласных. А теперь составьте слово КОТ из букв. Сколько букв в слове КОТ.
Аналогично дети составляют схемы других слов.
Заяц: Спасибо, ребята. Я устал. Хочу отдохнуть. Вы знаете зарядку.
Дети: Знаем!
4. Физкультминутка (фонопедическое упражнение)
Простился Колобок с зайцем и покатился домой, решил к дедушке вернуться и осенью в школу пойти. Вдруг видит - сидит лиса – красавица и лукавыми глазами в зеркало смотрит.
Давайте встанем возле стульчиков и покажем, какая была лиса.
Уж как шла лиса лесочком - Топ-топ, топ-топ-топ. |
Дети хлопают попеременно ладонями по коленям. |
Приседала под кусточком- Вот так, стоп! |
Произносят Ш-Ш-Ш, поднося к губам указательный палец. |
Головой лиса вертела - Вот так, вот так! |
Произносят А-А-А поворачивая голову направо и налево. |
Да по сторонам глядела - Вот так, вот так! |
Произносят О-О-О, поворачивая голову направо и налево. |
Дальше лисонька пошла- Топ-топ, топ-топ-топ. |
Хлопают попеременно ладонями по коленям. |
Хвостом дорожку подмела Вдруг лиса остановилась, Принюхалась и удивилась:
|
«Крутят хвостом», произнося Ф-Ф-Ф. «Принюхиваются», сильно втягивая но- сом воздух и поворачивая голову направо и налево. |
Чует вкусную еду: - Я сейчас за ней иду! |
Потирают животик.
|
5. Упражнение «Стертые буквы».
Увидела Колобка и говорит: - «Колобок, Колобок я тебя съем». Колобок отвечает: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».
«Я песенки только про себя люблю слушать, и стихи про себя. Я решила стать поэтом и писать стихи. Помоги мне буквы написать. А не то я тебя съем».
Колобок: Ребята, помогите, пожалуйста, я обязательно пойду учиться в школу. И буду таким же, как и вы умным, трудолюбивым, находчивым.
Детям раздаются карточки с недописанными буквами. Дети дописывают буквы.
Лиса: Помогли тебе дети, но я отпущу тебя, если выполнишь еще одно мое задание и ответишь на мой вопрос.
Чем отличаются буквы и звуки?
Дети: Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим.
6. Упражнение: «Группировка букв».
Лиса: Разложите буквы на гласные и согласные, согласные на глухие и звонкие.
Дети выполняют задание.
7. Чтение слогов и слов.
Покатился Колобок дальше. Видит под деревом сидит медведь. Держит в руках газету. Увидел Колобка и говорит: - «Колобок, Колобок я тебя съем». Колобок отвечает: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».
«Твою песенку я знаю, меня мама – медведица читать давно научила. Прочитай что написано в моей газете. А не то я тебя съем».
Колобок заплакал: «Я буквы не учил, читать не умею».
Логопед: Давайте выручим Колобка и прочитаем, что написано в газете.
Дети читают слоги и слова (работа по уровню развития)
Медведь: Спасибо, ребята. А ты, Колобок, осенью 1 сентября обязательно иди в школу. А не то я тебя съем.
Колобок: «Я пойду учиться в школу. Я хочу быть таким же как ребята: умными, сообразительными, находчивыми, трудолюбивыми. Ребята, помогите мне найти тропинку домой.
Дети: Хорошо.
Логопед: Покатился колобок дальше, а куда он прикатился, мы с вами узнаем, если правильно выполним графический диктант.
8. Графический диктант «Домик».
Логопед: Куда прикатился Колобок?
Дети: Домой.
ІІІ. Итог занятия.
Логопед: Проснулся Колобок и стал рассказывать дедушке о своем приключении во сне. А телевизор подарил Колобку книжку о его приключениях. О том, как ему помогли умные, трудолюбивые дети из детского сада разложить школьные принадлежности по полочкам для зайца , для волка составить схемы, для медведя прочитать газету и для лисы написать буквы. А еще дети рассказали Колобку, почему важно идти учиться в школе.
Высказывания детей.
Логопед: Молодцы! Вы будете хорошо учиться в школе. А мы с вами написали нашу сказку «Новые приключения Колобка». Наша сказка получилась очень поучительной. Давайте посмотрим, какой стала наша книга. Посмотрите, здесь не раскрашены иллюстрации. Я думаю, что в ближайшее время, нам будет, чем с вами заняться.
Читайте также |
---|
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» с детьми 5-6 лет
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» с детьми 5-6 лет Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» Месяц Март (1 неделя) Возраст 5-6 лет Тема: «Ложка...
Конспект многосюжетной игры «Маша с мамой идут в больницу»
Конспект многосюжетной игры «Маша с мамой идут в больницу» Цель руководства игрой: Обогащение игрового опыта у детей, воплощение сюжетных образов в...
Краткосрочный проект «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника»
Краткосрочный проект «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника» Паспорт проекта Наименование проекта Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника Вид проекта Практико – ориентированный Основные...