НОД по познавательному развитию в старшей группе
Тема: «Ты какая, вода?»

Задачи:

1. Учить детей простейшей исследовательской деятельности. Расширить систему знаний о неживой природе (воде), познакомить со свойствами воды.

2. Развивать мыслительную деятельность детей, умение выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы; активизировать словарь (лаборатория, учёные – исследователи, вода растворитель)

3. Воспитывать умение работать аккуратно, слушать своих товарищей.

Раздаточный материал: 1 стаканчик с водой, 1 стаканчик с соком, 1 стаканчик с солёной водой, пустой стакан, 2 чайные ложки, салфетки, кусочки льда, кусочек сахара, песок на тарелочке, тарелочка с водой, бумажный цветок.

Демонстрационный материал: Аудиозапись «Шум прибоя, горный ручеёк, капель, шум дождя», иллюстрация «кипящая вода и пар», «туман», свеча, ложка, зажигалка, стакан с водой и пустой стакан, карточки – символы.

 

Ход:

Ребята, послушайте загадку и попробуйте её отгадать:

Если руки наши в ваксе.

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без …(воды)

В: Всегда ли вода в природе бывает одинаковой, может ли вода быть волшебницей? (ответы детей)

А вы хотите побольше узнать о воде? (да)

Тогда я предлагаю вам стать учёными – исследователями и заняться исследованием воды. А вы знаете кто такие учёные – исследователи? (Это люди, которые с помощью различных опытов узнают что-то новое о каких-то предметах или явлениях) Перед нами стоит трудная задача – узнать всё о воде.

(Прикрепляю всем визитки «учёный – исследователь»)

Итак, дорогие коллеги, приглашаю вас в нашу лабораторию – место где мы будем проводить опыты. Займите свои места.

Что мы знаем о воде?

Говорят, она везде!

Мы её не замечаем.

Мы привыкли что вода –

Наша спутница всегда!

Итак, начинаем наши исследования.

Опыт 1. «Вода прозрачная»

Перед вами стоит 2 стакана. В одном вода, а в другом сок. Опустите в каждый стакан по ложечке. В каком стакане ложечку видно, а в каком нет? (В стакане, где вода ложечку видно, а где сок – нет) Почему? (Потому, что вода прозрачная, а сок – нет) Вот мы и провели с вами первый опыт и установили, что вода прозрачная.

Вывод: Чистая вода – прозрачная. (прикрепить на доске символ, обозначающий что вода прозрачная)

 

Опыт 2. «У воды нет запаха»

Уважаемые исследователи, предлагаю вам понюхать воду и сок. Чем пахнет сок? (Апельсином, потому что это апельсиновый сок.) А вода пахнет? (Нет)

Вывод: У воды нет запаха. (Прикрепляю на доске символ.

 

Опыт 3. «У воды нет вкуса»

С помощью следующего опыта мы с вами определим, какого вкуса вода. Сделайте глоток из стакана с водой. А теперь попробуйте сок. Какой сок по вкусу? (Сладкий). А вода? Есть ли вкус у воды? (Нет)

Иногда, когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду. А чтобы выразить своё удовольствие, говорит «Какая вкусная вода!» Хотя на самом деле её вкуса не чувствует.

Вывод: У воды нет вкуса. (Прикрепить символ.)

 

Опыт 4. «Вода - жидкость»

Посмотрите, я наклоняю стакан с водой. Что происходит с водой? (Она переливается в другой стакан.) Возьмите пустой высокий стакан и проделайте тоже самое. Что произошло? (Вода перелилась.) Обратите внимание, вода перелилась в другой стакан и приняла его форму. Что можно сказать про воду, это жидкое, твёрдое или сыпучее вещество? (Жидкое) Верно, вода — это жидкость. Что она может делать? (Течь, литься, переливаться.) А ещё она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Вывод: Вода – жидкость. Она течёт, льётся, переливается и принимает любую форму. (Прикрепить символ.)

А ещё вода может шуметь и даже петь. Давайте немного отдохнём, попутешествуем в мир звуков воды.

 

Физминутка

Встаньте у своих столов и закройте глаза. (Звучит шум прибоя.) Что это шумит? Где мы оказались? (Это шумят волны.) покажите, как двигаются волны? (Движения руками вперёд – назад.) Теперь закройте глаза и отгадайте, что звучит? (Звучит журчание горного ручья) Что это? (Это журчит ручей.) Покажите, как ручеёк перекатывается через камушки. (Волнообразные движения сцепленными руками. На капель – стучат пальчиками по ладошкам, во время дождя топают по лужам и садятся на свои места.)

Ну вот, отдохнули, продолжим наши исследования. Мы уже установили, что вода – это жидкость, она прозрачная, у неё нет вкуса и запаха.

 

Опыт 5. Различные состояния воды.

Посмотрите, что это у меня? (Раздаю всем кусочки льда.) Да, это лёд. Подержите его в ладошке. Что с ним происходит? (Он начинает таять.) Почему? (Потому, что ладошки тёплые.) Что получится изо льда, когда он растает? (Вода) Значит лёд это что? (Замёрзшая вода.)

Вот мы с вами и установили, что вода тоже волшебница, она может превращаться в лёд. Приглашаю всех подойти к моему столу и стать вокруг. Я вам покажу ещё один опыт. (Набираю в ложку немного воды и показываю детям. Зажигаю свечу и нагреваю над пламенем каплю воды в ложке. Постепенно вода испаряется.) Куда исчезла вода? (Испарилась.)

А теперь вспомните, когда кипит чайник, что вырывается из-под крышки? (показать иллюстрацию). Верно, пар. Это при кипении вода превращается в пар.

А я вам открою ещё один секрет – пар может снова превратиться в воду, если остынет. Так получается туман. Вода в тёплый день испаряется с поверхности земли, а ночью, когда прохладно остывает и превращается в туман.

Вот какое открытие мы с вами сделали – вода волшебница, умеет превращаться.

Вывод: При замерзании вода превращается в лёд, а при нагревании – в пар. (Прикрепить символ.)

 

Опыт 6. «Вода – растворитель»

А сейчас мы проведём последний опыт. У вас на столе стоит ещё 1 стаканчик. Как вы думаете, что в нём? (Вода) Как вы догадались? (Там прозрачная жидкость.) Попробуйте её. (Там солёная вода.) Как получилась солёная вода? воду насыпали соль.) А я её что-то не вижу. Где она? (Она растворилась.) У вас на столе лежит кусочек сахара. Бросьте его в воду и размешайте. Что происходит с кусочком? (Он стал меньше.)

Куда исчезает сахар? (Он растворяется.) Мы с вами сделали ещё одно открытие – вода умеет растворять. Что ещё может растворить вода? (Соль, соду, стиральный порошок.) А песок? (Нет.) Давайте проверим. Насыпьте в другой стакан с водой песок и размешайте. Что вы видите? (Вода стала мутной, а песок осел на дно.) В следующий раз я вас научу, как можно очищать воду, делать её чистой и прозрачной.

Вывод: Вода умеет растворять некоторые вещества.

Итак, дорогие исследователи, что мы сегодня узнали о воде?

Вода –это жидкость, она прозрачная, не имеет цвета, запаха и вкуса; вода умеет растворят некоторые вещества.

А ещё вода волшебница. Она может превращаться в лёд и пар;

Что мы знаем о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наестся, не напиться!

Смею я вам доложить

Без воды нам не прожить!

Вода это жизнь. Она нужна всем и человеку и животным и растениям. Даже неживой цветок, сделанный и бумаги, в воде может распуститься. Опустите в тарелочку с водой бумажный цветок и вы в этом убедитесь! (Дети опускают в воду бумажный цветок, у которого лепестки загнуты к центру. Бумага намокает и лепестки постепенно раскрываются.)

Наши исследования на сегодня закончены. В следующий раз мы продолжим исследования и узнаем ещё много нового.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий зимнего спортивного праздника «Снежные старты Маши и Миши»

Сценарий зимнего спортивного праздника «Снежные старты Маши и Миши» (Старший дошкольный возраст) Цель: Укрепление здоровья детей через физические упражнения и подвижные игры. Задачи: -...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие к…

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие к лесным зверям» Задачи: - связная речь: учить составлять короткий рассказ вместе с...

Викторина по сенсорному воспитанию детей для старшего дошкольного возраста

Викторина по сенсорному воспитанию детей для старшего дошкольного возраста Цель: Формирование сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1.Создать условия для развития...

Читайте также

Конспект игры «Что? Где? Когда?». Тема: «Знатоки ПДД»

Конспект игры «Что? Где? Когда?». Тема: «Знатоки ПДД» Подготовительная группа компенсирующей направленности (6 – 7 лет) Цель: сформировать у детей устойчивые знания и...

Ландшафтное озеленение территории. Проект «Детства яркие островки»

Ландшафтное озеленение территории. Проект «Детства яркие островки» Аннотация Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого дошкольника – здесь...

Дидактическая игра «Народные промыслы»

Дидактическая игра «Народные промыслы» Дидактическая игра «Народные промыслы» направлена на культурное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста. В занимательной игровой форме дошкольники знакомятся с...