Конспект познавательного занятия в подготовительной группе
«Птичий уголок России»

 

Цели:

- приобщение детей к прекрасному миру живописи, поэзии, музыки;

Задачи.

Образовательная:

- Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

- Учить детей концентрировать своё внимание на объекте -картина А. Саврасова «Грачи прилетели».

- Знакомить детей с сезонным поведением птиц, характерному времени года – весне (пословицы).

Развивающая:

- совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их целью высказывания;

- учить детей высказывать свои мысли содержательно, понятно.

Воспитательная:

- воспитывать любовь к птицам, доброе, бережное отношение к пернатым друзьям,

- доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение;

- прививать детям интерес к произведениям искусства.

Активизация словаря: поскрипывают, перекликаются, суетятся, перелётные птицы: грач, ласточка, утка, стриж, скворец.

Виды деятельности, используемые на занятии: речевая, игровая, трудовая, музыкальная.

Интеграция познавательных областей: «Познание» (формирование представление о перелётных птицах), «Физическая культура» (выполнение пальчиковой гимнастики), «Коммуникация» (внимательно не перебивая слушать ответы детей), «Чтение художественной литературы» (внимательно слушать чтение заклички и выполнять согласно тексту задания), «Социализация», «Музыка» (слушать пение птиц весной).

Предварительная работа:

Беседа о птицах: рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицелов», «Птицы, гнезда, птенцы»; дидактические игры: «Найди перелётных птиц», «Что, где, когда?».

Материал к занятию:

Картина А. Саврасова «Грачи прилетели», карточки на каждого ребёнка, картинки с изображением перелетных птиц. Аннотация к картине «Грачи прилетели» в исполнении артиста БДТ (аудиозапись). Аудиозапись музыкальной пьесы П.И.Чайковского «Времена года».

Методические приёмы:

Словесные:

- организационный момент, вопросы, ответы детей, поговорка, загадки, игровые упражнения «закончи предложение», «кто (что), это»?

Наглядные:

- картина А. Саврасова «Грачи прилетели»;

- картинки с изображением зимующих и перелётных птиц.

Практические:

- физкультпауза-закличка «Сееем,сеем-посеваем»;

- дидактическая игра «Да-нет»;

- работа с индивидуальными карточками.

Рефлексия

- психологический тренинг итога занятия «Выбери настроение».

 

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель:

Начнём наше занятие знакомыми словами:

- Мы друг к другу лицом повернулись, и улыбнулись,

Мы готовы заниматься, будем очень мы стараться.

Воспитатель:

- Удивительный мир окружает нас. Это мир природы. Увидеть её красоту помогают нам художники. А как называется картина, изображающая природу?

Дети:

- Картина называется пейзаж.

Воспитатель:

- Мы с вами сегодня познакомимся с одной очень интересной картиной художника Алексея Саврасова. А вот, кто на ней изображен, узнаем, отгадав загадку:

Всех перелётных птиц черней,

Враг личинок, друг полей,

Взад – вперёд по пашням вскачь, а зовётся птица (грач).

Воспитатель:

- Правильно. На картине изображены грачи. И она так и называется «Грачи прилетели». А какие птицы еще прилетают весной?

Дети называют ласточку, утку, стрижа, скворца.

Воспитатель:

- Более ста лет назад Алексей Саврасов написал свою знаменитую картину: «Грачи прилетели». Какое хорошее название. Как будто кто- то, пробегая мимо, сообщил радостную весть: «Весна пришла!» Послушайте, о чём же может рассказать эта картина.

Аудиозапись.

«В тихом уголке русского селения Алексей Саврасов увидел красоту пробуждающейся природы и с большой любовью показал её людям. Картина рассказывает о прекрасной поре в жизни природы, о её пробуждении. Художник построил свой пейзаж, что хочется рассматривать его подробно – каждый предмет, каждую деталь.

На первом плане грачи, они заняты важным делом: суетятся, перекликаются, как бы советуясь между собой. «Грее-Грее-Грее» - кричат они. Отсюда птица и получила своё название. Грач – очень полезная птица. Она в почве ищет личинок, гусениц и поедает их, чтоб они не портили всходы.

Один из них подобрал с земли веточку. Грачи спешат соорудить на берёзе гнёзда. Берёзы не похожи друг на друга: искривились, изогнулись в разные стороны: видно, не щадили их зимние ветры и метели.

Потом наш взгляд уходит дальше, - туда, где сараи и церковь. А ещё дальше – вольно раскинулась земля, освободившаяся от снега, и небо – лёгкое, с голубыми оконцами – просветами. Все берёзки, как будто сажею кто-то вычернил - это грачи вороненые, смелые, важные молчаливо обходят ручьи».

Воспитатель:

- Прилетели грачи, и стало ясно, что конец зиме. Весна пришла! Обратите внимание, какие нежные цвета использует художник? Бледно-голубой, беловато-розовый, светло-коричневый. Художник выбрал их не случайно. Бывают ранней весной дни, когда все кругом словно затянуто дымкой, и кажется, что небо, земля и деревья досматривают зимние сны. А если бы вы стали птицей, что бы вы могли рассказать? Куда полететь?

Рассказы детей от лица перелётных птиц, о том, как трудно лететь из теплых краёв.

Аудиозапись. Пробуждение природы.

Воспитатель:

- Обратите внимание, как художник отразил в картине пробуждение природы, прилёт птиц.

Ответы детей.

Воспитатель:

- От ветра стволы берёз что делают?

Дети:

- Берёзы поскрипывают.

Воспитатель:

- А берёзы на картине не низкие, а какие …высокие (добавляют дети).

Не толстые, а … (тонкие).

Не прямые, а …(изогнутые).

Не безобразные, а … красивые.

Погода, кажется здесь не жаркая, а… холодная.

Грачи, не молчат, а …перекликаются, советуются, суетятся.

А люди изображены на картине? Ответы детей.

Воспитатель:

- Правильно, мы видим, что людей здесь нет. И в то же время мы почти ощущаем их присутствие. Ведь, кто построил церковь? (Люди). А ещё, что построили люди? (Сарай, изгородь).

Люди скоро вспашут землю и чем засеют? Ответы детей. (Засеют землю зерном).

Физкультпауза. Закличка «Сеем, сеем, посеваем».

Сеем, сеем, посеваем, - скрёсные махи руками в стороны на уровне талии;

Зерно в землю мы бросаем

А потом примнём немножко, - притопы ногами;

Чтобы наша птица грач – махи руками вверх-вниз на уровне плеч;

Не смогла его склевать – повороты головой в стороны.

Воспитатель:

- А теперь отгадайте загадку:

«Без рук, без топорёнка, построена избёнка». (Гнездо).

Воспитатель:

- А для чего строят грачи гнёзда?

Дети:

- Выводить птенцов.

Воспитатель:

- Кто вырастит из маленького грачонка? (Грач).

- Что объединяет грача и самолёт?

Дети:

- Самолет и птицу объединяет то, что они летают по воздуху, что у них есть крылья.

- Кем станет куриное яйцо? (Цыплёнком?)

- Кем станет цыплёнок? (Курицей, петухом.)

- С кем можно сравнить петуха? (С будильником, сторожем, часами.)

Показ предметов.

А теперь ответьте: облака по небу летят, плывут, кувыркаются, бегут, плетутся, крадутся.

Дети:

- Облака по небу плывут.

Воспитатель:

- Почему в народе говорят: «Грачи прилетели, на крыльях весну принесли»?

Дети:

- Потому что тает снег, появились лужи, проталины. Птицы строят гнёзда, чтоб высиживать птенцов. Это бывает только весной.

Дидактическая игра «Да — нет»

Воспитатель бросает ребенку мяч и задает вопрос типа: «У птички есть руки?», «У птички есть крылья?» и т.п.

Воспитатель:

- Ваши ответы порадовали меня. У вас на столах лежат картинки с птицами. Выберите тех птиц, которые прилетают к нам с юга. Назовите их, и как люди могут им помочь?

Воспитатель: Давайте поиграем парами в игру: «Закончи предложение».

Например:

Синица, снегирь, воробей - зимующие птицы,

Ласточка, грач, скворец – перелётные птицы.

Кормушка, скворечник – это птичьи «принадлежности».

Сало, зерно, крошки хлеба, семечки – это пища для птиц.

А теперь снова посмотрите на нашу картину. В этом уголке России художник хотел изобразить приближение весны. Пусть нет на картине ярких красок, но главные здесь птицы грачи. Их прилёт вызывает особые чувства и настроение. Какое настроение вызвало у вас появление птиц?

Рефлексия.

У меня три стакана с водой. Стакан с блёсками в воде символизирует радостные мысли, стакан с обычной водой – спокойное, уравновешенное состояние. Стакан с мутной водой – неприятные, грустные мысли. Какие мысли возникли у вас, при рассматривании этой картины. Несколько детей    подходят и показывают, что они чувствовали при знакомстве с картиной. (Дети выбирают стакан с блёсками в воде.)

Сегодня мы с вами познакомились с интересной картиной, и я думаю, что вы не пройдёте равнодушно мимо заснеженного леса, сверкающего на солнце или первой проталинки, с пробивающейся первой травкой, мимо рощи в осеннем уборе. Обрадуетесь этой встрече с прекрасным, и, наверное, станете лучше и добрее.

- Чтоб на участке у нас всегда гостили птицы, что надо иметь на участке? (Кормушки.) На прогулку мы пойдем, повесим кормушки и накормим птиц.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Коллективная аппликация в средней группе «Чунга-чанга»

Коллективная аппликация в средней группе «Чунга-чанга» Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и умение работать в коллективе. Задачи: создание изображения предметов по представлению; объединение...

Конспект образовательной деятельности «Әбиләрдә кунакта»

Конспект образовательной деятельности «Әбиләрдә кунакта» Зурлар төркеме өчен “Сөйләм үстерү”, “Нәфис-нәфасәти”,”Танып белү”, “ Социаль - аралашу” үсешләре буенча “Әбиләрдә кунакта” темасына белем бирү эшчәнлеге конспекты Тема:...

Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству…

Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству родного края Цель: Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию...

Читайте также

Сюжетно-ролевая игра «Зайка заболел»

Сюжетно-ролевая игра «Зайка заболел» Виды детской деятельности: игровая; коммуникационная. Цель: Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли. Задачи: Образовательные: приобретать первичных...

Дидактическое пособие по познавательному развитию для детей второго раннего возраста…

Дидактическое пособие по познавательному развитию для детей второго раннего возраста «Времена года» Аннотация: Дидактическая игра представляет собой пособие, которое может помочь детям научиться...

Фрагмент комплексно-тематического плана на тему «Загадочный космос» в средней группе

Фрагмент комплексно-тематического плана на тему «Загадочный космос» в средней группе Актуальность. Интерес к космосу возникает у детей с ранних лет. Сначала они рассматривают...