Конспект познавательного занятия в подготовительной группе
«Птичий уголок России»
Цели:
- приобщение детей к прекрасному миру живописи, поэзии, музыки;
Задачи.
Образовательная:
- Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
- Учить детей концентрировать своё внимание на объекте -картина А. Саврасова «Грачи прилетели».
- Знакомить детей с сезонным поведением птиц, характерному времени года – весне (пословицы).
Развивающая:
- совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их целью высказывания;
- учить детей высказывать свои мысли содержательно, понятно.
Воспитательная:
- воспитывать любовь к птицам, доброе, бережное отношение к пернатым друзьям,
- доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение;
- прививать детям интерес к произведениям искусства.
Активизация словаря: поскрипывают, перекликаются, суетятся, перелётные птицы: грач, ласточка, утка, стриж, скворец.
Виды деятельности, используемые на занятии: речевая, игровая, трудовая, музыкальная.
Интеграция познавательных областей: «Познание» (формирование представление о перелётных птицах), «Физическая культура» (выполнение пальчиковой гимнастики), «Коммуникация» (внимательно не перебивая слушать ответы детей), «Чтение художественной литературы» (внимательно слушать чтение заклички и выполнять согласно тексту задания), «Социализация», «Музыка» (слушать пение птиц весной).
Предварительная работа:
Беседа о птицах: рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицелов», «Птицы, гнезда, птенцы»; дидактические игры: «Найди перелётных птиц», «Что, где, когда?».
Материал к занятию:
Картина А. Саврасова «Грачи прилетели», карточки на каждого ребёнка, картинки с изображением перелетных птиц. Аннотация к картине «Грачи прилетели» в исполнении артиста БДТ (аудиозапись). Аудиозапись музыкальной пьесы П.И.Чайковского «Времена года».
Методические приёмы:
Словесные:
- организационный момент, вопросы, ответы детей, поговорка, загадки, игровые упражнения «закончи предложение», «кто (что), это»?
Наглядные:
- картина А. Саврасова «Грачи прилетели»;
- картинки с изображением зимующих и перелётных птиц.
Практические:
- физкультпауза-закличка «Сееем,сеем-посеваем»;
- дидактическая игра «Да-нет»;
- работа с индивидуальными карточками.
Рефлексия
- психологический тренинг итога занятия «Выбери настроение».
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель:
Начнём наше занятие знакомыми словами:
- Мы друг к другу лицом повернулись, и улыбнулись,
Мы готовы заниматься, будем очень мы стараться.
Воспитатель:
- Удивительный мир окружает нас. Это мир природы. Увидеть её красоту помогают нам художники. А как называется картина, изображающая природу?
Дети:
- Картина называется пейзаж.
Воспитатель:
- Мы с вами сегодня познакомимся с одной очень интересной картиной художника Алексея Саврасова. А вот, кто на ней изображен, узнаем, отгадав загадку:
Всех перелётных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад – вперёд по пашням вскачь, а зовётся птица (грач).
Воспитатель:
- Правильно. На картине изображены грачи. И она так и называется «Грачи прилетели». А какие птицы еще прилетают весной?
Дети называют ласточку, утку, стрижа, скворца.
Воспитатель:
- Более ста лет назад Алексей Саврасов написал свою знаменитую картину: «Грачи прилетели». Какое хорошее название. Как будто кто- то, пробегая мимо, сообщил радостную весть: «Весна пришла!» Послушайте, о чём же может рассказать эта картина.
Аудиозапись.
«В тихом уголке русского селения Алексей Саврасов увидел красоту пробуждающейся природы и с большой любовью показал её людям. Картина рассказывает о прекрасной поре в жизни природы, о её пробуждении. Художник построил свой пейзаж, что хочется рассматривать его подробно – каждый предмет, каждую деталь.
На первом плане грачи, они заняты важным делом: суетятся, перекликаются, как бы советуясь между собой. «Грее-Грее-Грее» - кричат они. Отсюда птица и получила своё название. Грач – очень полезная птица. Она в почве ищет личинок, гусениц и поедает их, чтоб они не портили всходы.
Один из них подобрал с земли веточку. Грачи спешат соорудить на берёзе гнёзда. Берёзы не похожи друг на друга: искривились, изогнулись в разные стороны: видно, не щадили их зимние ветры и метели.
Потом наш взгляд уходит дальше, - туда, где сараи и церковь. А ещё дальше – вольно раскинулась земля, освободившаяся от снега, и небо – лёгкое, с голубыми оконцами – просветами. Все берёзки, как будто сажею кто-то вычернил - это грачи вороненые, смелые, важные молчаливо обходят ручьи».
Воспитатель:
- Прилетели грачи, и стало ясно, что конец зиме. Весна пришла! Обратите внимание, какие нежные цвета использует художник? Бледно-голубой, беловато-розовый, светло-коричневый. Художник выбрал их не случайно. Бывают ранней весной дни, когда все кругом словно затянуто дымкой, и кажется, что небо, земля и деревья досматривают зимние сны. А если бы вы стали птицей, что бы вы могли рассказать? Куда полететь?
Рассказы детей от лица перелётных птиц, о том, как трудно лететь из теплых краёв.
Аудиозапись. Пробуждение природы.
Воспитатель:
- Обратите внимание, как художник отразил в картине пробуждение природы, прилёт птиц.
Ответы детей.
Воспитатель:
- От ветра стволы берёз что делают?
Дети:
- Берёзы поскрипывают.
Воспитатель:
- А берёзы на картине не низкие, а какие …высокие (добавляют дети).
Не толстые, а … (тонкие).
Не прямые, а …(изогнутые).
Не безобразные, а … красивые.
Погода, кажется здесь не жаркая, а… холодная.
Грачи, не молчат, а …перекликаются, советуются, суетятся.
А люди изображены на картине? Ответы детей.
Воспитатель:
- Правильно, мы видим, что людей здесь нет. И в то же время мы почти ощущаем их присутствие. Ведь, кто построил церковь? (Люди). А ещё, что построили люди? (Сарай, изгородь).
Люди скоро вспашут землю и чем засеют? Ответы детей. (Засеют землю зерном).
Физкультпауза. Закличка «Сеем, сеем, посеваем».
Сеем, сеем, посеваем, - скрёсные махи руками в стороны на уровне талии;
Зерно в землю мы бросаем
А потом примнём немножко, - притопы ногами;
Чтобы наша птица грач – махи руками вверх-вниз на уровне плеч;
Не смогла его склевать – повороты головой в стороны.
Воспитатель:
- А теперь отгадайте загадку:
«Без рук, без топорёнка, построена избёнка». (Гнездо).
Воспитатель:
- А для чего строят грачи гнёзда?
Дети:
- Выводить птенцов.
Воспитатель:
- Кто вырастит из маленького грачонка? (Грач).
- Что объединяет грача и самолёт?
Дети:
- Самолет и птицу объединяет то, что они летают по воздуху, что у них есть крылья.
- Кем станет куриное яйцо? (Цыплёнком?)
- Кем станет цыплёнок? (Курицей, петухом.)
- С кем можно сравнить петуха? (С будильником, сторожем, часами.)
Показ предметов.
А теперь ответьте: облака по небу летят, плывут, кувыркаются, бегут, плетутся, крадутся.
Дети:
- Облака по небу плывут.
Воспитатель:
- Почему в народе говорят: «Грачи прилетели, на крыльях весну принесли»?
Дети:
- Потому что тает снег, появились лужи, проталины. Птицы строят гнёзда, чтоб высиживать птенцов. Это бывает только весной.
Дидактическая игра «Да — нет»
Воспитатель бросает ребенку мяч и задает вопрос типа: «У птички есть руки?», «У птички есть крылья?» и т.п.
Воспитатель:
- Ваши ответы порадовали меня. У вас на столах лежат картинки с птицами. Выберите тех птиц, которые прилетают к нам с юга. Назовите их, и как люди могут им помочь?
Воспитатель: Давайте поиграем парами в игру: «Закончи предложение».
Например:
Синица, снегирь, воробей - зимующие птицы,
Ласточка, грач, скворец – перелётные птицы.
Кормушка, скворечник – это птичьи «принадлежности».
Сало, зерно, крошки хлеба, семечки – это пища для птиц.
А теперь снова посмотрите на нашу картину. В этом уголке России художник хотел изобразить приближение весны. Пусть нет на картине ярких красок, но главные здесь птицы грачи. Их прилёт вызывает особые чувства и настроение. Какое настроение вызвало у вас появление птиц?
Рефлексия.
У меня три стакана с водой. Стакан с блёсками в воде символизирует радостные мысли, стакан с обычной водой – спокойное, уравновешенное состояние. Стакан с мутной водой – неприятные, грустные мысли. Какие мысли возникли у вас, при рассматривании этой картины. Несколько детей подходят и показывают, что они чувствовали при знакомстве с картиной. (Дети выбирают стакан с блёсками в воде.)
Сегодня мы с вами познакомились с интересной картиной, и я думаю, что вы не пройдёте равнодушно мимо заснеженного леса, сверкающего на солнце или первой проталинки, с пробивающейся первой травкой, мимо рощи в осеннем уборе. Обрадуетесь этой встрече с прекрасным, и, наверное, станете лучше и добрее.
- Чтоб на участке у нас всегда гостили птицы, что надо иметь на участке? (Кормушки.) На прогулку мы пойдем, повесим кормушки и накормим птиц.
Читайте также |
---|
Коллективная аппликация в средней группе «Чунга-чанга»
Коллективная аппликация в средней группе «Чунга-чанга» Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и умение работать в коллективе. Задачи: создание изображения предметов по представлению; объединение...
Конспект образовательной деятельности «Әбиләрдә кунакта»
Конспект образовательной деятельности «Әбиләрдә кунакта» Зурлар төркеме өчен “Сөйләм үстерү”, “Нәфис-нәфасәти”,”Танып белү”, “ Социаль - аралашу” үсешләре буенча “Әбиләрдә кунакта” темасына белем бирү эшчәнлеге конспекты Тема:...
Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству…
Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству родного края Цель: Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию...