Конспект непосредственно-образовательной деятельности
«В гостях у тетушки Матрены»

старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет)

 

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Цель: приобщение к словесному искусству посредством произведений русского народного фольклора (пословицы).

Задачи НОД:

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

  • Продолжать учить детей понимать смысл пословиц;
  • Развивать умение запоминать пословицы;
  • Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Задачи интегрируемых образовательных областей:

Образовательная область «Коммуникация»

  • Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища;
  • Упражнять в подборе слов со сходным значением.

Образовательная область «Социализация»

  • Побуждать к использованию в речи фольклора (пословиц);
  • Воспитывать уважительное отношение к товарищам (выслушать до конца, не перебивать).

Образовательная область «Познание» (формирование целостной картины мира)

  • Расширять представление детей о сферах человеческой деятельности (устное народное творчество).

Образовательная область «Художественное творчество»

  • Закрепить умение пользоваться восковыми мелками на бумаге в форме одежды.

Словарная работа: активизировать в речи детей - пословица, обогатить словарь детей – устное народное творчество.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Формы организации совместной деятельности: пальчиковая гимнастика «Купим мы бабушка себе курочку», беседа, решение проблемной ситуации.

Материал к НОД: досточки к мостику, мешочек, игрушка – петушок, цветок с лепестками разного цвета (оранжевый, зеленый, фиолетовый, желтый, коричневый), силуэты одежды (кафтан) из бумаги, восковые мелки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к устному народному творчеству, чтение русских народных сказок, песенок, потешек, пословиц, объяснить значение слова «досочки», «уста», рассматривание русской народной одежды.

Место проведения: музыкальный зал.

 

Ход НОД:

Дети входят в музыкальный зал. Встречает воспитатель, переодетый в русский народный костюм.

Воспитатель: Кто ко мне в гости пожаловал? Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы. Очень рада я гостям. А зовут меня тетушка Матрена. Да что же мы стоим? Пошлите в избу.

(Дети идут за воспитателем.)

Воспитатель: вот и избушку мою уже видать. Сейчас через мостик перейдем и дома будем. Вот незадача: мостик к дому сломался – не хватает досочек. Досочки-то у меня есть. А кто знает, что такое досочки, почему они так называются? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, но они не простые, а волшебные: на каждой написано начало пословицы. Вы мне поможете закончить пословицы и мостик построить? (ответы детей – да). А кто из вас знает, что такое пословица? (ответы детей: пословицы придумал народ; она нас чему-то учит; она дает совет как нужно правильно поступить).

Воспитатель: вы правильно заметили – пословицы придумывал народ, да записывать было негде, бумага по тем временам стоила очень дорого. Вот и придумал народ передавать свою мудрость из уст в уста, просто говорить друг другу и запоминать. Поэтому и назвали устное народное творчество. Скажите, как назвали сказки, пословицы, поговорки, загадки, которые передавали из уст в уста? (ответы детей: устное народное творчество). Молодцы, а теперь за дело. (Воспитатель читает начало уже знакомой детям пословицы, а дети продолжают).

Человек без друзей…. (что дерево без корней).

Нет друга – ищи…. (а нашел - береги).

Друг не гриб… (в лесу не найдешь).

Воспитатель: о чем были пословицы? (ответы детей: о дружбе). Как вы догадались? (ответы детей). Спасибо, помогли мостик починить. Вы настоящие друзья, меня в беде не оставили. Пошлите дальше. Вот и дошли, присаживайтесь, гости дорогие (дети садятся на стульчики).

Воспитатель: вижу я, что вы любите пословицы, много их знаете. Слышите? Кто-то на помощь зовет? Пойду, посмотрю. Вот незадача, пока я вас встречала, лиса опять чуть моего петушка не унесла. Мешок-то бросила, видать нас услыхала. Помогите мне, ребятушки, мешок развязать. Я буду называть вам слова из пословиц, а вы мне будете говорить, что они обозначают. Договорились? Сколько узелков на мешке завязано, столько и слов будет. Кто правильно ответит, тот один узелок и развяжет.

Витать в облаках (ребенок: мечтать, задумываться).

Морочить голову или водить за нос (ребенок: хитрить, обманывать).

Бить тревогу (ребенок: предупреждать об опасности).

Уносить ноги (ребенок: убегать от опасности).

Ворон считать (ребенок: быть невнимательным).

Держать язык за зубами (ребенок: никому не рассказывать).

Воспитатель: справились, выходи петушок (достает игрушку). Посиди с нами.

Есть у меня еще и картинки да не простые. Хотите посмотреть? Я вам буду показывать, а вы подумайте, к какой пословицы подходит картинка, назовите ее, да скажите о чем говорит пословица.

«Нет друга – ищи, а нашел – береги».

«У страха глаза велики».

«Хлеб – всему голова».

«Грамоте учиться – всегда пригодиться».

Воспитатель: молодцы, все-то вы знаете, все умеете. А в саду-то у меня цветок расцвел, да такой красивый! Хотите посмотреть? Идите за мной. (Показывает цветок). Вот какой необычный, все лепестки разного цвета! Предлагаю вам игру: я буду называть цвет лепестка, а вы будете называть цвет по - другому.

Оранжевый. Как по-другому можно назвать? (Ответы детей – рыжий, огненный, апельсиновый).

Зеленый – изумрудный, огуречный, кабачковый.

Фиолетовый – баклажановый, сливовый.

Желтый – солнечный, лимонный.

Коричневый – шоколадный, конфетный.

Воспитатель: интересные вы названия цветов придумали. Что-то Петя- петушок наш заскучал. Видать поиграть захотел.

Пальчиковая игра «Купим мы бабушка себе курочку».

Воспитатель: у меня в моем сундучке есть кафтаны для петушка, да вот все никак руки не доходят их украсить. Сделаем подарок для петушка – помогите мне их, пожалуйста, украсить. Проходите, присаживайтесь за столы. Для работы все есть. (Самостоятельная деятельность детей.)

Воспитатель: вот спасибо за помощь! Теперь петушок может каждый день носить новый кафтан. Еще раз спасибо вам, гости дорогие, за помощь, за заботу. Вы домой вернетесь, что расскажете, где были? Что нового узнали? Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей). Ну что ж, пора прощаться. В гостях хорошо, да дома лучше. До свидания, гости дорогие. Приходите еще, не забывайте тетушку Матрену.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий праздника для яслей с элементами кукольного театра «Звери пришли…

Сценарий праздника для яслей с элементами кукольного театра «Звери пришли на Новый Год к ребятам» Атрибуты: ёлочка, гирлянда, ширма, игрушки бибабо...

Основные положения духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на музыкальных…

Основные положения духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были...

Конспект занятия в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие…

Конспект занятия в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие в весенний лес» Цель: развивать познавательный интерес детей. Задачи: Обучающие: уточнить знания детей...

Читайте также

Роль развлечений в развитии эмоций

Роль развлечений в развитии эмоций С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни. Возникают...

Из опыта работы «Эффективность техники оригами для развития связной речи…

Из опыта работы «Эффективность техники оригами для развития связной речи дошкольников» Введение Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло мое внимание...

Планирование по теме недели «Весна. Перелетные птицы»

Планирование по теме недели «Весна. Перелетные птицы» Календарный план образовательной работы Комплексная тема: «Весна. Приметы весны». Цель: Обобщить знания детей о весне как...