Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада
Тема: «День защитника Отечества»

Образовательная деятельность «Коммуникация»

Цель: Знакомство со звуками [В], [В'] и буквой В.

Задачи:

1. «Коммуникация»: познакомить детей со звуками [В], [В'] и буквой В,

закреплять звуковой анализ слов, знания о гласных и согласных звуках, упражнять выделять твердость и мягкость звуков, умение составлять предложения по предложенных схемам.

Совершенствовать усвоение и использование в экспрессивной речи однокоренные слова.

2. «Социализация»: Развивать через игру коммуникативные навыки: активность, инициативность, самостоятельность, творческое воображение.

3. «Физическая культура»: развивать свободную двигательную активность.

4. «Музыка»: продолжать развивать музыкальные способности, навыки движения под музыку.

5. «Чтение художественной литературы»: развивать интерес к художественному слову, умение отгадывать загадки, проговаривать скороговорки.

Материал:

  • Телевизионная панель для просмотра презентации образовательной деятельности.
  • Детали пирамидки на магнитах.
  • Дощечки с пластилином, простой карандаш, ножницы, клеевой карандаш - на каждого ребенка.
  • Двухсторонний звуковой сигнал твердости и мягкости звука на каждого ребенка.
  • Звуковые кружки разного цвета на каждого ребенка и демонстрационный на магнитах.
  • Слова-полоски на каждого ребенка и демонстрационный на магнитах.
  • Карточки с однокоренными словами (на каждую пару).
  • Карточки для игры «Разведчики» (одна на четырех человек).
  • Карточки с изображением поезда, картинки животных – на каждого ребенка.
  • Смайлики.

 

Ход образовательной деятельности:

2 слайд.

Ребята, ваша знакомая Лиза в этом году пошла в школу. Она передала вам к празднику День защитника Отечества игры по обучению грамоте, и я хочу вас познакомить с ними. Лиза сказала, что если вы научитесь играть в игры в детском саду, то будете учиться в школе на 4 и 5. Но она попросила и ей прислать какую-нибудь новую игру.

Ну что, хотите поиграть?

Давайте вспомним правила поведения во время игры. Если вы согласны с правилом, хлопайте в ладоши, а если нет – топайте ногами.

  • Внимательно слушать друг друга.
  • Уважать чужое мнение.
  • Перебивать друг друга.
  • Шутить и смеяться.
  • Смотреть на того, к кому обращаешься.
  • Работать дружно.
  • Ссориться.

Первая игра «Собери пирамидку»

(На макете-пирамидке изображены схемы: предложение, слова, слоги, звуки.)

Один ребенок работает у доски, остальные дети помогают, проговаривая действия работающего у доски ребенка.

3 слайд.

Наша речь состоит из…… (предложений).

Предложения делятся на…. (слова).

Слова делятся на…. (части, слоги)

Слоги состоят из…. (звуков).

Звуки делятся на… (гласные и согласные).

Согласные звуки бывают…. мягкие и твердые.

 

Вторая игра «С какого звука начинаются эти слова?»

4 слайд.

На экране картинки: вертолет, винтовка, воин.

Дети называют картинки и определяют, что все слова начинаются со звука В или В'.

Произнесите звук В.

Что вы можете сказать про звук В, охарактеризуйте его (согласный, может быть мягким и твердым).

Как произносятся согласные звуки (встречают препятствие, их нельзя пропеть)

Проверим, возьмите сигнал, обозначающий мягкие и твердые звуки (Воспитатель называет слово с мягким и твердым звучанием звука, дети показывают соответствующую сторону сигнала):

Веник, вертолет, военный, февраль, война, Отечество, авиация, штурвал, подводная, звезда.

5 слайд.

На письме звук В обозначается буквой Вэ.

На что похожа буква В?

Вылепите букву В из пластилина.

 

Третья игра «Поймай звук»

Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук В.

Дуют ветры в феврале, воют в трубах звонко.

Змейкой мчится по земле легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся вдаль самолетов звенья

Это празднует февраль Армии рожденье.

6 слайд. Дыхательная гимнастика

Произносим на выдохе звук, который соответствует увиденной букве.

Какие звуки вы произносили? (гласные)

Как мы их произносим? (не встречают преграды, можно пропеть)

 

Четвертая игра «Отгадай загадку»

Военные любят чистоту и порядок, а что им в этом помогает, вы узнаете, отгадав загадку:

За него, скажу ребята,

Любят прятаться котята.

Если мусор он найдёт,

Тут же на совок сметёт. (веник) 7 слайд

Давайте сделаем звуковой анализ слова веник.

(Один ребенок работает у доски, остальные за столами) 8 слайд.

Все военные очень сильные, они дружат со спортом и всегда делают гимнастику.

9 слайд. Физкультминутка (под песню «Буду военным»)

 

Пятая игра «Зашифруй предложение» (составить схему)

Предложение: «Скоро день защитника Отечества».

(Один ребенок работает у доски, остальные за столами) 10 слайд.

Придумайте свои предложения по этой же схеме.

Придумайте предложения по предложенным схемам. 11 слайд.

 

Шестая игра (в парах)

Посмотрите на карточки и Назовите, что на них изображено.

(Танк-танкист, ракета-ракетчик, война-военный, море-моряк, орден-орденоносец, знамя-знаменосец, парашют-парашютист.)

Как называются такие слова? (родственные, однокоренные)

12 слайд. Гимнастика для глаз

 

13 слайд. Седьмая игра «Повтори скороговорку»

Чтобы подчиненные выполняли приказы командира, он должен четко отдавать приказы, а для этого необходимо правильно проговаривать все слова. Давайте потренируемся:

Воробей просил ворону

Вызвать волка к телефону.

Чтобы легче запомнить эту скороговорку, один ребенок наклеивает картинки вороны, воробья, волка и телефона на лист бумаги. Полученная картина остается на доске.

Дети повторяют медленно, быстро, тихо, громко, мальчики, девочки.

 

Восьмая игра «Разведчики» (компаниями)

Догадайтесь по первым звукам, какое слово зашифровано.

Карточки с картинками:

Фонарик, лиса, арбуз, груша – флаг.

Волк, очки, иголка, ножницы – воин.

Торт, арбуз, носорог, кенгуру – танк.

Морковь, индюк, раба – мир.

 

14 слайд. Девятая игра «Рассади животных в поезд»

Военные люди всегда приходят на помощь. Вот и сегодня их попросили отправить животных в зоопарк, но рассадить их надо в определенном порядке.

В 1 вагоне едут животные, чье название начинается с о звука В,

во втором вагоне – в названии которых звук В стоит в середине,

в третьем вагоне – звук В в конце.

Закрасьте букву В.

Ребята, а про просьбу Лизы не забыли?

Какую игру мы можем ей передать?

Посмотрите внимательно на доску.

(Если дети затрудняются ответить, обратить их внимание на лист с наклеенными персонажами скороговорки: ворона, волк, воробей, телефон.)

Не напоминает ли вот этот листок с картинками игру?

Какую? (Четвертый лишний) Почему?

Я очень довольна сегодняшним результатом вашей деятельности.

С каким звуком вы сегодня познакомились?

Вы сами мне все о нем рассказали.

Какая игра была самой интересной и понравилась больше других?

А какая вызвала трудности?

15 слайд.

Лиза вам прислала смайликов. Чем они отличаются? (настроением)

Если вам сегодня было легко, и вы справились со всем заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного.

 

Используемый материал:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

2. Гимнастика для глаз «За землю русскую» pedsovet.su

3. Запись песни «Буду военным». Мультяшки.

4. Картинки lenagold.ru.

 

Презентацию можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «У кого длинней дорожка»

Дидактическая игра «У кого длинней дорожка» Эта игра предназначена для детей 4-5 лет, для развития внимания, памяти, мышления. Она способствует развитию...

Развлечение ко дню матери в младшей группе «Ах, какая мама!»…

Развлечение ко дню матери в младшей группе «Ах, какая мама!» Цель: Способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы и учить детей выражать любовь...

Сценарий познавательной игры «Что? Где? Когда?» по правилам дорожного движения…

Сценарий познавательной игры «Что? Где? Когда?» по правилам дорожного движения в подготовительной группе Введение. Урбанизация и автомобилизация современного общества породило множество проблем...

Читайте также

Рекомендации психолога. Адаптация детей к детскому саду. Как сделать процесс…

Рекомендации психолога. Адаптация детей к детскому саду. Как сделать процесс адаптации к саду наиболее мягким? Как вести себя родителям, что...

Обучение детей дошкольного возраста преобразованию квадрата в треугольник

Обучение детей дошкольного возраста преобразованию квадрата в треугольник Дополнительное образование технической направленности предоставляет широкие возможности для знакомства детей дошкольного возраста с...

Логопедический массаж как одно из средств коррекции звукопроизношения у детей…

Логопедический массаж как одно из средств коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии Речь – одна из основных...