Конспект непосредственной образовательной деятельности
«Умелые руки не знают скуки»

Цель:

1. Приобщение подрастающего поколения к великим ценностям русской культуры народа через ознакомление с декоративно-прикладным искусством России.

2. Учить детей сравнивать между собой изделия народных мастеров (одного вида), находить сходство и различие.

3. Активизировать речь детей за счёт новых слов: гончар, коробейник, ремесло, ремесленник. Учить доводить начатое дело до конца.

4. Воспитывать уважение к труду, гордость за мастерство Российского народа, интерес к народным ремёслам, развивать вкус. Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа;

 

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети, встаньте в круг и покажите мне свои ладошки. Возьмите друг друга за руки и почувствуйте тепло ваших рук. Вместе с теплом наших рук мы передаем друг другу хорошее настроение, пожелание здоровья.

Воспитатель: Зачем человеку нужны руки? Как вы понимаете выражение "золотые руки", "волшебные руки", мастеровые?

Воспитатель: Да, руки народа поистине создают чудеса. Про такие руки говорят: золотые, трудолюбивые, умелые, волшебные, мастеровые. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками, не зря про их изделия говорят "русские чудеса".

Воспитатель: Как вы понимаете значение пословицы "Умелые руки не знают скуки"? (ответы детей)

- Ребята, а чтобы в этом убедиться мы отправимся на ярмарку. Что такое ярмарка? (ответы детей) Ярмарка- это место, где можно купить и продать разнообразный товар. Здесь и народные гуляния, и кукольные представления, веселые карусели, частушки. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много, что глаза разбегаются. (показ репродукций "ЯРМАРКА" Б.Кустодиева)

Воспитатель: Что это за музыка играет? Ярмарка начинается! Поспешим, ребята!

На русской ярмарке

1. Двое детей держат в руках платки и образуют ворота.

Ребенок:

Ото всех дверей,

Ото всех ворот,

Приходи, скорей.

Торопись, народ!

Ребенок:

Мир вам, люди дорогие, вы явились в добрый час.

Встречу тёплую такую мы готовили для вас.

Хлебосольством и радушьем знаменит Рязанский край.

Здесь для вас и песни русские, и медовый каравай.

Воспитатель:

Здравствуйте, гости, милости просим!

Ярмарку открываем, веселье начинаем

Ярмарка, ярмарка,

Огневая, яркая, плясовая, жаркая.

Глянешь направо – лавки с товаром,

Глянешь налево – веселье даром.

Солнце красное встает,

Спешит на ярмарку народ.

2. Воспитатель: Часто на ярмарках можно было встретить коробейников. Коробейники – это торговцы разными мелкими товарами: лентами, платками, игрушками, сластями, - они не стоят за прилавками, а торгуют вразнос. Они ходят по всей площади праздника и предлагают людям свои товары.  

1 Ребенок (с коробом)

Нитки, иголки,

Для волос заколки!

За целый пучок

Плати пятачок!

2 Ребенок (с коробом)

А вот, сколько ленточек разных

Для девочек прекрасных.

1 Ребенок:

А вот голубой платочек,

Как нежный весенний цветочек.

2 Ребенок:

Становитесь в ряд,

Забирайте все подряд!

3. Воспитатель: Давайте пройдем по ярмарке и посмотрим на изделия мастеров. (звучит песня "Золотая ярмарка")

1-й стол «Дымковская игрушка"

Воспитатель: Что за игрушка, где ее изготавливают? Из чего сделана игрушка? Какая она? Какие краски используют мастера? Какими элементами украшено изделие? Что они означают? (круг - солнце, луна; точка- звезды; волнистая линия - вода, река; прямая линия-дорога). Как называют мастера, который изготавливает игрушки из глины? (гончар)

2-й стол "Городецкая роспись"

Воспитатель: Здесь представлены изделия из одного старинного русского города - Городец. Живет там веселый народ. Разрисовывают мастера ворота, мебель, ставни, посуду яркими цветами и сказочными птицами. Как называются элементы городецкой росписи?

3-й стол "Матрешка"

Воспитатель: (загадывает загадку)

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы -...(Матрешки)

Молодцы, ребятки! А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.

Матрешки у нас необычные. В каждой спрятана часть пословицы о труде.

1. Не будет скуки \когда заняты руки\.

2. Труд человека кормит \а лень портит\

3. Сделал дело \гуляй смело\.

4. Кто первый в труде \тому слава везде\.

5. Хочешь есть калачи \не сиди на печи\.

6. Кто привык трудиться \тому без дела не сидится\

Воспитатель: Ни одна ярмарка не обходилась без песен, частушек, плясок, шуточных игр. Давайте поиграем в игру "У Ванюшки - казаченка" (дети выполняют движения в соответствии с текстом, повтор игры проводится в более быстром темпе)

У Ванюшки - Казаченка

Жили в маленьком сарайчике

Ровно 10 сыновей

И все 10 без бровей

Вот с такими ушами,

Вот с такими глазами,

Вот с такими носами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой,

Они не пили и не ели,

На него всё смотрели,

И все делали вот так ….

4-й стол "Хохлома"

Воспитатель: Какой росписью украшены изделия? Какие предметы расписывают этой росписью? Что изображают мастера на своих изделиях? Почему хохлому называют "золотая"? Какие цвета встречаются в узорах? Из какого материала изготовлена посуда, мебель?

В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель.

4. Роспись хохломской посуды

Воспитатель предлагает детям помочь мастеру расписать посуду. Повторяется порядок рисования элементов узора.

1. Вдоль узора рисуем слегка изогнутую веточку. (завиток)

2. Рисуем ягоды.

3. Рисуем по 3 листочка.

4. Концом кисти рисуем травку(усики)

Во время работы звучит песня Раисы Марковой "Городец и хохлома"

5. Подведение итогов занятия.

Ребенок:

Вы только взгляните вокруг:

Вся наша жизнь – дела наших рук.

Села, мосты, города, виадуки –

Все наши руки, все наши руки!

Умелые руки – основа успеха,

Руки – мастерство человека!

Руки – о многом они говорят.

Глаза только видят, а руки творят.

Воспитатель:

Закончим праздник русской песней,

Ее все вместе мы споем.

Нет на земле страны чудесней,

Чем та, в которой мы живем!

Дети исполняют песню о России.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект спортивного зимнего праздника для детей старшей группы. Тема: «Зимние…

Конспект спортивного зимнего праздника для детей старшей группы Тема «Зимние забавы» Цель: Обеспечить оптимальный двигательный режим детей в течение всего развлечения; предоставит...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Мое село…

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе«Мое село — моя малая Родина» Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей...

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Ёлочка»

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Ёлочка» Аннотация: Дидактическая игра из фетра представляет собой пособие, которое может помочь детям в развитии...

Читайте также

Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ

Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка». К. Д. Ушинский. Игры с песком — прекрасный материал...

Проект: «Путешествие по сказкам П.П. Бажова»

Проект: «Путешествие по сказкам П.П. Бажова»

Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе. Тема: «Лесные…

Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: «Лесные ягодки» Цель: 1.Учить детей различать по характерным призракам и называть 2...