Путешествие во времени на тему «Защитники земли Российской»
(Тематическое занятие с использованием нетрадиционных методов в организации совместной деятельности взрослых и детей)
подготовительная группа
Ведущая: «Здравствуйте ребята! Вы любите путешествовать?».
Дети: Да!
Ведущая: «Я хочу вам предложить необыкновенное путешествие, в героическое прошлое нашего отечества вы согласны? ».
Дети: Да!
Ведущая: «А как называлась Россия в давние времена?».
Дети: «Русь!».
Ведущая: «Велика и могуча наша страна Российская – а в старину и правда называлась она Русь».
(Показ на экране природа Русской земли, и звучит музыка)
Ведущая: «А славилась она не только красотой и величием наших лесов, рек, полей, но и богатством земли нашей русской.
Все может родная земля: накормить тебя теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить красотой необыкновенной. И только защитить сама себя не может. В древние времена Русь окружали многочисленные враги. И на защиту своей земли русской, поднимался народ сильный, смелый, отважный – готовый в любую минуту постоять за свою Родину. Народ таких смельчаков называл – богатырями».
(Показ на экране репродукции картины В.М. Васнецовой «Богатыри».)
(Включается музыка)
Ведущая:
…. Земля чуть видимо курится
Восходит первая заря.
Остановились на границе
Три всадника – богатыря!
Перед вами народные герои, былинные богатыри, о которых рассказывают в песнях, сказаниях, былинах, русский народ!
В центре на черном коне Илья Муромец, справа от Ильи на белом коне Добрыня Никитич, слева от Ильи Алеша Попович.
Я хочу вам ребята предложить послушать произведение композитора Модеста Петровича Мусоргского, как он смог тему богатырей отобразить через музыку и передать представление о русском воине – богатыре как о защитнике Отечества.
А вы ребята подумайте и покажите, как вы представляете в движении или в танце себе богатырей.
(Дети прослушивают произведение и показывают движения имитируя в их представлении богатырей.)
Ведущая: «Расскажите ребята, что вы поняли и что вы бы хотели показать в исполнении этих движений».
(Педагог проводит беседу с детьми и узнает их мнение.)
Ребенок:
На дальних заставах
Мы Русь охраняли,
Коварных врагов
От границ отгоняли.
Ведущая: «Богатыри были во все времена. Кто из вас знает пословицы о богатырях?»
Дети:
I – «Богатырская рука однажды бьет».
II – «Богатыря узнаешь на поле брани».
III – «Доброе братство милее богатства».
(Танец «Богатырей» под музыку песни С. Намина «Богатырская сила».)
Ведущая: «Ребята вы молодцы, а давайте мы спросим у наших гостей, а знают ли они великих русских полководцев?». Ведущая задает вопрос гостям присутствующим в зале.
Продолжите фразу и назовите ее автора………….
1) «Кто с мечом на русскую землю придет…. (тот от меча и погибнет А. Невский)
2) «Тяжело в учении…. (легко в бою А. Суворов)
(Показ на экране репродукции «Война 1812 г.».)
Ведущая: «Да ребята в далеком 1812 году на Россию напала армия французского императора Наполеона, но отразить его нападения и выгнать французов из Москвы смогла русская армия во главе с полководцем КутузовымМихаилом Илларионовичем. Все это происходило на земле русской много лет назад. Во все времена, народ отражал нападения иноверцев на нашу Родину. Вот такие защитники жили, да и живут на Руси. Ребята кстати в прошлом году исполнилось 200 лет со дня победы над французами в этой войне.
Ведущая:
На поле, бранном тишина
Огни между шатрами
Друзья, здесь светит нам луна, здесь кров небес над нами.
(Жуковский).
Дети рассматривают репродукцию.
Инсценировка «Гусары на привале»
Генерал:
Был вчера я солдатом
А сейчас генерал,
За Россию сражался
Под Москвой полк стоял,
Те далекие годы никогда не забыть.
Обещаем отчизне
Также верно служить.
Гусар:
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром
Французу отдана?
Генерал:
Да, были люди в наше время
Не то, что нынешнее племя,
Богатыри – не вы!
Гусар:
Изведал враг в тот день не мало
Что значит русский бой удалый
Наш рукопашный бой.
Ведущая: «Во времена батальных сражений в часы отдыха на привале, солдаты рассказывали байки, складывали песни, шутили - отдыхали».
Мы с вами тоже немного отдохнем. А начнем мы с вами с разминки наших пальцев.
«Пальчиковая игра»
1) «Бойцы-молодцы»
Пальцы эти – все бойцы,
Удалые молодцы.
Два – больших и крепких малых
И солдат в боях бывалых,
Два – гвардейца-храбреца,
Два – сметливых молодца,
Два – героя безымянных,
Но в работе очень рьяных,
Два мизинца-коротышки –
Очень славные мальчишки!
Один, два, три, четыре, пять –
Будем молодцев считать, (2 раза)
Пальцы встали дружно в ряд –
Десять крепеньких солдат.
2) «Превращенье»
Я люблю свои ладошки
Мы похлопаем немножко
Поздороваемся дружно,
Вместе музыке послужим
Указательный уходит,
Безымянный вдруг исчез
И высокий купол храма
Вырастает до небес!
Дыхательная гимнастика. (1. Воздух в животик. 2. Насос и др.)
Артикуляционная гимнастика. (1. «Поза льва» 2. «Чистим зубы» и др.)
Распевка.
Песня «Солдатушки – браво ребятушки» русс. нар. песня
Игра на музыкальных инструментах (Игра на шумелках, гремелках, шуршунчиках детей и их родителей.)
Игры детей с родителями (1. Перетягивание каната. 2. Кто больше закинет «ядер» на территорию недругов. 3. Поймай «снаряд»
Ребенок:
Россия – как из песни слово
Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки
Раздолье, русская душа.
Ребенок:
Люблю тебя, моя Россия,
За ясных свет твоих очей
За ум, за подвиги святые
За голос звонкий, как ручей.
Ребенок:
Родина! Отечество Святое!
Перелески…Рощи…Берега
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Ребенок:
Это позабудется едва ли
И на век останется Святым –
Землю ту, что Родиной назвали,
Коль придется, сердцем защитим!
Песня «О России»
Ведущая: «Во все времена на защиту России вставал народ. И до сих пор в памяти людей остались события той самой страшной войны 20-го века, войны с Гитлером».
Ребенок:
Летним утром на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких,
Против всех людей советских
Это значит – против нас.
Ребенок:
Мир герои отстояли
Жизнь они за нас отдали,
Сохраним в сердцах своих
Память вечную о них.
Ребенок:
Позади остался страшный час,
Все о войне узнали мы по книжкам,
И мир который есть у нас сейчас
Он очень нужен всем девчонкам и мальчишкам.
Песня «О мире»
Ребенок:
Войны не хотим мы, нигде, никогда
Пусть мир будет в мире Везде и Всегда!
Пусть птицы щебечут и пчелы гудят
И дети на мирное небо глядят.
(Ритмопластика под музыку песни Л. Агутина «Граница».)
Дети уходят.
Методические рекомендации для музыкальных руководителей.
1. Предлагаю использовать на занятиях индивидуальный подход к каждому ребенку т.е. проводить не только коллективные формы работы, но и индивидуальные занятия сотдельными детьми, которым трудно дается освоение певческих и музыкально ритмических навыков.
2. Применять на занятиях музыки наглядный материал, музыкально-дидактические игры, пособия, направленные на усвоения метроритмических навыков, с условием учета психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста.
3. Использовать нетрадиционные формы работы не только на занятиях музыкой, но и вне занятий: советовать дома, родителям совместно с детьми изготовить из любого бросового материала шумелки, гремелки, шуршунчики, музыкальные коробочки и др.
4. Применять на занятиях дыхательную гимнастику, артикуляционные и вокальные упражнения.
5. Пальчиковую гимнастику.
6. На музыкальных занятиях использовать музыкально-двигательные упражнения, ритмопластику, для физической разрядки детей и снятия усталости.
7. Планировать и проводить совместно с родителями спектакли, концерты, досуги с использованием нетрадиционных методов, (игры на музыкальных инструментах, постановок спектаклей, кукольных театров и т.д).
8. Проводить тематические беседы с воспитателями и родителями.
Список используемой литературы и оборудования:
1. Антонов. Ю.Е., Левина. Л.В., Розова. О.В., Щербакова. А.И., Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура») – М: АРК-ТИ, 2003г.
2. Гладких. Л.П., Архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), Меньшиков. В.М. Основы православной культуры, Мир - прекрасное творение учебно - методическое пособие для педагогов детских садов. Курск 2008.
3. Комратова Н.Г., Грибова. Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4- 6 лет, М. 2007 г.
4. Зимина. А. Н. Государственные праздники для дошкольников, учебное пособие М.2005 г.
5. Писарева А.Е., Уткина В.В., Живем в «Ладу», патриотическое воспитание в ДОУ, Творческий центр, Сфера. М. 2007.г.
6. Склярова Т.В., Метлик. И.В., составители: протоиерей Олег Кобец, Гладких. Л.П. День Народного Единства, по благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, Белгород 2010 г.
7. Каплунова И.П., Новооскольцева И.А., Программа «Ладушки» подготовительная группа, дополнительный материал, Пальчиковая гимнастика, Санкт- Петербург, 2009 г.
8. Овчинникова. Т.Г., Логопедические распевки
9. Роот-Харис З.Л., Музыкально – дидактические игры Пресс., М.: 2004 г.
Использовался музыкальный материал:
1. Мусоргский М.П. «Картинки с выставки»;
2. С. Намин «Богатырская сила»;
3. Л. Агутин «Граница».
4. Была показана слайд презентация, на которой использовались: картины и фото В.М. Васнецова «Богатыри»; картины из истории 1812 года; иллюстрации «Природы Земли Русской».
Читайте также |
---|
Театрализованная игра «Кошка»
Театрализованная игра «Кошка» Аннотация: Игра театрализованная «Кошка» предназначена для детей 2-3 лет. Игра развивает связную речь, внимание, двигательную активность. Цель: Учить детей театрализации. Задачи: OO «Речевое...
Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Наши имена…
Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возрастаТема: «Наши имена и фамилии» Цель: закреплять знания о том, что у каждого человека есть...
Мастер-класс для воспитателей по изготовлению дидактического пособия «Книжка малышка на…
Мастер-класс для воспитателей по изготовлению дидактического пособия «Книжка малышка на стихи А. Барто» Цель мастер-класса: поделиться с педагогами опытом работы по...