Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Новые приключения Колобка»

Цель:

Образовательные:

- Закрепить умение детей определять наличие заданного звука в слове,

- продолжать учить определять количество слогов в словах;

- упражнять в умении проводить звуковой анализ слов;

- продолжать учить подбирать в словосочетание и предложение нужный по смыслу приставочный глагол.

Развивающие:

- Развивать внимание, мышление;

- развивать графический гнозис, пространственные представления

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;

- желание говорить правильно, красиво.

Оборудование: Игрушки: колобок, волк, лиса, заяц, медведь; предметы (книга, линейка, резинка, ручка, ваза, клей, картон, ананас, фотоаппарат, портфель); наборы для составления звукового анализа слов; картинки (ручка, пенал, книга, тетрадь, портфель, карандаш); листочки с недописанными буквами; карточки на которых написаны слоги и односложные слова; простые карандаши, листы бумаги в клетку.

 Ход занятия:

І. Вводная часть.

Логопед подводит детей к полке с книгами и рассматривает вместе с ними книги, которые там стоят. Логопед просит детей назвать любимые сказки. Обращает внимание на одну книгу, которая имеет обложку к сказке Колобок. Логопед пролистывает книгу и обращает внимание детей на то, что иллюстрации не соответствуют сказке, которую дети все хорошо знают. Предлагает придумать новую сказку про Колобка.

Логопед: Я хочу вам рассказать про новые приключения Колобка. Только мне понадобится ваша помощь. Вы мне поможете?  

Дети: Да.

Логопед:  Скоро Колобку исполняется  7 лет, поэтому дедушка и бабушка решили  подарить ему букварь и школьные принадлежности.  «Зачем мне букварь?» - удивился Колобок. Дедушка ответил: - «Потому, что осенью 1 сентября ты пойдешь в школу». «А что такое школьные принадлежности?» - спросил Колобок у ребят.

Ответы детей.

Колобок: «А зачем нужны школьные принадлежности?»

Ответы детей.

Логопед: Колобок, тебе как будущему ученику надо собрать портфель, но положить в него только те предметы, в которых есть звук “К”. (Перечисляю: книга, линейка, резинка, ручка, ваза, клей, картон, ананас, фотоаппарат)

Дети называют предметы со звуком “К”, а логопед складывает в портфель выбранные детьми школьные принадлежности. (Оставшиеся предметы: фотоаппарат, ананас, ваза)

Логопед: А эти предметы и не нужны тебе Колобок в школе.

«Я не хочу в школу, я и так все знаю» - сказал Колобок, сидя на окошке. Дедушка и бабушка пошли в магазин, а Колобок задремал. И приснился ему удивительный сон.

ІІ Основная часть.

1. Расширение глагольного словаря. Правильное употребление в речи приставочных глаголов.

Снится ему, что он стал взрослым, у него есть машина. Колобок сел в машину и запел свою любимую новую песенку.

Логопед: Ребята, когда я сделаю паузу – вы мне подскажите слово.

Песенка Колобка: «Ехал я, ехал и к речке подъехал, мост переехал, к горке подъехал,  на горку въехал, с горки съехал, и дальше поехал, и в густой лес приехал».  

Вышел Колобок из машины  и покатился дальше в лес. А в этом лесу жили разные звери. Кого встретил колобок в лесу, мы сейчас и узнаем.

2. Слоговой анализ слов

Логопед: Ребята, догадайтесь, кого встретил в лесу Колобок.  Вы сможете узнать, отгадав загадку.

Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это -
 

Догадались, какого дикого животного первым встретил Колобок.

Дети: Колобок встретил волка.

Волк и говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем».

Колобок: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».

«Твою песенку я знаю, я сказку 3 раза читал. Ты лучше про школу расскажи и помоги разложить вещи по полочкам. А не то я тебя съем».

Колобок заплакал: «Я ничего не знаю, я ведь ни в детский садик, ни в школу никогда не ходил».

Рассердился волк – зубами щелк.

Логопед: Не сердись серый волк, мы тебе пальчиковую гимнастику про лесных диких животных покажем.

Пальчиковая гимнастика.

Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдешь с лесу.

Логопед: Давайте поможем Колобку.

Дети: Хорошо.

Логопед: - Что в школе дети делают?

Дети: Учатся, читают, пишут, решают примеры, лепят, рисуют, занимаются физкультурой, отвечают на вопросы учителя, слушают, отгадывают загадки, делают домашнее задание.

Логопед: А теперь поможем Колобку разложить школьные принадлежности по полочкам.

Перед детьми выставляется наборное полотно.

Логопед: На первую полоску надо поставить предметы, в названии которых один слог, на вторую – предметы, с двумя слогами, на третью – с тремя, на четвертую – предметы, в названии которых четыре слога.

Работа по индивидуальным картинкам. Дети расставляют картинки, объясняют свой выбор.

Волк: Спасибо, ребята! Вы умные, трудолюбивые, аккуратные. А ты Колобок обязательно иди в школу 1 сентября.

3. Звукобуквенный анализ слов, пальчиковая гимнастика.

Покатился Колобок дальше.

Логопед: Кого Колобок встретил в лесу, подскажет следующая загадка.

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето

Дети: Колобок встретил зайца.

Заяц сказал: «Колобок, Колобок, я тебя съем».

Колобок: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».

«Твою песенку я знаю, я сказку читал. Я в школу лесную хожу, мне задали домашнее задание составить схему слов. Поможешь мне?   А не то я тебя съем».

 Колобок заплакал: «Я ничего не умею, я не слушал дедушку. Не хотел заниматься».

Логопед: Давайте поможем Колобку составить схему слов: КОТ, МАК, ПАУК.

Сколько звуков в слове КОТ. Какие это звуки? Первый звук – (К), второй - (О), третий звук – (Т). Сколько в слове КОТ согласных звуков, сколько гласных. А теперь составьте слово КОТ из букв. Сколько букв  в слове КОТ.

Аналогично дети составляют схемы других слов.

Заяц: Спасибо, ребята. Я устал. Хочу отдохнуть. Вы знаете зарядку.

Дети: Знаем!

4. Физкультминутка (фонопедическое упражнение)

Простился Колобок с зайцем и покатился домой, решил к дедушке вернуться и осенью в школу пойти. Вдруг видит - сидит лиса – красавица и лукавыми глазами в зеркало смотрит.

Давайте встанем возле стульчиков и покажем, какая была лиса.


Уж как шла лиса лесочком -

Топ-топ, топ-топ-топ.

Дети хлопают попеременно ладонями по

коленям.

Приседала под кусточком-

Вот так, стоп!

Произносят Ш-Ш-Ш, поднося к губам

указательный палец.

Головой лиса вертела -

Вот так, вот так!

Произносят А-А-А поворачивая голову

направо и налево.

Да по сторонам глядела -

Вот так, вот так!

Произносят О-О-О, поворачивая голову

направо и налево.

Дальше лисонька пошла-

Топ-топ, топ-топ-топ.

Хлопают попеременно ладонями по

коленям.

Хвостом дорожку подмела

Вдруг лиса остановилась,

Принюхалась и удивилась:

 

«Крутят хвостом», произнося Ф-Ф-Ф.

«Принюхиваются», сильно втягивая но-

сом воздух и поворачивая голову направо

и налево.

Чует вкусную еду:

- Я сейчас за ней иду!

Потирают животик.

 

5. Упражнение «Стертые буквы».

Увидела Колобка и говорит: - «Колобок, Колобок я тебя съем». Колобок отвечает: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».

«Я песенки только про себя люблю слушать, и стихи про себя. Я решила стать поэтом и писать стихи. Помоги мне буквы написать. А не то я тебя съем».

Колобок: Ребята, помогите, пожалуйста, я обязательно пойду учиться в школу. И буду таким же, как и вы умным, трудолюбивым, находчивым.

Детям раздаются карточки с недописанными буквами. Дети дописывают буквы.

2

Лиса: Помогли тебе дети, но я отпущу тебя, если выполнишь еще одно мое задание и ответишь на мой вопрос.

Чем отличаются буквы и звуки?

Дети: Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим.

6. Упражнение: «Группировка букв».

Лиса: Разложите буквы на гласные и согласные, согласные на глухие и звонкие.

Дети выполняют задание. 

7. Чтение слогов и слов.

Покатился Колобок дальше. Видит под деревом сидит медведь. Держит в руках газету. Увидел Колобка и говорит: - «Колобок, Колобок я тебя съем». Колобок отвечает: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».

«Твою песенку я знаю, меня мама – медведица читать давно научила. Прочитай что написано в моей газете. А не то я тебя съем».

Колобок заплакал: «Я буквы не учил, читать не умею».

Логопед: Давайте выручим Колобка и прочитаем, что написано в газете.

3

Дети читают слоги и слова (работа по уровню развития)

Медведь: Спасибо, ребята. А ты, Колобок, осенью 1 сентября обязательно иди в школу. А не то я тебя съем.

Колобок: «Я пойду учиться в школу. Я хочу быть таким же как ребята: умными, сообразительными, находчивыми, трудолюбивыми. Ребята, помогите мне найти тропинку домой.

Дети: Хорошо.

Логопед: Покатился колобок дальше, а куда он прикатился, мы с вами узнаем, если правильно выполним графический диктант.

8. Графический диктант «Домик».

1

Логопед: Куда прикатился Колобок?

Дети: Домой.

ІІІ. Итог занятия.

Логопед: Проснулся Колобок и стал рассказывать дедушке о своем приключении во сне. А телевизор подарил Колобку книжку о его приключениях. О том, как ему помогли умные, трудолюбивые дети из детского сада разложить школьные принадлежности по полочкам для зайца , для волка составить схемы,  для медведя прочитать газету и для лисы написать буквы. А еще дети рассказали Колобку, почему важно идти учиться в школе.

Высказывания детей.

Логопед: Молодцы! Вы будете хорошо учиться в школе. А мы с вами написали нашу сказку «Новые приключения Колобка». Наша сказка получилась очень поучительной. Давайте посмотрим, какой стала наша книга. Посмотрите, здесь не раскрашены иллюстрации. Я думаю, что в ближайшее время, нам будет, чем с вами заняться.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» с детьми 5-6 лет

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» с детьми 5-6 лет Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» Месяц Март (1 неделя) Возраст 5-6 лет Тема: «Ложка...

Конспект многосюжетной игры «Маша с мамой идут в больницу»

Конспект многосюжетной игры «Маша с мамой идут в больницу» Цель руководства игрой: Обогащение игрового опыта у детей, воплощение сюжетных образов в...

Краткосрочный проект «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника»

Краткосрочный проект «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника» Паспорт проекта Наименование проекта Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника Вид проекта Практико – ориентированный Основные...

Читайте также

Коп технологической направленности «Путешествие в страну GiGO» Разноцветный попугай

Коп технологической направленности «Путешествие в страну GiGO» Разноцветный попугай (6 лет) Аннотация для родителей GiGO это объёмный конструктор из серии « В мире...

Дидактическая игра «Кто где живёт – найди пару»

Дидактическая игра «Кто где живёт – найди пару» Дидактическая игра «Кто где живёт – найди пару», предназначена для детей 3-6 лет. Игра...

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества…

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации традиционных событий в группе» Цель программы...