Занятие по экологии «Чудо-чудное, диво-дивное»
(для детей 5-6 лет)
Задачи:
- Закрепить знания детей о видах крестьянской работы, о русских именах, о народных играх, промыслах, о дарах леса, лекарственных растениях.
- Приобщать к малым формам фольклора – пословицам.
- Обобщить и закрепить представления детей о необходимости доброжелательного, чуткого отношения к людям.
Материал к занятию: Занятие проводится в горнице, в специально-подготовленной обстановке
Предварительная работа: Занятие «Что нам дарит лес», беседа «Что означают наши имена», игры детей в мини-музее «Горница», знакомство с пословицами и поговорками о дружбе, с народными хороводными и подвижными играми.
Ход занятия
Педагог: Сегодня, дети, я расскажу вам историю про девочку Дашу. Вы готовы? Но мне нужна при рассказывании ваша помощь. (Ответы детей).
Педагог: Жила-была девочка Даша со своими родителями. Жили они в деревне в маленьком домике. Отец Даши уехал на заработки за синие реки, за высокие горы, в дальние страны. Большое горе пришло в семью. Злой волшебник заколдовал маму. Стала мама у Даши болеть, перестала петь песни, улыбаться. Сядет на лавочку смотрит в окошко и слезы катятся из ее глаз. Очень любила Даша свою маму, жалела. Всю работу по хозяйству девочка делала сама: и в избе, и во дворе.
Какую работу могла выполнять Даша по хозяйству? (Ответы детей: подмести пол, вытереть пыль, сходить за водой и т.д.)
Педагог: Много работы было по дому у Даши, и все она успевала делать. На день рождения пригласила Даша к себе друзей и подружек.
Как вы думаете, как звали детей на Руси? (ответы детей: Миша, Ваня, Петя, Маша, Илья, Никита, Василина, Варя и т.д.)
Педагог: Молодцы, ребята! Много назвали имен, да и в наше время можно встретить детей с такими же именами.
Педагог: К Даше гости пришли, подарки принесли, а подарки не покупные, а своими руками сделанные. Какой подарок можно сделать своими руками? (ответы детей: глиняную игрушку, деревянную ложку, вышивку, салфетку, куколку из соломы и т.д.)
Педагог: Конечно, давным-давно не было игрушечных магазинов, игрушки делали своими руками. Что сделаешь, тем и поиграешь.
Педагог: А подружка Катя подарила Даше алую ленту. Дашеньке лента так понравилась, что она сразу же вплела ее в косу. Весело было на празднике, дети играли в разные игры. В какие игры играли дети давным-давно? (ответы детей: «Жмурки», «Ловишка», «Каравай», «Прятки», «Горелки» и т.д.)
Педагог: Много вы назвали народных игр, молодцы! А давайте поиграем в игру «жмурки»!
После игры дети садятся.
Педагог: Однажды Даша решила порадовать свою маму: взяла туесок для ягод, корзиночку для грибов и отправилась в лес. Какие ягоды дарит лес людям? (ответы детей: земляника, клубника, малина, черника, брусника и т.д.).
Педагог: Что можно сделать из ягод? (ответы детей: компот, варенье и т.д.)
Педагог: Правильно! Только так мы можем сохранить все витамины в ягодах, которые нам пригодятся в зимнее время года.
Педагог: Какие грибы вы знаете? (Ответы детей: сыроежки, маслята, лисички, белые, подберезовики и т.д.)
Педагог: Молодцы, ребята! Много знаете грибов! Поиграем с вами в игру «Съедобный-несъедобный гриб».
(Проводится игра с мячом. Дети стоят в кругу. После игры дети садятся).
Педагог: Шла Даша, шла и вышла на большую полянку полную грибов и ягод. Не заметила Дашенька, как набрала туесок ягод и корзинку грибов, и уже хотела идти домой, как вдруг услышала, что кто-то горько вздыхает. Огляделась девочка и увидела, что в тенечке на пенечке сидит старушка. Подошла Даша и спросила:
- Бабушка, что ты плачешь? Что случилось?
- Иди, девонька, иди. Не поможешь ты моему горю.
- Помогу, бабушка. Я уже большая. Мне 6 лет.
- Да вот, ногу веткой поцарапала. Немного посижу, да дальше пойду.
- Подожди, бабушка. Я тебе сейчас листочек к ранке приложу, тебе сразу легче станет.
Лист какого растения Даша приложила к ранке? (Ответ детей: подорожник)
Педагог: Какие еще лекарственные травы вы знаете? (Ответы детей: крапива, чистотел и т.д.)
Педагог: Правильно вы все назвали!
Педагог: Приложила Дашенька листочек подорожника к ранке на ноге бабушки, подумала, подумала и стала расплетать свою косоньку.
- Что ты делаешь, девочка? Зачем косу расплетаешь? - спрашивает бабушка.
- Хочу тебе листочек ленточкой привязать к ноге, чтобы листочек не упал, тебе легче станет, и ты сможешь идти дальше, - отвечает Даша.
- Не жалко тебе с такой красивой лентой расставаться?
- Что вы, бабушка! Мама меня учила: «Помощь хороша вовремя».
А какие вы знаете пословицы и поговорки о дружбе, взаимопомощи? (Ответы детей: «Для милого дружка и сережка из ушка», «Дружба любит дело», «Друзья познаются в беде», «Не бросай друга в несчастье», «Доброе слово и кошке приятно» и т.д.)
Педагог: Молодцы дети! Надеюсь, вы не просто знаете эти поговорки, но и применяете их в жизни.
Педагог: Бабушка поблагодарила Дашу за помощь. Девочка взяла грибы да ягоды и пошла домой. А бабушка сказала ей вслед такие слова:
«А иди ты, дитя малое, дитя доброе,
По травушке-муравушке зеленой,
По дороженьке ровной,
Не споткнись, не упади.
Да приди ты в дом свой родной дом.
Матушка цела да невредима.
И увидишь ты в доме том чудо - чудное, диво - дивное
За доброту твою, за ласковое слово твое».
Подходит Дашенька к дому. Что такое? Ставенки открыты, а из избы песня веселая слышится. Вбежала Даша по крылечку в дом и увидела….
Что увидела Даша? Что за чудо - чудное? Какое диво - дивное? (Ответы детей: «Папа приехал», «Мама выздоровела»).
Педагог: Конечно! Самое главное чудо для Даши, чтобы папа скорее вернулся домой, и мама выздоровела. И стали они жить-поживать и добра наживать.
Подведение итога: В сказках добро побеждает зло. Вот и в нашей сказке Даша пришла на помощь. Ее доброе, чуткое отношение помогло вернуть счастье в дом.
Литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
2. Федотова А.М. «Пермский край - мой родной край». – Пермь: «Книжный мир», 2001.
Читайте также |
---|
Хрестоматия «Зайка серенький, где был?» для детей младшего возраста
Хрестоматия «Зайка серенький, где был?» для детей младшего возраста Аннотация: Почему зайца называют Косым? Кто такой заяц- беляк и заяц- русак? На...
Занятие по лепке в группе раннего возраста «Солнышко»
Занятие по лепке в группе раннего возраста «Солнышко» Цель: учим детей надавливать пластилин и размазывать его на картоне указательным пальцем. Прививаем...
Сборник экспериментов «Знай-ка»
Сборник экспериментов «Знай-ка»