Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
«Работа над предложением»

Программное содержание: учить детей выделять предложения в речи, что предложение выражает законченную мысль, на слух определять количество предложений, с помощью картинок учить детей составлять предложения, одновременно называя каждое слово, составлять схему к предложению. Развивать внимание, слух.

Оборудование: карточки со схемами, дерево с листьями, столы с раздаточным материалом, схемы разноцветные и символы, игрушки: заяц, еж, деревья, грибы.

 

- Ребята, посмотрите, как много гостей к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются).

- Ой, смотрите, к нам еще кто-то идет. (Заходит фея.)

Фея: - Здравствуйте, ребята, я фея, пришла к вам из сказочной страны Грамматики.

Воспит: - А что случилось? Почему ты такая грустная?

Фея: - Я пришла к вам за помощью, у нас в сказочной стране все перепуталось: звуки, буквы, слоги, слова и поэтому, все что мы говорим, звучит не красиво, не правильно, а порой даже не понятно.

- Помогите нам, пожалуйста!

Воспит: - Ребята, поможем нашей гостье?

- Да!

- Милая фея, показывай нам дорогу.

- Ребята, посмотрите, что это? (На фланелеграфе стоят схемы предложений и картинки к ним.)

- Правильно, это схемы предложений.

- Мы с вами знаем, из чего состоят предложения?

- Да, предложения состоят из слов.

- Посмотрите, сколько слов в этом предложении? (работа со схемой / _ _ ).

- Правильно, в этом предложении два слова. Давайте с вами посмотрим на картинки и составим предложения, состоящие из двух слов.

Наступила осень.

Желтеет листва.

Краснеет рябина.

Падают листья.

Дети гуляют.

Трава желтеет.

Золотая осень.

- Молодцы, а теперь посмотрите на эту схему (_ _ _ .), что вы можете сказать. Из скольких слов мы будем составлять предложения?

- Правильно, из трех.

- Давайте с вами, только уже по другой картинке составим предложения, в котором будет сколько? – правильно, три слова.

Дует холодный ветер.

Часто идут дожди.

Люди спешат домой.

Темное небо хмурится.

Люди одеты тепло.

- Саша, из скольких слов мы составили предложения? (из трех)

- Молодцы, ребята, а теперь посмотрите внимательно на эти две картинки и составьте предложение, в котором будет (показываю _ _ _ _.) сколько? (четыре слова).

- Пожалуйста.

Дети собирают осенние листья.

Осенью часто идут дожди.

Воспитатель собирает осенние листья.

Осенью часто дует ветер.

- Ребята, а кто мне скажет, сколько мы составили предложений? - много.

- Правильно, мы с вами составили много предложений, а кто мне скажет, что у нас получилось?

- Ребята, у нас получился рассказ.

- Правильно, у нас получился короткий рассказ. А о чем этот рассказ? – Об осени.

- Молодцы, ребята, фея, посмотри, наши ребята молодцы, они справились с этим заданием, веди нас дальше. (Фея подводит к дереву.)

- Смотрите, что это? Если мы в волшебной стране, то это дерево волшебное и листочки на нем тоже необычные.

- Посмотрите, какого они цвета? (оранжевые, желтые, красные).

- Давайте каждый возьмет по одному листочку любого цвета и найдет свой домик.

- Посмотрите, что на них написано? (слова).

- Да, ребятки, на них написаны слова. Давайте из этих слов составим предложения. (У кого оранжевые листочки, дети читают свои слова, составляют предложение и выставляют листья на мольберт).

- Какое предложение у вас получилось? Из скольких слов? (Из двух.)

Деревья пожелтели.

- Подхожу к желтым листочкам.

- Из скольких слов у вас предложение? (дети читают свои слова) – из трех.

Идет холодный дождь.

Осенью улетают журавли.

(Выставляем на мольберт.)

- Подхожу к красным – из скольких слов у вас? – из четырех.

- Прочитайте, какое у вас получилось предложение.

 Осенью люди собирают урожай.

- Ребята, посмотрите, мы вернули все слова на место и у нас получились предложения.

- Фея, ребята и с этим задание справились. Веди нас дальше.

Фея приводит нас в школу.

- А смотрите, фея пригласила нас в сказочную школу. Мы ведь с вами скоро пойдем в школу, но сначала давайте зайдем в школу нашей гостьи. (Дети садятся за столы.)

- Ребята, посмотрите, какие интересные картинки у вас лежат, а кто мне скажет, что они обозначают? (показываю желтый круг – предмет, зеленый- признак, красный – действия).

Помогая фее, вы придумывали разные предложения, а теперь предложения буду придумывать я, а вы будете их записывать с помощью карточек. Для начала возьмите цветные и послушайте предложения:

Пожелтели листья. (красную, желтую)

Белки заготавливают запасы. (Жёлтая, красная, желтая.)

Перелетные птицы улетают. (Зеленая, желтая, красная.)

- А теперь возьмите другие символы.

Дети собирают листья.   - = -

Идет сильный дождь. =       -

Листья желтые летят.   -       -

После урока в школе бывает перемена, и мы с вами сейчас проведем тоже переменку и немного отдохнем.

Листики падают,

Осень пришла.

 

Рыжие белочки,

Как у вас дела?

 

Мы набрали шишек

Для своих детишек.

 

Листьев полное дупло

Будет нам зимой тепло

Листики падают,

Осень пришла.

Рыжие белочки,

Как у вас дела?

Насушили ягод,

Чтоб хватило на год.

- Ребята, смотрите, мы с вами оказались в сказочном лесу. (Полянка с деревьями, грибы, заяц, еж.)

А кто мне скажет, что можно увидеть интересного в лесу? (на фланелеграфе стоят схемы, дети составляют предложения о лесе).

В лесу растут грибы.

В лесу живет заяц.

В лесу растут деревья.

На дереве живет белка.

Еж идет за яблоком.

- Смотрите, как много предложений мы с вами составили о лесе.

А теперь давайте поиграем в игру «Исправь ошибку».

Давайте с вами сядем, фея, и ты садись с нами. (Дети садятся на мягкие диванчики.) Я буду читать предложения, а вы найдите ошибку. Слова перепутались, скажите предложения правильно.

1. Испекла большой бабушка пирог.

Бабушка испекла большой пирог.

2. Красивого дети попугая увидели.

Дети увидели красивого попугая.

3. Змея воздушного Петя запустил.

Петя запустил воздушного змея.

4. Ежика котенок колючего испугался.

Котенок испугался колючего ежика.

- Вот и закончилось наше с вами путешествие.

Дорогая фея, теперь в вашей сказочной стране будет все хорошо, все будут правильно и красиво говорить.

Фея: - Спасибо вам большое, ребята, за вашу помощь, и в знак благодарности я хочу подарить вам вот такой подарок. (Книгу.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца»

Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» Аннотация: Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» разработана для детей 2-3 лет. Игра направлена на развитие...

Театрализованная игра «Собака»

Театрализованная игра «Собака» Аннотация: Театрализованная игра «Собака» помогает развивать у детей связную речь, координацию движений, обогащает словарный запас. Данная игра предназначена для...

«Наша планета (страны, континенты)»

«Наша планета (страны, континенты)» Тема ООД: «Наша планета (страны, континенты)». Форма организации: творческая мастерская. Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе...

Читайте также

Проект «Традиции живая нить»

Проект «Традиции живая нить»

Интерактивная дидактическая игра по теме «Один дома» для детей 3-7…

Интерактивная дидактическая игра по теме «Один дома» для детей 3-7 лет

Конспект занятия. Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие». Тема: «Карабас…

Конспект занятия. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Карабас Барабас ищет работу» (Группа общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет) Пояснительная записка В...