Конспект занятия - сравнения о белом и буром медведях
(для детей подготовительной к школе группы с ОНР)
Познавательно-речевое направление.
Образовательная область: «Коммуникативно-личностное развитие».
Цель: систематизировать знания детей о лесных и северных диких животных.
Программные задачи:
Образовательно-коррекционные:
1. Закрепить представления детей о внешнем виде, жизни, повадках лесных и северных медведей;
2. Учить составлять сравнительный рассказ- описание о животных с опорой на карточки-схемы;
3. Учить детей отгадывать загадки. Формировать грамматически правильную речь и звукопроизношение.
4. Закрепить использование сложносочинённых предложений с союзом «А» в речевых высказываниях.
Развивающие:
1. Развивать диалогическую речь детей.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость, логическое мышление.
Воспитательные:
1. Учить внимательно слушать педагога и ответы других детей, не перебивать товарища.
2. Воспитывать любовь к родной природе.
Интегрируемые образовательные области:
- Коммуникация;
- Социализация;
- Чтение художественной литературы.
Методическое обеспечение:
- словесные приёмы и методы: вопросы, индивидуальные ответы, художественное слово, слушание грамзаписи сказки;
- наглядные приёмы и методы: рассматривание картин и картинок, рассматривание карточек;
- практические приёмы и методы: метод наглядного моделирования с опорой на карточки-схемы, метод поощрения.
Словарная работа: ненцы, реветь, корешки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о животных, чтение художественной литературы, просмотр презентаций о животных, разучивание пальчиковой гимнастики, разучивание подвижных игр.
Демонстрационный материал: картины обитателей леса и Севера, картинки с изображением бурого и белого медведей, карточки-схемы, шапочки медведей.
Форма проведения: совместная деятельность.
Ход деятельности:
1 часть. вводная:
А) Логопед: Дети, мы рассматривали иллюстрации и много говорили с вами о разных животных. Составляли о них рассказы, лепили и рисовали. Сегодня мы еще раз поговорим о братьях наших меньших.
Показываю картину (на экране телевизора) с изображением лесных диких животных.
Логопед: Кто это?
Дети: Это лесные, дикие животные.
Логопед: Посмотрите внимательно и запомните этих животных. Затем закрываю картину.
Логопед: Назовите лесных животных, которых вы запомнили.
Дети: Лиса, волк, заяц….
Логопед: Догадайтесь, кто это.
Все тропинки, все дороги
Белым снегом замело.
А у него в берлоге
Тихо, сухо и тепло.
Над берлогой пар струится -
Лежебоке лето снится.
(Медведь)
Дети: Это бурый медведь. (Картинка-отгадка на экране телевизора.)
Б) Показываю картину (на экране телевизора) с изображением северных диких животных.
Логопед: Кто это?
Дети: Это северные, дикие животные.
Логопед: Посмотрите внимательно и запомните этих животных. Затем закрываю картину.
Логопед: Назовите северных животных, которых вы запомнили.
Дети: Песец, полярный волк, тюлень…
Логопед: О каком животном загадка?
Умеет яростно реветь,
Пугать добычу страшным рыком
На Севере холодном, диком
Полярный, северный …………
Дети: Белый медведь. Картинка-отгадка-на экране телевизора
Логопед: Сегодня мы поговорим о белом и буром медведях, попробуем сравнить их.
2 часть: основная:
1. На экране телевизора картинки белого и бурого медведей.
Логопед: Кто это?
Дети: Это медведи.
Логопед: Чем они похожи?
Дети: Это дикие животные. Они сильные, ловкие, злые. У них есть голова, лапы, уши, хвост. В семье медведей есть медведь, медведица и медвежата.
Логопед: Ещё медведи похожи тем, как подают голос.
Кто умеет так реветь?
Лишь рассерженный медведь!
Запись голоса медведя.
2. Логопед: Сейчас мы все вместе расскажем, чем отличаются белый и бурый медведи. Я буду рассказывать о буром медведе (надеваю шапочку бурого медведя), а вы-о белом.
Логопед: Бурый медведь живёт в густом лесу. Где живёт белый медведь?
Дети: Белый медведь живёт на Севере.
Логопед:
Где сугробы, стужа, лёд,
Где пурга снега метёт,
Там хозяин в шубе снежной
Ходит по снегам безбрежным.
Логопед: Лесной медведь шубу бурую носит. Какая шуба у северного медведя?
Дети: У него белая шуба.
Логопед:
Весь он белый от зимы,
От метельной кутерьмы.
Лишь черны глаза и нос:
Пощадил их злой мороз
Логопед:
Чтобы мёд отведать сладкий
Бурый медведь может улей разорить.
Ищет по кустам малинку,
Подставляя солнцу спинку.
Мёд у пчёл берёт украдкой,
Прикрываясь бурой лапой.
Желудей, орехов, ягод
Наедается он на год!
Чем питается белый медведь?
Дети: Он питается рыбой.
Логопед: Белый мишка на рыбалку
Не спеша идёт, вразвалку.
Логопед: Бурый медведь спит зиму всю в берлоге. Как проводит зиму белый медведь?
Дети: Он не спит, а охотится.
Логопед: Не впадают в спячку
Белые медведи.
Логопед: Итак, ребята, мы с вами увидели, что медведи очень разные.
Закрыть картинки на экране телевизора.
Физминутка:
Бурый медведь спит под ёлкой в лесу,
(«спят»)
И снится во сне
(потягиваются, руки вверх)
Горшок с мёдом ему.
(опускают руки, держа в руках «горшок с мёдом»)
На Севере белый мишутка бредёт,
(шагают)
Но только, как бурый, он мёд не сосёт.
(показывают отрицание пальцем)
Наш Умка пытается рыбку ловить,
(зачерпывающие движения правой и левой руками)
Чтоб вкусно покушать
(жевательные движения)
И жить-не тужить!
(разводят руки в стороны)
3. Логопед: Мы составим рассказ-сравнение о медведях. Помогут нам в этом карточки-схемы. Я буду рассказывать о буром медведе, а тот из вас, кого я попрошу, будет рассказывать о белом медведе.
Вызываю к опорной схеме ребёнка, надеваю на него шапочку белого медведя.
Логопед: Расскажем, какого цвета шерсть у медведей. Показываю на карточку-схему с изображением глаза.
Логопед: У лесного медведя шерсть бурая или коричневая. Показываю на карточку с изображением бурого пятна. А какая шерсть у северного медведя?
Ребёнок: А у северного медведя белая шерсть. Показывает на карточку-схему с изображением белого пятна.
Логопед: Мы расскажем о том, где живут медведи. Показываю на
карточку -схему с изображением дома.
Логопед: Бурый медведь живёт в густом лесу. Показываю на карточку с изображением деревьев.
Логопед: А где живёт белый медведь?
Ребёнок: А белый медведь живёт на Севере. Показывает на карточку с изображением льдины и снежинки.
Логопед: Расскажем, чем питаются медведи. Показываю на карточку-схему с изображением ложки.
Логопед: Бурый медведь питается ягодами, корешками растений, рыбой. Показываю на карточку с изображением ягод, корешков, рыбы. А чем питается белый медведь?
Ребёнок: А он питается рыбой, тюленями. Показывает на карточку с изображением рыбы, тюленей.
Логопед: Расскажем, как медведи проводят зиму. Показываю на карточку-схему со знаком вопроса.
Логопед: Бурый медведь спит зимой в берлоге. Показываю на карточку-схему с изображением берлоги. А как зимует белый медведь?
Ребёнок: А белый медведь не спит. Он проводит зиму среди снега и льдин.
Логопед: Вот такой интересный рассказ-сравнение по карточкам о медведях у нас получился.
Логопед: А сейчас нужно попробовать ещё раз составить такой рассказ- сравнение, глядя на карточки.
Приглашаю ещё несколько детей.
Логопед: В конце занятия я приготовила для вас интересную ненецкую сказку «Белый медведь и бурый медведь». Ненцы-это народ, который живёт на Севере. Они очень много наблюдают за белыми медведями и сравнили их в сказке с бурыми.
Слушание ненецкой сказки «Белый медведь и бурый медведь»
(в грамзаписи).
Логопед: Да, очень трудная была встреча у медведей, и серьёзный разговор состоялся у них. Какое решение они приняли.
Дети: Хозяин леса живёт в лесу, а хозяин моря-в море. И никто друг другу не мешает.
Итог занятия:
Логопед: Что мы учились делать на занятии?
Дети: Мы учились составлять описательный рассказ-сравнение о медведях по схеме Логопед: Что понравилось на занятии?
Список использованной литературы:
1. Глухов В.П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием» - М., 2004.
2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. «Использование опорных схем в работе с детьми. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» 2008г. N1.
3. Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников» М., 1985.
4. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. «Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников» ж. «Логопед» 2005 N1 с. 7-12.
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» М., 1991.
Читайте также |
---|
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию оттиском картофелем в средней группе…
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию оттиском картофелем в средней группе Тема «Пингвины» - оттиск овощами (картофелем)» Задачи: Обучающие: учить детей передавать характерное строение...
Паспорт уголка по художественно-эстетическому развитию
Паспорт уголка по художественно-эстетическому развитию Название уголка: «Весёлые кляксы». Название группы, возрастная категория детей: Группа раннего возраста №2 «Светлячки». Цель: формирование творческого потенциала...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В мире…
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий» Форма проведения - «Что? Где? Когда?» «Телемост» с детьми других детских садов. Интеграция...