Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи. Тема: «Прощание с зимней сказкой»

Цели:

Образовательные:

1. Упражнять в образовании относительных прилагательных и согласовании прилагательных с существительными;

2. Закрепить понятия признака предмета;

3. Формировать связную монологическую и диалогическую речь.

Коррекционные:

1. Развивать память и внимание, учить логически мыслить.

2. Развивать общую и мелкую моторику и координацию движений.

3. Развивать речевое дыхание и голос.

Воспитательные:

1. Учить видеть и понимать красоту и богатство родной природы.

Активизация словаря: зима, сугробы, лапы елей, снежная, морозная, вьюжная, сверкающие.

Методические приемы:

  • Проблемная ситуация;
  • Путешествие;
  • Составление целого из частей;
  • Игры - упражнения;
  • Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса (Вьюга)
  • Имитация движений
  • Речевые игры
  • Музыкальное сопровождение

Предварительная работа:

Изучение тем: «Зимняя одежда», «Времена года», «Дикие животные», «Зимующие птицы».

Изучение грамматических тем: «Понятие признака предмета», «Относительные прилагательные».

Разучивание на занятии по логоритмики игры «Зимние забавы»

 

1. Организационный момент.

-  Ребята, какой же сегодня прекрасный день, и я очень рада Вас видеть. Какие же вы все сегодня нарядные и веселые. Давайте мы подарим друг другу комплименты.

2. Знакомство с темой занятия.

(На панно выставлены пейзажи с изображением зимы)

-   Совсем скоро закончится время года, которое мы с вами очень полюбили. Уходит зима. Зима - очень красивое время года. Ребята, а чем красива зима? (Ответы детей: зима снежная красивая, повсюду лежит искрящийся белый снег, деревья окутаны в теплые снежные шубы, зима может быть вьюжная и холодная, светит яркое зимнее солнце).

-   Зима - чудесное время года. Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. Но прежде чем отправляться на прогулку, нужно потеплее одеться.

-   И сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть на картинки и выбрать те, на которых изображена зимняя одежда.

 З. Игра «Назови, из чего сделана»

(На панно выставляю картинки с изображением одежды. Дети по очереди подходят к панно, выбирают картинки и отвечают на вопросы логопеда). Логопед: - Саша, что ты выбрала?

Ребенок: - Я выбрала варежки, потому что они шерстяные, теплые, и т.п.

- Молодцы, ребята, вы все хорошо справились с этим заданием и теперь, когда мы все одеты по погоде, я предлагаю вам совершить прогулку в зимний лес. А как же мы туда доберемся? Ведь вьюга засыпала все тропинки. Скажите, на чем можно добраться до леса?

(Ответы детей: на машине, на лыжах, на вертолете, на поезде, на коньках и т.д.)

Звучит музыка.

4. Игра «Зимние забавы»

Мы на лыжи встали, по сугробам побежали. На коньки мы встали, От мороза убежали. Мы на санки сели,

По сугробам полетели.

-  Вот мы и добрались. Ребята, оглядитесь вокруг. Как же красиво в зимнем лесу. А как легко дышать чистым морозным воздухом. Давайте вместе с вами подышим этим лесным воздухом. (Вдох носом, выдох ртом)

Звучит музыка.

5. Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса «Вьюга»

Старая седая, с ледяной клюкой

Вьюга ковыляет Бабою-Ягой

Вьюга воет: «3- з- з- з- з» (с усилением звука)

Застонал лес от вьюги: «М -м -м -м» (тихим высоким голосом)

Тяжело стонут дубы: «М -м -м -м» (Громко низким голосом)

Стонут берёзы: «У -у -у -у» (Тихо высоким голосом)

Шумят ели: «Ш -ш- ш- ш»

Но вьюга стихает: «С -с -с -с» (С понижением голоса) И лес вновь затих....

-  Красиво зимой! Ничего что все ветки засыпаны снегом, а на широких лапах елок лежат целые сугробы. Заденешь ветку - снег так и сыплется, так и сверкает разноцветными искрами. В поле, в лесу расстелила зима по земле белый теплый пушистый ковер и спрятала под ним от мороза зверей.

6. Отгадывание загадок.

-  А для того, чтобы вы узнали, кого спрятала зима за лапами елей и деревьев я хочу загадать вам загадки о животных.

Давайте присядем на пенечки и внимательно послушаем загадки.

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

 

Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится. (Заяц)

 

Хозяин лесной Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

 

Летом катиться клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.   (Ёжик)

 

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.   (Олень)

 

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки.   (Мышь)

 

Есть на речке лесорубы

В серебристо-бурых шубах,

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры)

 

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост - краса.

Кто это? (Лиса)

 

На овчарку он похож.

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.   (Волк)

 

(Дети отгадывают загадки, за правильные отгадки получают маски животных)

-   Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием, отгадали все загадки.

-   Дети, посмотрите, кто-то сидит под елочкой. Это зайчишка спрятался, только он почему-то грустный. Узнаем почему он плачет?

Логопед: -Здравствуй зайка! Мы - ребята из группы «Солнышко», путешествуем по зимнему лесу.

Ушастик: -Здравствуйте! А я живу в этом сказочно красивом лесу. Меня зовут Ушастик.

Логопед : - Ушастик, а почему ты такой грустный? Что случилось? Ушастик: - Большинству животных зимой очень трудно себя прокормить. Лесник попросил меня помочь ему накормить животных и дал карточки, а я

все перепутал. Я не смогу помочь бедным зверям, а это значит что они останутся голодными.

Логопед : Ушастик, не переживай. Наши ребята знают чем питаются лесные жители и с удовольствием помогут тебе. Ребята, мы поможем Ушастику?

7. Игра «Накормим лесных жителей»

Детям раздаются карточки и фломастеры. Логопед: -Ушастик, посмотри, как наши дети правильно справились с заданием! Ребята, расскажите Ушастику чем питаются звери изображенные на ваших карточках.

(Ответы детей: - Медведь питается медом, белочка - орехами, кабан - желудями и т.д.)

Ушастик: - Какие же вы молодцы, ребята! Теперь никто из животных не останется голодным. Спасибо вам большое!

-  Хорошо в лесу, ни шороха..., и птиц почему-то не слышно. Ребята, а почему же птиц не слышно, почему никто не поет песни.

(Ответы детей: Зимой птицы улетают в теплые края, а те, что остаются перебираются поближе к людям)

-  А вы знаете какие птицы остаются на зимовку? (воробей, ворона, голубь, синица, снегирь, сорока, клест)

Ушастик: - Молодцы, дети, вы вспомнили всех зимующих птиц. А в игру со мной вы поиграете? Я приглашаю вас на заснеженную полянку нашего сказочного леса. Давайте встанем в круг.

-  Игра называется «Улетает - не улетает». Я буду бросать вам комочек снега и называть птиц. Если птица улетает - вы должны вернуть мне снежок, а если остается - поймать снежок. Все готовы?

8.  Игра «Улетает - не улетает»

-   Молодцы, ребята, вы играли лучше всех!

-   В лесу живут не только птицы, но и животные тоже, и для того, чтобы нам вспомнить животных я предлагаю Вам поиграть в игру «Теремок».

9.  Игра «Теремок»

10. Физкультминутка.
Шумный Ба-Бах

В очень громких сапогах (Шаги на месте) Ходит по лесу Ба-Бах!

И, заслышав этот звук, (Слушаем, приложив ладонь к уху) В ветках спрятался Тук-тук, (Закрыть лицо ладонями) На сосну взбежал Цок-цок, (Прыжки на месте) В чащу кинулся Прыг-скок, (Присесть) Чик-чиришка в листья порх! (Махи руками)

Шебуршонок в норку порх! (Присесть и делать движения руками) Тихо -тихо все сидят (пригрозить пальцем) И, хихикая, следят,

Как шумит в лесу Ба-Бах {Шаги на месте) В очень громких сапогах!

-   Вот какая интересная прогулка у нас получилась! А теперь, ребята, пора возвращаться в детский сад. Но для того, чтобы нам туда попасть, нужно выполнить последнее задание.

-   Во время сегодняшнего путешествия вы много узнали о зиме и её признаках, о поведении животных в зимний период.

11. Составление рассказа с опорой на пиктограммы.

В этом конверте лежат символы. И сейчас, я предлагаю Вам глядя на них составить рассказ о зиме и жизни живой природы в зимний период.

(Сугробы: Зимой повсюду лежит белый искрящийся снег. Вьюга наметает огромные сугробы. Детям нравится играть в мягких, белоснежных сугробах. Солнце: Солнце зимой светит, но не греет.

Дерево и ель: Все деревья стоят голые и лишь елочка раскинула свои зеленые ветки.

Скворечник: Многие птицы улетели в теплые края, а те, что остались перебрались поближе к людям, и живут в скворечниках. Зайка: Животным зимой тяжело. В лесу мало корма, да и от хищников скрываться трудно. Поэтому зайка сменил серую шубку на белую. Многие животные на зиму ложатся в спячку, а некоторые сидят в норках и ждут наступления весны, питаясь припасами на зиму.

Снежинки: Как же красиво зимой! Повсюду искрятся и сверкают снежинки.)

- Пока мы составляли рассказ, мы и не заметили, как опять очутились в своей группе. Ребята, вам понравилось наше путешествие в зимнюю сказку? Что именно вам понравилось? Вспомните в какие игры мы играли? Какая вам больше всего понравилась? Кого мы встретили в лесу? Давайте мы сделаем аппликацию «Зайца» и подарим её нашему новому другу.

Аппликация «Заяц».

- Зима прощается с нами, но пройдет время и вновь выпадет снег. Мы сможем опять очутиться в прекрасной зимней сказке. Побродить по заснеженному лесу, помочь животным и узнать ещё много нового. Мы с нетерпеньем будем ждать следующую зиму, а пока скажем ей «До свиданья!»



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Многофункциональное дидактическое пособие «Сенсорный планшет»

Многофункциональное дидактическое пособие«Сенсорный планшет» Данное пособие способствует развитию связной речи, внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук. Учит считать в пределах...

Инновационная работа «Детского сада «Полянка»

Инновационная работа «Детского сада «Полянка» В ХХI веке возросла опасность нарушения биосферного равновесия и риски неустойчивого развития цивилизации. Только в первое...

Дидактические игры по математике

Дидактические игры по математике «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое...

Читайте также

Театрализованная игра «Коза»

Театрализованная игра «Коза» Аннотация: Игра «Коза» предназначена для детей в группах раннего возраста. Игра способствует развитию речи, внимания и двигательную активность. Цель: Создание положительного...

Календарный план на неделю «День победы»

Календарный план на неделю «День победы» Тема: «День победы» Цель: Познакомить детей с историей праздника 9 Мая; рассказать о Великой Отечественной войне; воспитывать...

Игры с мячом в работе педагога-психолога

Игры с мячом в работе педагога-психолога Мяч один из любимых инструментов в моей работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с...